'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Паутова Гузель Габделнуровна: Обеспечение доступа к качественному образованию учащихся малокомплектных школ. Удалённая школа ::
     
():  
:  
-
: , 23 2024

Паутова Гузель Габделнуровна: Обеспечение доступа к качественному образованию учащихся малокомплектных школ. Удалённая школа

Муниципальное  образовательное учреждение- Кулле-Киминская средняя общеобразовательная школа  имени С. Хакима Атнинского муниципального района РТ

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года  определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов.

Данная цель реализуется в комплексных проектах реструктуризации муниципальных сетей учреждений образования.

С 2007 года в республике происходит постепенный переход на нормативное подушевое финансирование, который  позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы, находить способы привлечения учащихся в базовые школы. Переход на НПФ обусловил неизбежность и необходимость оптимизации имеющейся сети образовательных учреждений. Отсутствие каких-либо структурных изменений при снижении численности учащихся влечет за собой неэффективное использование средств, снижение качества образования и, как следствие, неподготовленность выпускников образовательных учреждений к требованиям современной жизни.

Переход на нормативное подушевое финансирование в условиях демографического кризиса поставило муниципальные власти перед выбором:

  • либо предпринимать шаги по повышению эффективности расходования финансовых ресурсов, т.е.  следовать фактически по оптимизации сети ОУ;
  • либо содержать сеть ОУ без изменений,  имея  дополнительные затраты на содержание малокомплектных школ.   Вопрос актуален, так как в результате демографического кризиса количество учащихся  только  за последний год сократилось  до  8 тысяч.

Средняя наполняемость составляет:

                По городам-23 ученика при норме 25.

                 По селам- 9.28 ученика при норме 14.

Таким образом,

1)  не выполняется  норма наполняемости классов;

2)в малокомплектных школах  многие предметы ведутся неспециалистами,

что приводит к значительному снижению качества образования; учитель испытывает педагогическое одиночество;

3)нет возможности осуществить полное оснащение всех   школ необходимым оборудованием и учебно-методическими комплексами в связи с нехваткой финансовых средств. В результате всего этого возникает необходимость модернизации и оптимизации  учебных заведений путем создания сетей базовых школ и их филиалов.    Реструктуризация школ подразумевает системный характер оптимиза­ции сети учреждений  образования на муниципальном уровне, в том числе абсолютную согласованность действий органов управления образованием всех уровней, учреждений образования, общественности в рамках существующих полномочий и ответственности.

Во многом на разработку организационных принципов этого процесса повлияло понимание того, что в сельской местности, где обучаются 29 % детей и сосредоточены более 75% образовательных учреждений, сложно создать школу, которая являлась бы конкурентоспособной по отношению к городским (в первую очередь в силу дефицита различного рода качественных ресурсов). Следовательно, необходимо, с одной стороны, обеспечить концентрацию ресурсов (не только количественную, но и качественную) в отдельных образовательных учреждениях, а с другой стороны обеспечить доступ к данным ресурсам для максимального числа обучающихся.

Примерная схема   расположения базовой школы и филиалов.

Базовая школа (МОУ – Кулле-Киминская  СОШ) с сетью филиалов -  Ислейтарская, Бахтачинская, Нуртякская, Новоберескинская - единое общеобразовательное учреждение со структурными подразделениями (филиалами).

Эффективным способом обеспечения профильного обучения является организация базовой школы с сетью филиалов, охватывающих всю территорию, закрепленную за базовой школой. При этом ранее существовавшие на территории базовой школы детские дошкольные учреждения, начальные школы и основные школы не закрылись, но  было пересмотрено  содержание и структура их деятельности, и они преобразовались в филиалы базовой  школы. Базовая школа МОУ – Кулле-Киминская  СОШ с сетью филиалов является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения. При создании базовой школы с сетью филиалов образовался школьный округ - территория, обслуживаемая нашей школой.  Детей из бывших начальных школ подвозят на автобусе. Округ не нуждается в специальном органе управления, поскольку его функции выполняет руководство базовой школы. Границы школьного округа определяются постановлением главы местного самоуправления.

    В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей все дети, обучающиеся в ее филиалах, а также и все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом. Филиалы не являются юридическим лицом.

 

 

Формы работы взаимодействия базовой школы с филиалами

 

Организационная работа.

  • Учет контингента дошкольников,
  •                                            детей, поступающих в 1 класс,

                                               детей, поступающих в 5 класс

                                               детей, поступающих в 10 класс базовой школы.

  • Организация подвоза детей.
  • Организация 2-х разового питания, так как внеклассная , кружковая работа проводится сразу после окончания учебных занятий.
  • Создание единой базы данных, школьной документации внутри сети.
  • Осуществление связи через высокоскоростной технологии Интернет внутри сети.
  • Анализ и планирование работы на всю сеть:
  •           Перспективное

              Годовое

              Месячное

    7. Составление единых документов. Конкретизация образовательного учреждения как школы ступеней обучения регулируeтся на локальном (школьном) уровне.

    В Уставе образовательного учреждения детализируются типовые цели и задачи, поэтому в него введены цели и задачи обучения, адекватные возрасту, - это не препятствует ее функционированию. Сами ступени  оформляются как структурные подразделения, с отсылкой из устава на факт существования данных структурных подразделений. Требуется четкое прописывание механизма взаимодействия ступеней и принятия решений в уставе, в котором будет реализован и принцип - открытость, т.е. прозрачность для участников, самого устройства школы и нормативно-правовых отношений ступеней обучения друг с другом. Остальные локальные акты, действующие в возрастной школе, имеют педагогические цели и не находятся в противоречии с существующими законодательными актами.

    Базовая школа - ресурсный центр является оптимальной для организации профильного и предпрофильного обучения в образовательных учреждениях, удаленных от  центра, при этом применяется дистанционное обучение, которое является одним из направлений деятельности ресурсного центра.

    Данная модель эффективно решает проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов, ускорение передачи передового в Интернет-опыта, широкое его распространение и внедрение в образовательный процесс, а также позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения школьника.

    Под образовательным ресурсом понимается:

    интерактивные мультимедиа сетевые профильные учебные курсы;

    • интерактивные мультимедиа сетевые элективные учебные курсы;
    • интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;
    • интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа;
    • банк проектных заданий;
    • интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки;
    • медиатека,       представленная       широким       спектром       цифровых образовательных ресурсов;
    • базы данных;
    • интерактивные тренажеры;
    • интерактивные тесты. Кадровый ресурс составляют:
    • сетевые методисты;
    • сетевые тьюторы;
    • сетевые учителя;
    • сетевые психологи.

    В качестве функционального ресурса выступают:

    • электронный журнал;
    • статистическая база. Технический ресурс обеспечивается:

     

    • компьютерами;
    • принтерами;
    • сканерами;
    • проекторами;
    • веб-камерами;
    • экранами;

         Организация образования в Кулле-Киминской СОШ осуществляется в виде сетевой организации. Сетевая организованность предполагает децентрализацию управления. « В сетевом образовательном пространстве не должно быть точки, откуда происходит все управление, где принимаются все решения. Управление должно быть, но при этом управление держится на всех участниках».

    В  базовой  школе работают предметные методические объединения: учителей начальных  классов, учителей русского языка и литературы, учителей математики, учителей предметов общественного цикла, учителей предметов естественного цикла, учителей иностранных языков, учителей технологии, эстетического цикла, учителей физического цикла.

    Школьные методические объединения обеспечивают планомерную работу  и с учителями школ-филиалов, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной и исследовательской деятельности.

    Методическая работа строится на основе системы повышения квалификации педагогических работников. Школы  - партнеры работают над одной методической темой: « Влияние эффективного использования ресурсов на результаты качества образования».

    У каждой из них формируются свои представления, наработки, выводы, которые сравниваются, обобщаются на совместных заседаниях методического Совета.

    Так как  ресурсный центр  ведет достаточно большую работу  научно-исследовательского характера, поисковую работу, то в структуру  методической службы мы включили  сотрудничество с научными руководителями, психологами.

     

    Методическая служба сети планирует:

    1. Проведение совещаний и собраний с участием всех педагогов базовой школы и филиалов.

  • Составление единого графика повышения квалификации, курсовой подготовки.
  • Единая аттестационная работа.
  • Совместная организация  профессиональных и других конкурсов
  • Организация сетевой работы МО.
  • Составление единый график проведения открытых уроков, выступлений.
  •  

                          Выводы.

    Базовая школа, имеющая хорошее материально-техническое оснащение, квалифицированные педагогические кадры, призвана обеспечить повышение доступности и качества образовательных услуг для жителей не только своего микрорайона, но и на территории, которые обслуживаются близлежащими малокомплектными школами.

     В базовой школе расширяются возможности социализации учащихся, происходит интеграция основного, общего и дополнительного образования, создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ, на основе здоровьесберегающих технологий.

     Создание базовой школы позволит сконцентрировать материально-технические ресурсы и средства, направляемые на развитие образования в районе, и даст возможность оснастить современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием.

              Базовая школа должна быть привлекательна для учащихся закрываемых малочисленных школ и их родителей, вызывать у детей  желание продолжить в ней свое образование, а выпускники основных школ, часто покидающие район, чтобы продолжить образование в более престижных учебных заведениях будут оставаться в родных местах.

          Базовая школа должна быть центром обучения и воспитания детей, развивать сотрудничество «учитель – ученик - родители», сотрудничать с детскими и взрослыми организациями:  Домом культуры,  библиотекой и Советом  ветеранов, с сетью кружков и секций во второй половине дня, позволяющим школьнику найти себе занятие по своим интересам.

     Создание предметных кафедр, заведующие которых будут и руководителями районных методических объединений.

    Организация групп по изучению иностранного языка и информатики, начиная с начальных классов.

    Создание в школе групп здоровья, занятия в которых будет вести педагог, имеющий специальную курсовую подготовку, даст возможность учащимся специальных медицинских групп заниматься физической культурой.

     Регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, участие в семинарах, выставках педагогического мастерства, конференциях различного уровня.

    Создание банка данных о передовом педагогическом опыте как учителей школы, района, области.

    Разработка, апробация  и использование новых  программ элективных курсов, авторских программ.

    Широкое вовлечение общественности, участников образовательного процесса в управление школой, создание попечительского совета.

    Если деятельность такой школы будет научно обоснована, то это положительно скажется на эффективности муниципальной системы образования в целом и в какой- то мере на снижении демографической и социальной напряженности в районе.

     

    Достоинства данной модели:

    • не требуется основательного изменения организационных, методических и технологических основ учебного процесса;

    • сокращаются управленческие расходы и затраты на организацию профильных классов;

    • обеспечивается преемственность.

      

    Литература.

     

    1. Библиотека журнала  «Методист».  Создание многоуровневой модели методической службы Нижегородской области.- №5, 2008

    2. Доклад  зам. министра образования и науки РТ Д.Мустафина.

    3. Научно-методический журнал «Директор школы» -2008 год, № 2-8

    4. Научно-методический журнал  «Завуч. Управление современной школой»- 2008 год, № 1-6.

    5. Региональный центр образовательных технологий. Городское образовательное пространство.- Москва, «Сентябрь», 2007

     

    :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .