'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> ::
     
():  
:  
-
: , 19 2024

Автор: Нежметдинова Ф.Т.
Казанский ГАУ, Казань


Высоко оценивая потенциальную значимость развития сотрудничества между вузами, в особенности в отношении совместных учебных планов, схем академической мобильности, интегрированных программ обучения, видя в этом мощное средство обеспечения привлекательности европейского образования и его конкурентоспособности, авторы Болонской декларации провозгласили важность придания этому сотрудничеству европейского измерения. В документах по итогам встречи европейских министров образования в 2001 г. в Праге эта задача конкретизируется в форме призыва к развитию межвузовских программ, ведущих к получению совместных степеней (дипломов).

Совместные программы встречаются во множестве предметных областей, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Широко представлены такие программы в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках. В большей степени совместные программы представлены на магистерском и докторском уровнях; в меньшей степени - на уровне подготовки бакалавров. Большинство программ выросло из двустороннего сотрудничества университетов, хотя есть и примеры многосторонних программ. Создание совместных программ в европейских университетах, благодаря возросшей поддержке со стороны международного образовательного сообщества, в последние годы ускорилось. Однако их развитие сопровождается множеством проблем, часто являющихся следствием несопоставимости требований различных европейских образовательных структур. Среди этих проблем наиболее важными являются:
• финансирование обучения; 
• признание совместных степеней; 
• обеспечение и контроль качества; 
• эффективность управления; 
• синхронизация движения студентов в университетах разных стран.

Присуждение совместных степеней в европейских странах сегодня регулируется в основном межуниверситетскими соглашениями, а не законодательными инструментами более высокого уровня. Это связано, как правило, с отсутствием национального законодательства, признающего двойные, а в ряде случаев – и совместные дипломы. 
Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными вследствие встроенной мобильности. Следует отметить, что получила распространение практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Однако, совершенно очевидно, что в первом случае возможно ожидать снижение заинтересованности университетов в таких программах. А во втором – усугубление неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в зависимости от степени их финансовой состоятельности.

В качестве способов решения данной проблемы предлагаются следующее: 
• увеличение партнерств и источников финансирования, включая европейский и национальный уровни; 
• участие в финансировании не только государства, но и бизнеса; 
• целенаправленное перенаправление средств на финансовую поддержку совместных программ и программ двойных дипломов, в структуре которых заложена плановая мобильность (в отличие от поддержки мобильности вообще).

Присоединившись к Болонской Декларации, Россия взяла на себя серьезные обязательства интеграции в европейское пространство высшего образования, однако до сих пор наблюдаются серьезные расхождения программ обучения с точки зрения сроков, объемов нагрузки, методам обучения и ориентации программ на результат. Не сформирована до конца модель расчета зачетных единиц, основанная на трудозатратах студента, отвечающая ориентации образовательных программ на результат. Как известно, в России действует Лиссабонская конвенция 1997 года "О признании квалификаций в сфере высшего образования", которую подписали около 40 стран Европы. И каждая страна, подписавшая этот договор, обязана признавать все документы об образовании других стран (если нет существенной разницы в программах образования). Все страны ЕС признают программы друг друга, однако, Россия в их число не входит.

В настоящее время ряд вузов России практикуют «двойные» дипломы, то есть заключаются договоры с европейскими вузами, происходит согласование программ обучения и периодов обучения за рубежом. В результате выпускники получают дипломы сразу двух университетов. При этом из 600 государственных вузов России только 40-50 реализуют программу двойных дипломов по одной-двум программам. Наибольшая доля двойных дипломов приходится на РУДН, ГУ ВШЭ и МГИМО.

Во всех базовых документах Болонского процесса основной вектор развития программ высшего образования, включая программы двойных и совместных дипломов, определяется как "гармонизация их архитектуры" (Болонская и Сорбонская Декларации) посредством принятия всеми странами трех циклов высшего образования (программы подготовки бакалавров – магистров – докторов). Основные требования к квалификациям трех циклов сформулированы в так называемых Дублинских дескрипторах и Европейской рамке квалификаций.

Знания на первом цикле характеризуются новизной и инновационностью и включают в себя критическое понимание теорий и принципов, мастерство и инновационность при решении сложных и непредсказуемых проблем в конкретной области изучения. 
Второй цикл предполагает наличие высокоспециализированного знания, включая самое передовое знание в области изучения; критическое осмысление знания в данной и смежных областях; умение решать проблемы в области исследования; создавать новое знание и интегрировать знания из различных областей. Как показывает практика, на этом цикле наблюдается большее разнообразие профилей программ, чем на первом цикле, т.к. второй цикл предполагает специализацию знаний и умений.

Третий цикл предполагает наличие самых передовых знаний в области изучения и в смежных областях; самые передовые специализированные умения и методы, включая синтез и оценку, необходимые для решения принципиальных проблем в области исследования и создания инноваций, а также способность переосмысливать существующее знания и практику в профессиональной области; демонстрировать авторитет, инновационность, автономность, научную и профессиональную целостность и приверженность разработке новых идей или процессов.

Далее осуществляется расчет зачетных единиц согласно требованиям Европейской системы переноса зачетных единиц (ECTS), которая используется для обеспечения сопоставимости программ и повышения академической и трудовой мобильности граждан, а также является реальным механизмом измерения трудоемкости программ. Совместные образовательные программы реализуются в рамках межвузовских соглашений на базе совместно разработанных и реализуемых интегрированных учебных планов. Последние представляют собой совокупность модулей/курсов, предлагаемых студентам вузами-участниками совместной программы. При этом часть модулей подлежит в обязательном порядке освоению в партнерских университетах, и они взаимно зачитываются благодаря европейской системе переноса зачетных единиц (ECTS).

На сегодняшний день существуют три варианта дипломов, которые присуждаются по завершении совместных программ обучения:
1. совместный диплом двух или более университетов, признаваемый в странах-партнерах;
2. диплом зарубежного университета в дополнение к национальному диплому;
3. национальный диплом с указанием дополнительных курсов (в форме дополнительного сертификата, не имеющего юридической силы).

В настоящее время системная информация о совместных дипломах существует только по магистерским программам. Источниками данной информации является Европейская ассоциация университетов, которая ведет реестр совместных магистерских программ, данные программы Erasmus-Mundus, а также опубликованный доклад «Обзор магистерских дипломов и совместных дипломов в Европе» (Christain Tauch, Andrjs Rauhvarges, EUA, 2002). Как правило, различаются три модели совместных программ:
1. идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнере (параллельное изучение одних и тех же курсов/модулей, общие методы обучения и экзаменационные процедуры);
2. сравнимые основные модули/курсы программ обучения в партнерских университетах, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером;
3. курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (т.е. образовательная программа разделена на несколько частей, каждая из которых реализуется только одним партнером).

Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны. На первый взгляд, наибольшую гибкость с точки зрения мобильности студентов и обмена преподавателями предоставляет первая модель. Однако в этом случае мобильность теряет свой смысл из-за идентичности программы. А смысл и привлекательность программ двойных дипломов состоит именно в том, что бы каждый партнер мог внести вклад своими наработками или ресурсами, которых нет в университете-партнере. Совместные программы, основанные на синергии уникального опыта каждой стороны, позволяют разработать программы, направленные на формирование у студентов в каждом из университетов-партнеров каких-либо отдельных групп компетенций, которые взаимно дополняют друг друга. При этом слишком узкая специализация каждого партнера также непродуктивна, поскольку препятствует сотрудничеству преподавателей.

В настоящее время большинство программ следуют второй модели - такие программы составляют около 60 % всех совместных программ. Только десятая процентов программ имеет идентичную структуру в каждом университете-партнере, и около тридцати процентов строится по третьей модели, которая чаще всего реализуется в совместных программах с участием стран, не являющихся членами ЕС, в которых обучаются студенты второго цикла на завершающем этапе (5 или 6 год). 40 % курсов обычно изучаются на родном языке, одна треть – на языке университета-партнера, и одна треть – на «третьем» языке (как правило, английском).В рамках всех программ студенты обязаны пройти часть обучения в университете-партнере (81 %) или 2-3 университетах-партнерах. Как правило, программы завершаются присвоением двойных или многосторонних дипломов (71 %), т.е. национальных дипломов в каждой стране-партнере, при этом, как указывалось выше, может прилагаться сертификат, выдаваемый от имени всех членов консорциума. Важно, чтобы программа предоставляла студентам возможности получения как академического, так и культурного опыта и была отражением того разнообразия академических систем и традиций, которое представляют партнерские университеты. 

Список использованной литературы:
1. Bergan Sjur. The New European Higher Education Area and Its Implications // News of the Recognition Field: Background Information for the ACE Track, 13th Annual Conference of the European Association for International Education (EAIE) 5 to 8 December, 2001, Tampere, Finland. – Riga: EAIE, Latvian ENIC/NARIC, 2001. – 60 pp. – P. 10-14. 
2. Conclusions and recommendations. Conference on Master-level-Degrees. Helsinki, March 14-15, 2003.
3. Development of joint masters programmes for Europe. Results of the EAU Masters programmes. 2005, EAU, Socrates.
4. ECC Bureau – Meeting of the CC-HER. Strasbourg, 21-22 June. Final Report // Интернет: . – Бюро Комиссии европейского сообщества – совещание Постоянного комитета Совета Европы по высшему образованию и исследованиям.
5. Final Report. Seminar on “Integrated curricula – implications and problems”. Mantova, April 2003.
6. Forward from Berlin: The Role of Universities: Graz Declaration // Интернет: Сайт Ассоциации европейских университетов . 
7. Haug G., Tauch Ch. Trends in Learning Structures in Higher Education (II): Follow-up Report prepared for the Salamanca and Prague Conferences of March/May 2001. – Helsinki: National Board of Education, 2001. – 63 pp. – ISBN 952-13-1125-8. – 
8. Integrated Curricula – Implications and Prospects: Seminar on the Bologna Process, Mantova, 11th and 12th April 2003: Final Report // Интернет: Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу 9. International Seminar on Bachelor-Level Degrees, Helsinki, Finland, 16-17th February 2001: Conclusions and Recommendations of the Seminar to the Prague Higher Education Summit // Интернет: Сайт Европейского студенческого информационного бюро. 
10. Qualifications Structures in Higher Education in Europe: Recommendations of the Bologna Seminar, Copenhagen, 27-28 March 2003 // Интернет: Сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу . 
11. Quality Assurance and Accreditation: Ensuring Quality and Improving Mobility. – Policy Paper adopted at the BM 39 Conference, Geneva, October 2000. – The National Unions of Students in Europe – BM 39. 
12. Recognition Issues in the Bologna Process: Recommendations of the International seminar, Lisboan, 11-12 April 2002 // Интернет: Сайт Совета Европы . 

RESUME

Joint programmers and joint diplomas in European Higher Education 

Farida T.Nezmetdinova

The article covers the basic ideas of The New European Higher Education Area and Its Implications on the Bologna Process. The main attention pay Quality Assurance and Accreditation Bachelor-Level Degree Qualifications, Structures in Higher Education in Europe, Trends in Learning Structures in Higher Education in Europe, Development of joint programmers and joint diplomas in Europe.


Резюме

Совместные программы и программы двойных дипломов в странах Европейского Союза

Нежметдинова Ф.Т

В статье описываются основные идеи и направления развития высшей школы в Европе в контексте Болонского процесса. Особое внимание уделяется проблемам качества и аккредитации, структуре высшей школы в Европе, направлениям развития обучения уровня бакалавра, развитию программ двойных дипломов в Европе.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.