'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Национальное образование в Республике Татарстан ::
     
():  
:  
-
: , 20 2024

Национальное образование в Республике Татарстан

      Гайфуллин В.Г.,

 доктор педагогических

   наук, профессор



Национальное образование в Республике Татарстан



            Сегодня, в новых социально-экономических условиях, одной из главных целей общеобразовательной школы является достижение учащимися такого уровня нравственного развития и информационной осведомленности, которые позволили бы им включиться во все возможные деятельности постиндустриального общества с максимальным успехом.

            Гарантом подобной возможности должно выступать предоставление школам полноценного и качественного образования и воспитания на основе национально-региональных предпосылок, народной педагогики с учетом мировой цивилизации в образовании.

Татарское просвещение имеет многовековую историю. Предки татар - древние тюрки умели читать и писать еще в VI веке. У них же зародились и первые ростки просветительской деятельности. Значительное развитие татарское просвещение получило в булгарский период. С этих времен у татар существовала письменность на основе арабской графики. Начиная с Х века, с официальным принятием ислама, в Волжской Булгарии развивается сеть национальных школ - медресе. Они имели огромное значение в развитии просвещения татарского народа. В 1872 году инспектор татарских, башкирских и киргизских, казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлов писал: «Умственное развитие шакирдов довольно значительно, и несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ».

            Выдающиеся татарские просветители, общественные деятели, историки, писатели Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Фаизханов, Ш.Культеси, С.Кукляшев, М.Акмулла, Г.Махмудов, Г.Ильяси, Р.Фахрутдинов, Г.Баруди, Ф.Карими, Р.Ибрагимов вышли из медресе. В них начинали образование Г.Исхаки, Г.Камал, Г.Тукай, Ф.Амирхан, С.Рамиев, М.Гафури, Ш.Камал и другие.

            В 1905 году только в Казанской губернии насчитывалось 845 татарских школ и медресе, в них обучалось более 50 тысяч учащихся. Количество национальных учебных заведений увеличивалось: в 1907 году их стало - 877, а в 1913 году - 967.

            Развитие национального образования продолжалось и после Октябрьской революции. Однако этот процесс длился недолго. Ограничение суверенитета Татарстана до уровня автономии, ликвидация в центре Управления национальных школ преградили путь развитию национального образования. Из года в год сокращалось число татарских школ. К 1990 году из почти двухсот общеобразовательных школ г.Казани только две - татарская средняя школа ¹ 1 и школа-интернат ¹ 10, в которой учились дети-сироты из сельской местности, вели преподавание на татарском языке. Татарские школы остались только в селах. В городах же обучалось на родном языке не более трех процентов детей-татар. Всего по республике получали образование на родном языке около 28 процентов учащихся татарской национальности

            Такое положение не могло не волновать общественность республики, властные структуры и, конечно, лучших представителей татарской научной и творческой интеллигенции, учительство.

            Вот почему одной из важнейших задач в образовании начала 90-х годов стала задача возрождения и развития национальной школы, построенной на лучших исторических и культурных традиций татарского и других народов, проживающих на территории нашей республики.

Многонациональный народ нашей республики вступил в последнее десятилетие ХХ века, провозгласив Декларацию о государственном суверенитете, приняв новую Конституцию республики, Закон РТ «Об образовании», Закон «О языках народов Республики Татарстан»; в котором татарский  и русский языки получили статус государственных. В «Государственной программе Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан» были намечены новые задачи и цели развития национального образования в республике, предусматривающие национальное согласие, гарантии и права народов, населяющих нашу республику, на образование, право обучения в школе на родном языке.

Все эти и другие законодательные акты сделали возможным  создание в республике системы образования, которая бы удовлетворяла все общество, не зависимо от социальной, национальной и конфессиональной принадлежности личности, способствовала бы государственному строительству и национальному возрождению, не нарушая ценности политико-правового и социально-экономического пространства Российской Федерации.

В 1996-97 учебном году из 2.432 общеобразовательных школ республики в 1126 обучение велось по учебному плану татарских школ. Были открыты 124 татарских гимназии и лицеев, 7 татарско-турецких лицеев, а также первенец высшего национального образования Татарстана - Татарский государственный гуманитарный институт, выпускники которых пополнят национальную интеллигенцию, придут в сферы образования, культуры, литературы и искусства.

Развивается и система национального дошкольного образования. На 1 января 1997 года в республике функционировало 912 татарских детских садов, что составляет 40,3% от общего их числа. Возросло до 1123-х количество татарских групп, открытых в русскоязычных детских садах.

Не забыты в республике и дети народов, составляющих национальное меньшинство (8,2%). Работают 143 чувашские школы, а это значит, что около 50% детей чувашской диаспоры в РТ обучается на родном языке; 39 удмуртских школ (62,3% детей учатся на родном языке); 18 марийских школ (42%), 4 мордовские. Кроме того функционируют 56 чувашских, 18 удмуртских, 9 марийских детских дошкольных учреждений.

Есть у нас и так называемые смешанные школы, т.е. школы с двумя тремя языками обучения. Их около 400. В ряде городов открыты воскресные еврейские, азербайджанские, армянские, украинские и другие школы.

В целях улучшения работы национальных школ в 32 районных и городских отделах (управлениях) образования республики введена новая штатная единица заместителя заведующего отделом или методиста по национальному образованию. В 200 школах с русским языком обучения введена должность заместителя директора по национальному образованию.

В настоящее время в республике идет новый этап развития и совершенствования национального образования. Он потребовал современного теоретического осмысления и целостного подхода, т.к. эти процессы протекают в условиях перехода от концепции единой унитарной школы к формированию системы национального образования.

Наша национальная школа - это школа, обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке, передачу молодому поколению многовекового опыта народа, его нравственных устоев, трансляцию национальной культуры, формирование национального самосознания.

Возрождение национальной татарской школы началось с разработки Концепции национального просвещения (утверждена коллегией МОРТ 1 августа 1991 г.), согласно которой татарское национальное образование - это система многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающаяся на лучшие национальные традиции и одновременно основывающаяся на мировом педагогическом опыте. Национальное образование полностью опирается на общечеловеческие принципы просвещения и представляет собой неотъемлемую часть мировой культуры.

Исходными принципиальными положениями и ведущими идеями Концепции обновления содержания национальной школы в РТ являются следующие:

- создание условий для реального осуществления обучения и воспитания на родном языке в детских дошкольных учреждениях, в школах и других учебных заведениях с обеспечением образования на уровне мировых стандартов;

- формирование интеллектуальных и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа;

- усвоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности своего народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям;

- построение обучения по принципу «от близкого к далекому, от родного порога - в мир общечеловеческих знаний», обеспечение стержневого характера национального воспитания, физической и трудовой подготовки;

- осуществление подготовки молодежи к труду и жизни с учетом хозяйственного уклада и трудовых традиций народа с ориентацией на требования, возникающие при переходе к новым экономическим отношениям;

    - разнообразие типов национальных школ, других учебных заведений, дошкольных учреждений в зависимости от местных условий, возможностей и потребностей учащихся и родителей.

1990-1991 гг. стали годами создания методологии и идеологии возрождения национального образования. Были разработаны многие основополагающие документы, в т.ч. «Комплексная программа практических мероприятий по реализации концепции татарского просвещения», «Перспективная программа развития образования в РТ», «Концепция общеобразовательной школы в РТ», «Программа развития сельской школы», несколько положений: об экспериментальной воскресной татарской школе, о проведении республиканского смотра-конкурса работы учебных заведений нового типа с татарским языком обучения, о республиканском конкурсе авторских учебных программ, учебников и методических пособий и т.д.

            На основе этих и других документов школы и органы управления образованием на местах повели целенаправленную работу по созданию условий для обучения и воспитания детей на родном языке, по реализации других положений Концепции татарского просвещения.

            Одним из важнейших условий становления национальной школы является ее содержательное обеспечение. Для определения содержания татарского национального образования в республике был разработан и утвержден базисный учебный план, к нему разработано 7 вариантов. Кроме того, федеральный набор обязательных предметов был дополнен такими предметами, как «Татарский язык и литература», «Основы рыночной экономики», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и т.д.

            «Судьба» вариативной части базисного учебного плана решается в основном на местном уровне, т.е. на уровне города, района, школы. Появились такие учебные предметы и факультативные курсы, как «История Татарстана и татарского народа», «География Татарстана», «Культура татарского народа», «Мировая художественная культура», «Речь и культура общения», «История религий», «Этнопедагогика», «Основы экологических знаний», «Основы маркетинга и менеджмента», арабский, турецкий и другие языки, основы философии, логики, психологии и т.д.

            Школа как основной компонент образовательной системы должна иметь базовый аспект, содержащий главные ценности национальной культуры, доступные и целесообразные для познания и усвоения растущей личностью в школьном возрасте. В нем должно осуществляться воспитание любви к своему Отечеству и своему народу, уважение к людям другой национальности и их культуре. Образовательная деятельность  в школе должна опираться на знание учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры, к изучению народного творчества и искусства, на привитие интереса у детей и взрослых к занятиям народными промыслами, наличие тесных контактов и взаимодействия с окружающим социумом.

            С учетом вышеизложенного и были определены области знаний, составляющие ядро базисного учебного плана, учитывающие национальные исторические традиции, культурные потребности народа и предусматривающие:

            - ориентацию на формирование целостной картины мира, гуманитарного системного мышления;

            - повышение статуса гуманитарного знания;

            - формирование новой социальной идеологии, основанной на этнопедагогике;

            - приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, ее обычаям и традициям; сочетание национальной и общечеловеческой культур;

            - подготовку детей с труду в реальной деятельности, учет требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям;

            - экологическое воспитание и образование, ориентированное на разумно обоснованную деятельность;

            - воспитание любви к Родине.

            В учебных планах национальных школ кардинальное расширение получили предметы гуманитарного цикла, связанные с изучением родной культуры. Большое внимание уделялось вопросам исторического образования, физического и эстетического воспитания, трудовой подготовке молодого поколения.

            Расширенное изучение предметов гуманитарного цикла должно способствовать, с одной стороны, более успешной национальной самоидентификации учащихся и адекватному восприятию ими общемировой культуры с четким осознанием места в ней  своей родной культуры - с другой.

            При этом Концепция татарского просвещения предусматривает в качестве одной из основных целей подготовку универсально образованных людей и прямо указывает на необходимости присутствия в содержании образования, кроме федерального, регионального (республиканского) и школьного, еще одного компонента - общемирового, который позволит обеспечить включенность личности в современные мировые общецивилизационные процессы.

При разработке республиканского стандарта образования исходили из важности для наших учебных заведений принципа единства национально-региональных стандартов образования с лучшими мировыми стандартами. Наш стандарт должен задавать достаточно высокий уровень полноценного и качественного образования, обеспечивать учет наклонностей и положительную мотивацию учения. Были определены базовые требования к каждой ступени образования, обязательный уровень содержания обучения и воспитания, максимальный объем учебно-трудовой нагрузки обучаемых. При этом были учтены характерные для республики новые дисциплины, курсы по выбору, факультативы, углубленно изучение одного или групп предметов и т.д.

Сколько бы мы ни говорили о содержании образования в национальной школе, она не станет по настоящему национальной без родного языка. Родной язык человека - это не только язык его матери, это язык нации, представителем которой он является.

В условиях возрождения национальной школы возникла настоятельная необходимость пересмотра задач изучения татарского языка и литературы. Выдвигая принцип реализации права обучения и воспитания учащихся на родном языке, исходили из того, что родной язык - это основа формирования интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной в последствии создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Поэтому в новых учебных планах национальных школ родной язык и литература обрели достойное место, достаточное для более содержательного и полноценного изучения.

Татарская литература - хранительница национального генофонда, традиций, обычаев, нравов народа. Исходя из этого, в программах и учебниках по татарской литературе нашли должное отражение те произведения, в которых ярко освещаются важнейшие проблемы, связанные с историей развития общества, человечества и т.д. В учебниках по татарской литературе, составленных для различных типов учебных заведений, с учетом возрастных особенностей и образовательного уровня учащихся, включены самые лучшие художественные произведения древнетатарской, классической, современной литературы, в которых широко отражается национальный дух, прогрессивные национальные традиции, нравы и обычаи, эстетические воззрения татарского народа и братских народов Поволжско-Приуральского и других регионов.

У нашей национальной школы есть очень заинтересованные друзья - учители родного языка и литературы. Все эти годы они настойчиво совершенствовали содержание и структуру уроков татарского языка и литературы, активно искали и ищут новые приемы, методы, обеспечивающие не только прочное усвоение знаний, но и духовное и культурное обогащение учащихся. Творчески работающие учителя умело используют художественные произведения, фольклор, народное искусство для воспитания у детей чувств подлинной любви к своей земле и своему народу.

После принятия Закона РТ о языках во всех детских дошкольных учреждениях, в школах, начиная с 1-го класса, введено обязательное изучение татарского языка. Это решение было воспринято русскоязычным населением, да и учащимися с огромным интересом и пониманием важности, необходимости такого шага. В настоящее время татарский язык изучают уже более 95 процентов детей разных национальностей.

Сегодня мы можем сказать, что в Республике Татарстан основное общее образование стало двуязычным. Этот факт важен сам по себе, но он так же является ценнейшим вкладом во взаимоотношении между всеми народами, населяющими нашу республику. Понимая это, все наши органы управления образованием, высшие учебные заведения, в первую очередь идеологические, также решают проблему не только подготовки национальных кадров, но и двуязычных специалистов вне зависимости от них национальности.

Русский язык является обязательным учебным предметом во всех национальных школах и других образовательных учреждениях. Он сохраняет здесь важное значение и как язык традиционного межнационального общения, и как второй государственный язык Татарстана, и как общегосударственный язык Российской Федерации.

Наша республика имеет тесные культурные, научные, экономические, торговые, этнические связи с более 100 государствами мира. Поэтому изучение основных языков планеты является необходимым.

Знании иностранного языка - признак не только культуры и образованности, но и обеспечения татарского народа той информацией, которая имеется лишь на этом языке, это путь ускорения в соответствии с требованиями международного разделения труда, международной экономической интеграции.

Три года назад по инициативе Президента РТ М.Ш.Шаймиева Министерством образования РТ была разработана целевая комплексная программа «Иностранные языки», которая затем была рассмотрена и утверждена Правительством РТ. Сегодня в республике 16 специализированных школ, в которых отдельные предметы преподаются на иностранном языке, 586 классов с углубленным изучением иностранных языков. Во всех школах нового типа, экспериментальных школах кроме обязательного иностранного языка, изучаемого с 1-го или 2-го класса, введено обучение второму иностранному языку, западному или восточному.

Как правило, во многих татарских школах, в первую очередь, гимназиях и лицеях, в качестве второго иностранного языка изучается, арабский или турецкий язык. В некоторых «языковых» гимназиях и лицеях, где обучение иностранным языкам осуществляется по принципу контрастивности, изучаются и другие западные и восточные языки (польский, испанский, хинди, китайский и др.).

Программа «Иностранные языки» в числе других предусматривает и следующий принцип преподавания иностранных языков: «родной язык - иностранный язык», так как некоторые иностранные языки, в т.ч. и западные, по фонетическому строю и некоторыми другими признаками более близки к татарскому языку. Используя эту особенность, разрабатаются новые технологии обучения иностранным языкам.

Современный процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях, а это вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания национального образования.

Как известно, общечеловеческое развитие ребенка должно строиться на основе национальных традиций и форм жизнедеятельности. Поэтому воспитание учащихся на традициях и ценностях национальной культуры становится в Татарстане ведущим направлением обновления содержания и организации образовательной работы.

Основная задача, которая стоит перед школой, - повышение культурного уровня подрастающего поколения. Решать ее можно только приобщая школьников к сокровищнице национальной культуры.

Наши учителя ставят перед собой, в основном, следующие задачи: расширять границы национального в интеллектуально-понятийном и эмоционально-чувственном восприятии произведений художественной культуры; научить видеть, слышать, чувствовать широкие пласты многосоставной национальной традиции, находить черты самобытной культуры народов; научить понимать язык искусства, развивать эмоционально-чувственное восприятие художественных произведений.

            В школах республики образовательная область «Искусство» представлена не только уроками изобразительного искусства, музыки и пения, хореографии, курсами «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство и художественный труд»; но и новыми курсами на выбор: «Культура татарского народа», «Художественная культура Татарстана», «Национальная культура», «Культура и религия», «Мусульманская культура», «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», «История развития татарской живописи» и другими.

            Разработаны учебные программы и учебные пособия по этнографии, фольклору, истории религий, театра, народных ремесел.

            Например, курс «Культура татарского народа» включает в себя не только историю культуры, но и татарскую этнографию, народную педагогику и психологию. Он построен так, чтобы дети имели возможность приобщаться в первую очередь к культуре собственного народа, к собственной истории и культуры народов, исторически и этнически родственных, и наконец, к мировому художественному опыту.

            В программу по музыке на всех этапах обучения во многих школах, в т.ч. русскоязычных, включены разделы «Музыка татарских композиторов», «Народная татарская песня», «Народные татарские музыкальные инструменты» и т.д. Курс «Мировая художественная культура» многими учителями расширен за счет включения тем по изучению культуры, искусства, литературы народов Востока.

            На школьном уровне разработаны и ведутся такие факультативные и специальные курсы, как «Татарский и русский фольклор», «Танцевальное творчество народов Поволжья», «Прикладное искусство народов Прикамья», «Прикладные музыкальные инструменты», «Татарское народное музыкальное творчество», «История татарского театра», «Народное творчество», «Татарское народное творчество и народные промыслы», «Традиции и обычаи татарской семьи» и многие другие.

            Благодаря этому содержание школьного образования расцвечивается всеми красками культуры татарской, русской, других народов, населяющих нашу республику.

            Во многих случаях эти программы и курсы по художественно-эстетическому циклу объеденены с одной-двумя другими дисциплинами. Благодаря интеграции расширяются познавательные возможности учеников, усиливается воспитывающее воздействие образовательного процесса. На занятиях широко используется народная и современная национальная музыка, фольклорные произведения, живопись. Учащиеся с интересом учатся играть на народных инструментах, исполнять национальные танцы, народные песни, постигают народные ремесла.

            Интересен опыт исследований творческих коллективов школ. Процесс педагогических поисков идет по многим направлениям, наиболее значительными среди них являются разработка и апробация новых педагогических технологий, приемов, систем обучения, воспитания и развития детей, нового содержания школьного образования, способов расширения дифференциации и интеграции в преподавании и обучении. Исследования школьных педагогов свидетельствуют о том, что их интересует также проблемы экологического обучения и воспитания школьников, культурологический аспект образования, вопросы нравственного, патриотического воспитания и т.д.

            Темой исследований татарской гимназии ¹ 5 г.Казани (директор Л.Т.Лукманова) является формирование национального самосознания и творческих способностей учащихся. Тема актуальна, т.к. исходит из тенденций, характерных для сегодняшней действительности в связи с ростом значимости национальных проблем и трудностями их решения. Отсюда возникла потребность исследовать природу национального самосознания и закономерности его формирования. Важность этой проблемы уже поставила новые задачи перед школой, педагогической наукой и практикой.

            Активно сотрудничая с учеными НИИ среднего профессионального образования АО РФ, коллектив гимназии начал свои исследования с изучения функциональных особенностей и черт национального самосознания, а затем взял наиболее ценные из них как основу для формирования и развития качеств личности каждого из своих питомцев.

            При организации уроков и внеурочных мероприятий ставятся задачи формирования знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, традициях и обрядах, нормах и правилах поведения, художественных и ремесленнических промыслах, фольклоре и т.д.

            Эта исследовательская работа увлекла школьников и педагогов. Уже сейчас в школе появилось много ценного и интересного, о чем было неоднократно подчеркнуто в выступлениях на международной научно-практической конференции, состоявшейся в мае прошлого года на базе данной гимназии.

            Педагогический коллектив Татарской школы-педагогического лицея ¹ 29 г.Набережные Челны (директор И.В.Вагидуллин) на протяжении нескольких лет ведет научно-экспериментальную работу по нескольким направлениям. Это - разработка и апробация содержания, форм и педагогических методов реализации принципов и технологий развивающего обучения; работа по ранней ориентации учащихся на профессию учителя и их допрофессиональная подготовка, а также разработка совместно с учеными-практиками теоретической модели и дидактических средств внедрения в педагогическую практику национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Воспитательная работа в школе-лицее ведется по авторской программе в рамках деятельности творческого объединения учащихся, учителей и родителей «Мирас в´ заман» («Наследие и современность»).

            Вся образовательная и научно-экспериментальная деятельность ведется совместно с учеными и преподавателями Набережночелнинского и Елабужского пединститутов, института непрерывного педагогического образования, Камского политехнического института, Набережночелнинского педагогического колледжа.

            Учительница Шалинской средней школы Пестречинского района Абдрахманова Я.Х. с 1993 года вела апробацию экспериментальной программы по татарскому языку и литературе, составленной доцентом КГУ А.Г.Яхиным. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что программа не только коренным образом отличается от существующей, но рассчитана на творчество, эмоциональный контакт учителя и учащихся. В ходе эксперимента были сделаны выводы о том, что программа рассчитана на развитие аналитического мышления, выработку активной жизненной позиции учащихся. Она помогает добиваться более хороших (по сравнению с контрольным классом) знаний и умений учащихся, способствует развитию речи, развивает интерес к чтению художественной литературы.

            Во многих школах ведется экспериментальный поиск путей изменения содержания образования за счет широкого включения в него культурологического аспекта, причем не в качестве отдельного компонента, довеска к основному учебному материалу, а проходящего стержневой линией на всех этапах обучения. Так, директор татарско-русской гимназии ¹ 68 г.Казани Салихова А.Х. совместно с учителем татарского языка и литературы Гимадеевой Н.С. разработали интегрированный курс «Культура татарского народа» для учащихся с 1-го по 11-ый класс. Он состоит из 7 разделов: «Фольклор и народная музыка» (1-5 кл.), «Декоративное искусство и прикладные ремесла» (6 кл.), «Этика, этикет и культура общения» (7 кл.), «Культура татарского народа (8 кл.), «История религий» (9 кл.), «Этно-педагогика и этно-психология» (10 кл.), «Пути развития цивилизаций» (11 кл.). В практической реализации данного курса активно учавствуют преподаватели музыки, ИЗО, технологии, хореографии, деятели культуры и искусства и учащиеся.

            Наши школы-лицеи, гимназии, школы-экспериментальные площадки, колледжи работают в новом статусе не так уж много времени, и о каких-то фундаментальных результатах говорить еще рано. Нас удовлетворяет то, что педагогические коллективы многих из них не ограничились лишь сменой вывесок, а работают серьезно, на научной основе, по-новаторски. И это приносит свои плоды. Создано, апробировано и внедряется в педагогическую практику немало интересных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий. Разрабатываются содержание подготовки детей к школе, технологии и системы всестороннего изучения детей как основы для отбора в школы и классы в соответствии с их способностями и интересами.

            Процесс обновления содержания национального образования повлек за собой не только коренное изменение учебных планов, методов и технологий обучения, но потребовал создания школ нового типа, новых учебных программ, учебников, методических пособий, в первую очередь, по предметам, составляющим национально-региональный компонент образования.

            Для создания учебно-методической литературы нового поколения был задействован весь интеллектуальный потенциал республики: ученые Академии наук РТ, Казанского госуниверситета, Казанского педагогического университета, Елабужского и Набережночелнинского педагогических институтов, Института повышения квалификации работников образования РТ, лучшие преподаватели педагогических колледжей и училищ, школьные учителя.

            В ходе выполнения Закона о языках Республики Татарстан и Государственной программы развития национального образования осуществлено создание оригинальных учебников по татарскому языку и литературе. Уже с 1992 года начали разрабатываться и издаваться три комплекта новых программ и учебников: - для татарских школ; - для учащих-татар школ с русским языком обучения; - для русскоязычных учащихся.

К каждому учебнику были разработаны методические пособия, хрестоматии, дидактические материалы.

            В 1992-1993 учебном году учителям татарского языка впервые было предложено на выбор два варианта программ и учебников с различными методическими рекомендациями по изучению курса под редакцией доктора филологических наук, профессора КГУ Ахмадуллина А.Г. и доцента КГУ Яхина А.Г.

            В 1992-1996 гг. были изданы новые учебники для татарских школ: по татарской литературе с 5 по 11 класс, по татарскому языку - с 5 по 9 класс. Учебник для 10-11 классов находится в стадии разработки.

            Для учащихся-татар, обучающихся в русской школе, с 1994 по 1997 год также изданы новые учебники по татарскому языку и литературе со 2-го по 11-ый классы.

            Начата и успешно продолжается работа по созданию и выпуску новых типов учебников по татарскому языку для русскоязычных учащихся. Уже изданы учебники для 1-6 классов, сданы в печать - для 7-9 классов, в стадии разработки для 10 и 11 классов.

            Во всех программах и учебниках по родному языку усилена практическая направленность обучения. Их основной целью становятся развитие умения пользоваться лексическим богатством и выразительными средствами языка, формирование способностей логически мыслить и художественно творить на родном языке.

            Среди программ и учебных пособий немало таких, которые созданы впервые, «Программа по родному языку для детских садов и семьи», «Программа по обучению татарскому языку русскоязычных детей в детских садах», «Хрестоматия для татарских детских садов «Г¿лбакча», «Фонохрестоматия по изучению татарского языка в детских садах», «Фонохрестоматия татарских песен и сказок» и др.

            Для лицеев и гимназий также издан ряд учебников: «Современный татарский литературный язык», «Сборник упражнений и занимательных материалов по татарскому языку» (доц. КГУ Ф.С.Сафиуллина), «Татарский язык для русскоязычной аудитории» (доктор филол. наук А.Ш.Асадуллин и академик, ректор КГПУ Р.А.Юсупов). Изданы два учебника по арабскому языку (1992 год). Авторы - доцент КГУ Л.Н.Тазиева и доцент МЧГПИ С.Р.Абдуллина, второго - доцент КГУ Д.Г.Зайнуллин. Выполнен ряд работ фундаментального характера, например, «Развитие родной речи в начальных классах татарской школы», «Методика развития познавательной активности и самостоятельности на уроках татарского языка» и др.

            В школах республики с 8-го по 11-ый класс изучается курс «История Татарстана и татарского народа». По данному курсу разработаны программы и серия учебников, которые изданы на обоих государственных языках. Цель курса - формирование у учащихся понимания того, что история Татарстана - это составная часть всемирной истории, воспитание у молодежи чувства гордости и уважения к истории своего народа, чувства дружбы и взаимопонимания с братскими народами, населяющими нашу республику, желания внести свой вклад в ее развитие и процветание.

            В связи с введением в учебные планы татарских школ таких учебных дисциплин, как «Экономика Татарстана», «Экология Татарстана», «История религий», логика, риторика и т.д., разработаны новые программы и учебные пособия, например, «Программа по истории ислама», «Программа по истории татарской общественной мысли», программа, методические пособия и хрестоматия по курсу «Уроки нравственности», учебник «Основы правоведения», в котором изложены основы правовых знаний с учетом законодательств РФ и РТ.

            Разработаны и изданы на татарском и русском языках обновленные учебники по географии Татарстана (для 8-10 кл.), содержание которых призвано помочь учащимся детально изучить физическую, экономическую, социальную географию, население республики. В учебниках даны современные характеристики природы и хозяйства, особенности географии Татарстана по сравнению с соседними регионами России, оценка ресурсного потенциала, экологическое состояние окружающей среды, значительный статистический материал.

            В Татарстане большое внимание уделяется развитию музыкальной культуре подрастающего поколения, в первую очередь, школьников и детей дошкольного возраста. В настоящее время в Татарской национальной школе преподавание музыки ведется по новым программам, учебникам и хрестоматиям, которые предусматривают ознакомление учащихся с лучшими образцами татарского народного музыкально-поэтического наследия, музыкой замечательных татарских композиторов, в т.ч. современных. Значительное место отведено изучению фольклора народов Татарстана, народов-соседей, других тюркоязычных народов.

            Проведена определенная работа по подготовке и изданию средств наглядного обучения. Разработаны и сданы в производство таблицы по татарскому языку в трех частях (60 таблиц), таблицы и схемы по татарскому языку для работы с русскоязычными учащимися, портреты татарских писателей, видных деятелей литературы, науки, культуры. Большое внимание уделяется выпуску словарей, справочников, хрестоматий по различным предметам. Ежегодно издаются от 40 до 50 наименований учебников, от 30 до 45 наименований методических пособий.

            В концепции татарского просвещения в Государственных законодательных актах, в республиканских программах развития национального образования в РТ и других документах важное место занимают вопросы помощи и содействия возрождению и развитию национального образования татарского населения, проживающего за пределами нашей республики. О важности такой деятельности говорил в своем выступлении на II Всемирном Конгрессе татар Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев.

            Задачи по возрождению, развитию и совершенствованию национальной школы разнообразны и трудны. Ни одной из них не решить без учителя. В наших школах работает немало прекрасных учителей, настоящих новаторов обучения и воспитания. Их ряды растут с каждым годом. Это и убеленные сединами аксакалы педагогического труда, и совсем молодые педагоги. Среди них около тысячи заслуженных учителей школ РТ и РФ, более 8 тысяч отличников образования, 3,5 тысячи учителей, имеющих высшую квалификационную категорию. Шестидесяти учителям присвоена самая высокая квалификационная категория «учитель-исследователь», которая присваивается только в нашей республике.

            В своем стремлении преобразовать школу учитель не одинок. Рядом с ним идут его старший брат - вузовские педагоги. Несколько лет назад мы мечтали о создании учительского корпуса смешанного типа. Начало уже положено. В школах, в первую очередь, нового типа, эксперементальных, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, в профильных школах работает более пятисот преподавателей средних и высших заведений. Их роль в стенах школ многообразна. Они проводят уроки, лекции, практические и лабораторные занятия со школьниками, осуществляют научное руководство педагогическими и экспериментами.

            Помощь, оказываемая школе вузовскими учеными и преподавателями, огромна, но заменить ими школьного учителя нельзя. У каждого свои задачи. Поэтому комплексный, системный подход к проблеме подготовки учителя стал важнейшим направлением в развитии национального образования в Республике.

            Каковы же главные задачи в подготовке учителя, для ликвидации в ближайшее время дефицита учителей, в первую очередь, татарского языка, литературы и иностранных языков, перестройки учебного процесса в педагогических учебных заведениях с целью подготовки учителей новых специальностей, коренного улучшения качества подготовки учителя? Эти задачи поставлены самой жизнью, буквально затребованы меняющейся на глазах школой.

            В настоящее время подготовку педагогических кадров для образовательных учреждений республики осуществляют Казанский гос. педагогический университет, Елабужский и Набережночелнинский пединституты, Казанский гос. университет, 4 педагогических колледжа и 5 педагогических училищ и первенец татарского высшего образования - Татарский гос. гуманитарный институт. В них обучаются свыше 17 тысяч студентов.

            Ежегодно в общеобразовательные школы, профтехучилища, дошкольные и другие учебно-воспитательные заведения направляется от трех до трех с половиной тысяч молодых педагогов. Но полностью (и даже с избытком) возмещалась потребность только в учителях начальных классов и в воспитателях дошкольных учреждений. Ежегодно не хватало до 3,5 тысячи учителей. Наибольший дефицит в учителях татарского языка и литературы, иностранных языков, в школьных психологах и социальных педагогах, в учителях русского языка и литературы, истории, музыки и пения, ИЗО, физкультуры для национальных школ.

            Анализ положения дел привел к следующему выводу: острый дефицит в учителях, особенно перечисленных выше специальностей, порожден, в основном, из-за процессов обновления системы образования, характерных в нашей республике: увеличения сети татарских школ, классов, групп, часов на изучение как родных языков, так и иностранных; уменьшения неполняемости классов, в первую очередь в экспериментальных, в классах с углубленным изучением учебных предметов; перехода на предметное обучение в начальных классах и т.д. Эти и другие нововведения, как уже говорилось, позитивно отразились на деятельности нашей общеобразовательной школы, но, с другой стороны, явилось причиной резкого, почти в два раза, увеличения потребности в учителях. Сейчас в образовательных учреждениях республики работает 50 тысяч учителей. Десять лет назад, в 1987 году, их было 27 тысяч. Учительский отряд вырос за эти годы в два раза. И все же учителей пока не хватает.

            Что же предпринято для сокращения имеющегося дефицита в учителях, в первую очередь, для татарских школ? Еще четыре года назад, после придания татарскому языку статуса государственного, почти на всех факультетах педагогических институтов были созданы группы по подготовке учителей для татарских школ. В прошлом учебном году в пединститутах обучалось 10370 студентов, из них 4 тысячи - в группах по подготовке специалистов для татарских образовательных учреждений.

            В Казанском гос.педагогическом университете были введены новые специальности: «Татарский язык, литература и история Татарстана», «Русский язык, литература и английский язык в национальной школе», «Английский и турецкий языки», «Английский и арабский языки». Специально для сельских татарских школ была начата подготовка учителей английского языка с 4-летним сроком обучения.

            В связи с переходом национальных школ, гимназий республики на изучение основных предметов на татарском языке, в Казанском гос.педагогическом университете организована подготовка специалистов для этих учебных заведений на татарском языке. Учебно-методическое обеспечение этой работы в значительной мере проводится силами университета: составляются программы, готовятся учебные пособия, методические рекомендации, пишутся учебники (по математике, биологии, географии, музыке), составляются татарско-русские словари (по биологии, географии, математике).

            Увеличили прием на татарское отделение, начали подготовку необходимых педагогов, в т.ч. по новым специальностям и другие педагогические вузы. Так, в Елабужском пединституте с 1992 года начата подготовка по специальностям «Биология и химия в татарской школе», «Математика и физика в татарской школе», с 1993 года - «Татарский язык, литература и иностранный язык», «Русский язык, литература и иностранный язык». В Набережночелнинском пединституте на всех факультетах начали готовить учителей для татарских школ.

            Большое внимание данной проблеме уделяется в КГУ. Подготовкой учительских национальных кадров занимаются многие факультеты: факультет татарской филологии, истории и восточных языков, исторический, механико-математический, филологический, естественно-географический и др. За последние годы существенно был увеличен прием на некоторые отделения факультета татарской филологии, истории и восточных языков. Сейчас здесь очно обучаются 500 студентов-татар, заочно - около 350. Здесь начали готовить специалистов и по новым специальностям: «Учитель татарского языка и иностранного языка», «Учитель немецкого языка для татарских школ», «Учитель татарского языка, литературы и восточных языков». Здесь ведется также целенаправленная работа по созданию стабильных учебников, программ, пособий по методике преподавания татарского языка и литературы, русского языка и литературы в татарской школе. Только за последние 5 лет учеными госуниверситета подготовлено и издано более 20 таких учебников и учебных пособий.

            Львиную нагрузку в подготовке педагогических кадров, в том числе для татарских и других национальных образовательных учреждений, несут педагогические училища. В последние годы ежегодная доля молодых педагогов, направляемых в школы и дошкольные учреждения, составляет более 50% от числа всех выпускников педагогических учебных заведений. Наши педучилища до недавнего времени готовили, как и везде, педагогов по шести специальностям: учителей начальных классов, пения, рисования, труда, физкультуры и дошкольных воспитателей.

            В 1991 году была разработана Республиканская программа по подготовке в училищах педагогических кадров для национальных школ и детских дошкольных учреждений. С этой целью в трех училищах (Бугульминском, Набережночелнинском и Нижнекамском) были открыты татарские отделения, в остальных - татарские группы. Кроме того, в Тетюшском и Чистопольском училищах стали готовить учителей и воспитателей для чувашских образовательных учреждений, в Тетюшском педучилище - учителей начальных классов для мордовских школ. В 1992 году была разработана программа «Педагогические училища Татарстана», которая предусматривала коренную реформу системы среднего педагогического образования с тем, чтобы она давала школам, в первую очередь, национальным, высококвалифицированных педагогов различных специальностей, в т.ч. тех, которых ранее наши педучилища не готовили.

            В том же году Кабинет Министров нашей республики поддержал предложение Министерства образования РТ и своим постановлением открыл в порядке эксперимента на базе четырех лучших педучилищ (Казанского ¹1, Арского, Набережночелнинского, Мензелинского) педагогические колледжи, а также Татарский государственный колледж, который был образован при факультете татарской филологии, истории и восточных языков КГУ, а в 1995 году стал самостоятельным учебным заведением, получив лицензию Госкомвуза РФ на реализацию высшего профессионального образования. В 1996 году постановлением Правительства РТ он был переименован в Татарский государственный гуманитарный институт.

            В педагогических колледжах и училищах, в которых были открыты колледжные группы, за счет сокращения групп по подготовке дошкольных работников стала осуществляться подготовка по 11 новым специальностям для работы в 1-9 классах основной общей школы: учитель начальных классов, учитель татарского языка, учитель истории, учитель иностранного языка, учитель музыки и пения, учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов и иностранного языка, учитель физкультуры, учитель труда, педагог дополнительного образования (социальный педагог), воспитатель детских дошкольных учреждений в чувашских и татарских группах.

            Татарский государственный гуманитарный институт готовит национальные педагогические кадры по пяти специальностям и дает квалификации. по программам высшего профессионального образования: учитель татарского языка и литературы, учитель английского и татарского языков, учитель татарского и арабского языков, учитель истории, учитель начальных классов. На факультете среднего профессионального образования готовятся (бывшее Казанское педучилище ¹2) учителя начальных классов и воспитатели дошкольных учреждений.

            В педагогических колледжах и училищах обучается около шести с половиной тысяч человек. Из них более трех тысяч - в татарских группах, почти половина из них готовятся стать учителями татарского языка и литературы.

            В настоящее время в школах работают 6400 учителей татарского языка и литературы (в 1990 г. их было 1890). Это вызвано тем, что в последние годы, благодаря предпринятым мерам, имеется возможность направлять в учреждения образования от 500 до 700 молодых специалистов для преподавания татарского языка и литературы.

            Острой остается проблема с преподаванием иностранных языков. Во многих образовательных учреждениях республики, в т.ч. сельских, там, где позволяют условия, введено изучение иностранных языков, начиная не только с 1-го или 2-го классов, но и с детского сада. Поэтому в 1993-1994 гг. были открыты отделения по подготовке учителей иностранного языка для татарских школ в Набережночелнинском и Арском педколледжах, в Татарском гос.гуманитарном институте, в Казанском гос.университете, где в настоящее время открыты группы по подготовке учителей иностранных языков.

            С начала 1996-1997 учебного года были открыты колледжные группы по подготовке учителей английского языка в Бугульминском и Нижнекамском педучилищах, заметно увеличен прием студентов на факультет иностранных языков Казанского гос.педагогического университета.

            Подготовить качественно новых учителей - задача и долг педагогических учебных заведений. Для этого у них есть необходимый научный потенциал. Так, в педагогических вузах и госуниверситете более 650 докторов и кандидатов наук (50%), что соответствует среднему уровню по Российской Федерации. В Татарском гос.гуманитарном институте работают 11 докторов и 24 кандидата наук, в педагогических колледжах и училищах из 350 штатных преподавателей более половины имеют высшую первую квалификационную категорию.

            В настоящее время научно-педагогические коллективы КГУ, педагогических вузов, педагогических колледжей и училищ работают над совершенствованием процесса подготовки будущего учителя, обеспечением ее многоступенчатости, корректировкой содержания специальных дисциплин с целью направленности вузовских курсов на школу, внедрением республиканского компонента, усилением культурологического аспекта и т.д. Ведется научно-исследовательская работа по разработке новых методов обучения, интенсификации учебного процесса, работа по созданию стабильных учебников, пособий, программ по различным учебным дисциплинам, в т.ч. по татарскому языку и литературе.

            За сравнительно небольшой срок в Татарстане проведена немалая работа по развитию системы национальной образования. Но это не снимает остроты проблем, которых немало. Одна из них: республика до сих пор не может обеспечить равные условия детям всех национальностей для обучения на родном языке. В Татарстане идет поиск гибких форм факультативного ознакомления учащихся всех национальностей с родным языком, историей, культурой, литературой. Но для этого нужны не только кадры, нужны учебники, популярные справочники, словари, литература о национальных культурах, народных традициях и обычаях и т.д.

            Мы считаем, что эту проблему необходимо решить на уровне Министерства образования Российской Федерации. Следует, наконец, обеспечить исполнение естественного и неотъемлемого права человека - права на получение образования на родном языке и создать все условия для его полной реализации. Почему мы стремимся к развитию национальной школы? Потому, что она призвана передавать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, - нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческое прошлое своего народа. Фольклор, национальный эпос, музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла, народная философия и мудрость - все это в той или иной мере входит составной частью в содержание национального образования.

            Но в национальной образовательной политике мы стремимся избежать курса на абсолютизацию этнического принципа, не допустить национальной замкнутости, неуважительного отношения к другим нациям. Наша национальная школа - не закрытая система, отгороженная от всего мира. Она открыта другим культурам, прежде всего русского народа, народов-соседей.

            У Татарстана есть программы сотрудничества в области образования не только с различными регионами России, некоторыми государствами СНГ, но и зарубежными странами (Англией, США, Германией, Турцией). В рамках этих программ происходит обмен делегациями школьников, учителей, управленцев. Более тесными стали наши контакты с Турцией, где учатся наши школьники и студенты, а турецкие учителя, преподаватели вузов работают в наших татарских школах, гимназиях, лицеях, колледжах, институтах. Благодаря международному сотрудничеству наша национальная школа сможет обеспечить своей нации возможности современного поступательного развития, включение в мировую цивилизацию.

            Перед национальной школой поставлена главная цель - дать молодому поколению конкурентноспособное по качеству, полноценное образование, соответствующее современному мировому стандарту.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.