'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Кривенкова Ольга Геннадьевна: Организация обучения учащихся с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья ::
     
():  
:  
-
: , 23 2024

Кривенкова Ольга Геннадьевна: Организация обучения учащихся с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

методист   по  дистанционному   обучению   детей 

с  ограниченными  возможностями   в  ресурсном  центре  

на  базе  МОУ   «СОШ №3»  г. Мензелинска  РТ

 

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

В рамках реализации  программы  приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы  - "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов",  с  1 сентября 2009 года  на  базе  МОУ  «Средняя  общеобразовательная школа №3» города  Мензелинска РТ  открыт  ресурсный  центр  по  дистанционному обучению  детей  с  ограниченными  возможностями  в Мензелинском муниципальном районе  РТ.

В 2009 году на базе ТИСБИ  г. Казани 6 педагогов МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа №3»  города Мензелинска РТ прошли  курсы повышения квалификации по дистанционному  обучению детей  с  ограниченными  возможностями. После успешной сдачи квалификационных  испытаний они получили  свидетельства (сертификаты), дающие  право на преподавание  предметов учебной программы в дистанционной  форме  для  детей  с  ограниченными  возможностями.

 

В  МОУ  «СОШ №3» города  Мензелинска  РТ  в  2009 году  поступило  компьютерное  оборудование    и  электронные  учебные  пособия  по предметам  школьной программы для  дистанционного  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями.

В  соответствии  с  утверждённым   планом  работы  на  2009 – 2010 учебный  год заключены  Договора  с  родителями  обучающихся  по передаче компьютерного оборудования для дистанционного обучения детей – инвалидов (6 учащихся).

12 ноября 2009 года на  базе  МОУ  “Средняя  общеобразовательная школа №3” города  Мензелинска РТ проводился  районный  семинар  по теме:  «Организация дистанционного  обучения детей   с ограниченными возможностями»  для директоров школ, заместителей директоров по учебно – воспитательной работе  и  учителей, задействованных  в  дистанционном  обучении  детей с ограниченными возможностями.

-МОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №1»,

-МОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №3»,

-МОУ «Татарскомушугинская  СОШ»,

-МОУ  «Аюская  СОШ»,

-МОУ «Деуковская  СОШ».

Семинар «Организация дистанционного  обучения детей   с ограниченными возможностями»  проводился  по  утверждённой  программе (Приказ № 128  от 10.11.2009  МУ  «Отдел  образования»  Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ.

 

Время

План   проведения  семинара

Ответственные

 

 

9.30 - 10.00

Встреча  и  регистрация  участников  семинара в фойе МОУ «СОШ №3»

г. Мензелинска РТ.

Сбор анкетных данных.

 

Кривенкова О.Г.

Мустафина З. Ф.

 

 

10.00 - 10.30

Выступление с компьютерной презентацией «Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями».

Особенности учебных планов.

Куратор дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями на базе МОУ «СОШ №3» города  Мензелинск РТ  Кривенкова О.Г.

 

10.30 - 11.00

Электронные учебные пособия.

Методические рекомендации

по дистанционному обучению детей   с ограниченными возможностями при помощи электронных учебных  пособий.

Главный   специалист  МУ «ИМЦ»  в Мензелинском  муниципальном  районе РТ  по  математике  и  информатике  Мустафина З.Ф.

 

11.10-11.40

Работа с веб-камерой.

Система обратной связи.

Оператор ЭВМ  МОУ «СОШ №3» города Мензелинск РТ

Маслова Н.Л.

Ведущий специалист ИМЦ

Сысоев Д.Н.

11.40 – 12.00

Подведение итогов семинара. Выводы. Обмен мнениями.

Участники семинара

 

Участники  семинара  получили методические  рекомендации по использованию  электронных  учебных  пособий  для  дистанционного  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями (в  электронном  виде  и  на  бумагоносителях).

Куратор дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями на базе МОУ «СОШ №3» города  Мензелинск РТ Кривенкова О.Г. выступила с компьютерной презентацией по теме: «Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями»; рассказала  об  особенностях  календарно– тематического и поурочного планирования  учебно – методических  материалов  в  дистанционном  обучении детей – инвалидов;  прокомментировала  учебно – методические сборники в электронном  виде, присланные  из  ТИСБИ  города  Казани:

1) Нормативно – правовое  обеспечение  дистанционного  обучения  детей  инвалидов.

2) Современные  интернет – технологии  в  дистанционном  обучении.

3) Методические  рекомендации  по  разработке  индивидуальных  учебных  планов  для  дистанционного  обучения   детей  с  ограниченными  возможностями.

4) Организация  внутришкольного  контроля  в  дистанционном  обучении.

5) Психолого – педагогические  и  медицинские  особенности  дистанционного  обучения  детей с ограниченными возможностями. Все  участники  семинара  получили  содержание данных  сборников  в  электронном  виде и соответствующие  памятки  с  рекомендациями.

Главный   специалист  МУ «ИМЦ»  в Мензелинском  муниципальном  районе РТ  по  математике  и  информатике  Мустафина З.Ф. рассказала  об электронных учебных пособиях  и  методических  сборниках,  предназначенных  для  дистанционного  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями. Участники семинара ознакомились с выставкой методических  сборников  и  электронных учебных  пособий, выбрали  для  себя  нужные аудиовизуальные  средства  обучения  детей – инвалидов и подписали  соответствующий  «Акт раздачи учебно-методических и электронных  пособий для дистанционного обучения детей».

Оператор ЭВМ  МОУ «СОШ №3» города Мензелинск РТ  Маслова Н.Л. рассказала  о  работе  с  веб – камерой,  показала  систему  обратной  связи между  учителем  и  учеником  в  дистанционном  обучении.

В  заключении  участники семинара  обсудили вышеперечисленные  вопросы, подвели  итоги, сделали  выводы.

В  соответствии  с  Приказом  МОиН РТ  № 9415/9  от  10.12.2009  “О  курсах  повышения  квалификации  по  программе  “Развитие  дистанционного  образования  детей – инвалидов”,  приказываю:

В  рамках  ПНП “Образование”  на  2009 – 2010 г.  для  прохождения  курсов  повышения  квалификации  по  программе “Развитие  дистанционного  образования  детей – инвалидов” с  17 – 19  декабря  2009  года   в  город  Казань  РТ  были  направлены учителя  МОУ  “Средняя  общеобразовательная  школа  №3”  города  Мензелинска  РТ

В  2010-2011  учебном  году  в ресурсном  центре  на  базе  МОУ  «СОШ №3»  города  Мензелинска РТ  обучаются   шесть  детей  с  ограниченными  возможностями

Наряду с положением о бесплатности и обязательности начального образования Конвенция о правах ребенка гарантируют доступность для всех среднего и высшего образования на основе способностей человека. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов ООН конкретизируют международные гарантии доступности образования инвалидов, говоря о том, что государства, в которых образование является обязательным, должны обеспечивать возможность его получения для детей обоего пола с различными формами и степеня­ми инвалидности, включая самые тяжелые формы.

В Российской Федерации вопросы, связанные с образованием, регулируют различные нормативные документы, включая федеральные законодательные акты, акты субъектов Федерации а также регламентирующие и инструктивные документы различных министерств.

Российское законодательство расширяет гарантии доступа ребенка к образованию, так, в соответствии со ст. 43 Конституции РФ «каждому гарантируется право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее специальное или высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». 

Закон о социальной защите инвалидов регулирует широкий круг вопросов, субъектами которых являются люди с инвалидностью. Статьи 18 и 19 данного Закона содержат общие положения, касающиеся образования инвалидов, и устанавливают, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов; получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают, с согласия родителей, обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. 

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как пра­вило, ближайшее к их месту жительства. Детям-инвалидам, обучающимся на дому, образовательное учреж­дение бесплатно предоставляет на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образова­тельного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагоги­ческих работников; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществ­ляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итого­вую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) при обучении ребенка-ин­валида на дому могут дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работ­ники по договоренности с образовательным учреждением могут участво­вать совместно с педагогическими работниками данного образователь­ного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому четко не предусматривает возможности обучения по индивидуальному плану, хотя такая возможность установлена Законом о социальной защите инвали­дов. Из положений Закона о социальной защите следует, что надомное обучение организуется для детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в общих или специальных учреждениях. Понятие «не­возможность обучаться по состоянию здоровья» сейчас не включает в себя невозможность освоить общеобразовательную программу. Отсюда следует, что порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому ре­гулирует обучение тех детей, которым в силу заболевания трудно ходить в школу, но их обучение не требует специальных методик. Таким образом, Закон, предусмотрев возможность обучения по индивидуальному плану, включил в понятие «невозможность обучаться в общем или специальном учреждении» и невозможность освоить общеобразо­вательную программу. Поэтому Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому должен быть дополнен Положением о возможности обучаться по индивидуальному плану.

Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями. Министерство образования РФ для преодоления указанных недостатков надомного обучения рекомендует создавать образовательные учреждения надомного обу­чения (школы надомного обучения).

Формы обучения в ШНО могут быть различными: классно-урочная (при наличии 8 человек одного класса), групповая (до 4 человек), индиви­дуальная. Формы определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями. Занятия могут организовы­ваться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка. На сегодня опыт органов образования г. Москвы по организации школ надомного обучения  признан одним из самых перспективных в решении проблем интеграции детей-инвалидов.

В целом, федеральные нормативные и директивные документы определяют формы обучения ребенка-инвалида на дому, принципы формирования учебного плана и предельное количество учебных часов в неделю, финансирование расходов на эти цели; устанавливают ответственность органов образования за соблюдением указанных норм. Рассмотренные документы  не содержат конкретных указаний  по использованию дистанционных технологий при обучении ребенка на дому.

Исключительная, по своей важности, задача наиболее раннего включения ребенка с инвалидностью в образовательную и социальную жизнь на практике далеко не всегда решается традиционными формами обучения. Новые формы общеобразовательной школы связаны, прежде всего, с инклюзивным образованием, частью которого должно стать дистанционное обучение. 

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Инклюзия  в этом контексте - попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями, тем самым, мотивируя их учиться в школе вместе с другими детьми, друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе, вместе со всеми.

 Организация дистанционного обучения

В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.

Однако качественное образование для детей-инвалидов может быть обеспечено только при условии решения проблем, свойственных как дистанционным технологиям, так и в целом обучению детей-инвалидов.

Проблема обратной связи. Необходимо обеспечить оперативное получение необходимой информации о состоянии каждого ребенка, успешности его обучения (различные формы тестирования, косвенные методы, телефон доверия), создать механизмы коррекции форм и технологий образования.

Проблема общения - одна из главных причин, почему процесс обучения инвалидов так мало успешен. Именно коллективные установки, непосредственно задаваемые более лидерами самих детей, чем воспитателями, определяют дух и настрой учащихся на учебу. Дистанционные методы общения (телефон, электронная почта, чат) популярны среди детей и подростков и способны удовлетворять их потребность в общении в гораздо большей мере, чем у людей старшего поколения. В любом случае, коллектив учащихся должен быть создан (виртуальный класс), процесс общения учащихся должен инициироваться, поддерживаться и направляться опытным педагогом-энтузиастом или психологом.

Проблема развития интереса к изучаемым предметам может быть решена за счет:

- организации процесса общения в виртуальном классе;

- привлечения высококвалифицированных преподавателей, в т.ч. вузовских;

- дифференциации и индивидуализации обучения;

-включения в обучение игровой, моделирующей компоненты;

- максимально раннего начала обучения.

Дифференцированное обучение является одним из преимуществ дистанционных методик. Для его успешной реализации необходимо иметь психологический портрет и карту процесса обучения для каждого учащегося, а следовательно, необходимы служба психологической поддержки и развитая гибкая система тестирования.

Проблема сроков обучения. В каждом ребенке от рождения заложен огромный потенциал, в том числе способность познавать мир, учиться и огромный интерес к этому процессу. За 2-3 первых года жизни он без труда усваивает объем знаний и умений, существенно превышающий школьную программу. Способности к обучению у детей-инвалидов в ряде случаев деградируют гораздо быстрее, чем у здоровых, - следовательно, процесс будет успешным только в том случае, если обучение начать в самые ранние сроки и в него будут включены родители.

В настоящее время использование дистанционных технологий в организации учебного процесса регулируется федеральными нормативными актами. Дистанционные технологии в организации образовательного процесса системы общего, профессионального и дополнительного образования в настоящее время  регламентируют два документа: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.06.2008 г. № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования».

 

Использование Интернет – технологий

в дистанционном обучении детей-инвалидов 

Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

- чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

- хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;

- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;

- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;

- организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.

 

Основные цели дистанционного образования можно свести к следующим.

1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков.

2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся должен уметь выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного по электронной почте материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.

Среди критериев эффективности дистанционного обучения  выделяются 2 категории:

-Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения.

-Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.

Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работы со справочными электронными материалами.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.

В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.

Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор общения, создания языковой среды и использования видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, преподавателем-тьютором.

При этом надо иметь в виду, что тиражирование учебных материалов на порядок дешевле, чем традиционным способом. Сами же обучаемые имеют возможность перенести полученные материалы на свою дискету или флеш-карту, распечатать их и работать с ними так, как им это наиболее удобно.

Однако, в настоящее время, когда школы в своей массе еще не оснащены дорогостоящей, достаточно мощной техникой, важно предусмотреть курсы разной степени технологической сложности: от текстовых файлов, получаемых пользователями с базового сервера по запросу, до мультимедийных курсов различной конфигурации (со звуковым сопровождением, как минимум, с возможностями графического оформления, динамики и пр.). Для решения проблемы звукового и графического оформления курсов в настоящее время наиболее целесообразным представляется комплектация CD-ROM как основы базового курса и телекоммуникационных технологий для организации самого учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся.

Изложение материала в предлагаемом пособии в виде плана–конспекта позволяет  дать вначале определение основных терминов и понятий, затем – теоретическую часть и описание алгоритмов применения соответствующих возможностей на практике. В практическую часть включены задания с пошаговым  их выполнением. Иллюстрации с изображениями окон, схем, таблиц позволяют облегчить понимание изучаемого материала.

Освоение методических материалов для курсов повышения квалификации по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в системе общего образования обеспечит успешную деятельность учителей и администраторов в организации дистанционного обучения этой категории детей.

 

Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения; является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику технологий дистанционного, открытого образования, режимов удаленного обучения на расстоянии. Тысячи людей сегодня обучаются дистанционно, имея доступ к получению среднего профессионального и высшего образования, различных форм дополнительного образования и повышения квалификации.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии.  В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов.

При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу.

Широко используемая методика индивидуальных траекторий связана с отсутствием жесткой регламентации перечня дисциплин в учебном плане. При этом фиксируется определенный минимум естественно-научных и гуманитарных знаний, и на этой основе наращиваются те знания и умения, необходимость в которых испытывает конкретный ребенок.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).

Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.

Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем:  прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.

В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются  возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологическую компоненту учебных дистанционных курсов.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

 Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:

- изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;

- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;

- возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения;

- выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития, модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества;

- разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;

- интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).

При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы[1] образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.


Литература

 
  • Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
  • Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
  • Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
  • Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.
  • Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  • Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
  • Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО,  2006.
  • Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
  • :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .