Муниципальное образовательное учреждение- Кулле-Киминская средняя общеобразовательная школа имени С. Хакима Атнинского муниципального района РТ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.
Данная цель реализуется в комплексных проектах реструктуризации муниципальных сетей учреждений образования.
С 2007 года в республике происходит постепенный переход на нормативное подушевое финансирование, который позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы, находить способы привлечения учащихся в базовые школы. Переход на НПФ обусловил неизбежность и необходимость оптимизации имеющейся сети образовательных учреждений. Отсутствие каких-либо структурных изменений при снижении численности учащихся влечет за собой неэффективное использование средств, снижение качества образования и, как следствие, неподготовленность выпускников образовательных учреждений к требованиям современной жизни.
Переход на нормативное подушевое финансирование в условиях демографического кризиса поставило муниципальные власти перед выбором:
- либо предпринимать шаги по повышению эффективности расходования финансовых ресурсов, т.е. следовать фактически по оптимизации сети ОУ;
- либо содержать сеть ОУ без изменений, имея дополнительные затраты на содержание малокомплектных школ. Вопрос актуален, так как в результате демографического кризиса количество учащихся только за последний год сократилось до 8 тысяч.
Средняя наполняемость составляет:
По городам-23 ученика при норме 25.
По селам- 9.28 ученика при норме 14.
Таким образом,
1) не выполняется норма наполняемости классов;
2)в малокомплектных школах многие предметы ведутся неспециалистами,
что приводит к значительному снижению качества образования; учитель испытывает педагогическое одиночество;
3)нет возможности осуществить полное оснащение всех школ необходимым оборудованием и учебно-методическими комплексами в связи с нехваткой финансовых средств. В результате всего этого возникает необходимость модернизации и оптимизации учебных заведений путем создания сетей базовых школ и их филиалов. Реструктуризация школ подразумевает системный характер оптимизации сети учреждений образования на муниципальном уровне, в том числе абсолютную согласованность действий органов управления образованием всех уровней, учреждений образования, общественности в рамках существующих полномочий и ответственности.
Во многом на разработку организационных принципов этого процесса повлияло понимание того, что в сельской местности, где обучаются 29 % детей и сосредоточены более 75% образовательных учреждений, сложно создать школу, которая являлась бы конкурентоспособной по отношению к городским (в первую очередь в силу дефицита различного рода качественных ресурсов). Следовательно, необходимо, с одной стороны, обеспечить концентрацию ресурсов (не только количественную, но и качественную) в отдельных образовательных учреждениях, а с другой стороны обеспечить доступ к данным ресурсам для максимального числа обучающихся.
Примерная схема расположения базовой школы и филиалов.
Базовая школа (МОУ – Кулле-Киминская СОШ) с сетью филиалов - Ислейтарская, Бахтачинская, Нуртякская, Новоберескинская - единое общеобразовательное учреждение со структурными подразделениями (филиалами).
Эффективным способом обеспечения профильного обучения является организация базовой школы с сетью филиалов, охватывающих всю территорию, закрепленную за базовой школой. При этом ранее существовавшие на территории базовой школы детские дошкольные учреждения, начальные школы и основные школы не закрылись, но было пересмотрено содержание и структура их деятельности, и они преобразовались в филиалы базовой школы. Базовая школа МОУ – Кулле-Киминская СОШ с сетью филиалов является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения. При создании базовой школы с сетью филиалов образовался школьный округ - территория, обслуживаемая нашей школой. Детей из бывших начальных школ подвозят на автобусе. Округ не нуждается в специальном органе управления, поскольку его функции выполняет руководство базовой школы. Границы школьного округа определяются постановлением главы местного самоуправления.
В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей все дети, обучающиеся в ее филиалах, а также и все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом. Филиалы не являются юридическим лицом.
Формы работы взаимодействия базовой школы с филиалами
Организационная работа.
Учет контингента дошкольников,
детей, поступающих в 1 класс,
детей, поступающих в 5 класс
детей, поступающих в 10 класс базовой школы.
Организация подвоза детей.
Организация 2-х разового питания, так как внеклассная , кружковая работа проводится сразу после окончания учебных занятий.
Создание единой базы данных, школьной документации внутри сети.
Осуществление связи через высокоскоростной технологии Интернет внутри сети.
Анализ и планирование работы на всю сеть:
Перспективное
Годовое
Месячное
7. Составление единых документов. Конкретизация образовательного учреждения как школы ступеней обучения регулируeтся на локальном (школьном) уровне.
В Уставе образовательного учреждения детализируются типовые цели и задачи, поэтому в него введены цели и задачи обучения, адекватные возрасту, - это не препятствует ее функционированию. Сами ступени оформляются как структурные подразделения, с отсылкой из устава на факт существования данных структурных подразделений. Требуется четкое прописывание механизма взаимодействия ступеней и принятия решений в уставе, в котором будет реализован и принцип - открытость, т.е. прозрачность для участников, самого устройства школы и нормативно-правовых отношений ступеней обучения друг с другом. Остальные локальные акты, действующие в возрастной школе, имеют педагогические цели и не находятся в противоречии с существующими законодательными актами.
Базовая школа - ресурсный центр является оптимальной для организации профильного и предпрофильного обучения в образовательных учреждениях, удаленных от центра, при этом применяется дистанционное обучение, которое является одним из направлений деятельности ресурсного центра.
Данная модель эффективно решает проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов, ускорение передачи передового в Интернет-опыта, широкое его распространение и внедрение в образовательный процесс, а также позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения школьника.
Под образовательным ресурсом понимается:
интерактивные мультимедиа сетевые профильные учебные курсы;
- интерактивные мультимедиа сетевые элективные учебные курсы;
- интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;
- интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа;
- банк проектных заданий;
- интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки;
- медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов;
- базы данных;
- интерактивные тренажеры;
- интерактивные тесты. Кадровый ресурс составляют:
- сетевые методисты;
- сетевые тьюторы;
- сетевые учителя;
- сетевые психологи.
В качестве функционального ресурса выступают:
- электронный журнал;
- статистическая база. Технический ресурс обеспечивается:
- компьютерами;
- принтерами;
- сканерами;
- проекторами;
- веб-камерами;
- экранами;
Организация образования в Кулле-Киминской СОШ осуществляется в виде сетевой организации. Сетевая организованность предполагает децентрализацию управления. « В сетевом образовательном пространстве не должно быть точки, откуда происходит все управление, где принимаются все решения. Управление должно быть, но при этом управление держится на всех участниках».
В базовой школе работают предметные методические объединения: учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, учителей математики, учителей предметов общественного цикла, учителей предметов естественного цикла, учителей иностранных языков, учителей технологии, эстетического цикла, учителей физического цикла.
Школьные методические объединения обеспечивают планомерную работу и с учителями школ-филиалов, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной и исследовательской деятельности.
Методическая работа строится на основе системы повышения квалификации педагогических работников. Школы - партнеры работают над одной методической темой: « Влияние эффективного использования ресурсов на результаты качества образования».
У каждой из них формируются свои представления, наработки, выводы, которые сравниваются, обобщаются на совместных заседаниях методического Совета.
Так как ресурсный центр ведет достаточно большую работу научно-исследовательского характера, поисковую работу, то в структуру методической службы мы включили сотрудничество с научными руководителями, психологами.
Методическая служба сети планирует:
1. Проведение совещаний и собраний с участием всех педагогов базовой школы и филиалов.
Составление единого графика повышения квалификации, курсовой подготовки.
Единая аттестационная работа.
Совместная организация профессиональных и других конкурсов
Организация сетевой работы МО.
Составление единый график проведения открытых уроков, выступлений.
Выводы.
Базовая школа, имеющая хорошее материально-техническое оснащение, квалифицированные педагогические кадры, призвана обеспечить повышение доступности и качества образовательных услуг для жителей не только своего микрорайона, но и на территории, которые обслуживаются близлежащими малокомплектными школами.
В базовой школе расширяются возможности социализации учащихся, происходит интеграция основного, общего и дополнительного образования, создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, на основе здоровьесберегающих технологий.
Создание базовой школы позволит сконцентрировать материально-технические ресурсы и средства, направляемые на развитие образования в районе, и даст возможность оснастить современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием.
Базовая школа должна быть привлекательна для учащихся закрываемых малочисленных школ и их родителей, вызывать у детей желание продолжить в ней свое образование, а выпускники основных школ, часто покидающие район, чтобы продолжить образование в более престижных учебных заведениях будут оставаться в родных местах.
Базовая школа должна быть центром обучения и воспитания детей, развивать сотрудничество «учитель – ученик - родители», сотрудничать с детскими и взрослыми организациями: Домом культуры, библиотекой и Советом ветеранов, с сетью кружков и секций во второй половине дня, позволяющим школьнику найти себе занятие по своим интересам.
Создание предметных кафедр, заведующие которых будут и руководителями районных методических объединений.
Организация групп по изучению иностранного языка и информатики, начиная с начальных классов.
Создание в школе групп здоровья, занятия в которых будет вести педагог, имеющий специальную курсовую подготовку, даст возможность учащимся специальных медицинских групп заниматься физической культурой.
Регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, участие в семинарах, выставках педагогического мастерства, конференциях различного уровня.
Создание банка данных о передовом педагогическом опыте как учителей школы, района, области.
Разработка, апробация и использование новых программ элективных курсов, авторских программ.
Широкое вовлечение общественности, участников образовательного процесса в управление школой, создание попечительского совета.
Если деятельность такой школы будет научно обоснована, то это положительно скажется на эффективности муниципальной системы образования в целом и в какой- то мере на снижении демографической и социальной напряженности в районе.
Достоинства данной модели:
• не требуется основательного изменения организационных, методических и технологических основ учебного процесса;
• сокращаются управленческие расходы и затраты на организацию профильных классов;
• обеспечивается преемственность.
Литература.
1. Библиотека журнала «Методист». Создание многоуровневой модели методической службы Нижегородской области.- №5, 2008
2. Доклад зам. министра образования и науки РТ Д.Мустафина.
3. Научно-методический журнал «Директор школы» -2008 год, № 2-8
4. Научно-методический журнал «Завуч. Управление современной школой»- 2008 год, № 1-6.
5. Региональный центр образовательных технологий. Городское образовательное пространство.- Москва, «Сентябрь», 2007
|