МОУ «СОШ №4 п.г.т.Кукмор» РТ
Третий год в нашем районе, как и в республике в целом, идет реализация мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование». Много сделано в этом направлении, но предстоит сделать еще больше.
Что сделано? 18 детей-инвалидов обеспечены комплектом компьютерной техники, бесплатно подключены к широкополосному Интернету, трафик оплачивается администрацией района.
Чтобы начать работу по дистанционному обучению, надо было учиться сначала всем:
- учителям (силами преподавателей ТИСБИ проведены очно-дистанционные курсы для 30 учителей школ района по организации дистанционного обучения детей, работе в операционной системе Mac OS X; 3 учителя прошли курсы, организованные представителями Интернет-школы в г. Казани);
- родителям, которые обучались вместе со своими детьми на курсах на базе нашей школы.
И только после этого можно было говорить о дистанционном обучении наших детей, которые были прикреплены к тем или иным курсам (по заявкам школ) в двух учебных заведениях, специализирующихся на дистанционном обучении детей - (Телешкола (http://internet-school.ru/ )и I-школа (http://www.home-edu.ru/ ). Созданные для решения одной задачи – дать ребенку основы знаний по предметам – эти две образовательные системы слишком разные по форме и содержанию.
«Телешкола»
Некоммерческое партнерство «Телешкола» — общеобразовательная школа, осуществляющая образовательную деятельность в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования РФ; компания-разработчик комплексной информационно-образовательной платформы для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий и электронных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений. С 2000 года НП «Телешкола» имеет лицензию на ведение образовательной деятельности. С 2007 года компания прошла государственную аккредитацию и получила статус средней общеобразовательной школы. Сегодня НП «Телешкола» первая и единственная в России интернет-школа, прошедшая все ступени государственной экспертизы, имеющая официальный статус среднего общеобразовательного учреждения. С 2008 года НП «Телешкола» лауреат премии правительства РФ в области образования.
НП «Телешкола» - единственная средняя общеобразовательная школа в Российской Федерации, использующая в полном объёме технологии дистанционного обучения в учебном процессе, имеющая государственную аккредитацию установленного образца и лицензию на образовательную деятельность.
Компания НП «Телешкола» - разработчик комплексной информационно-образовательной платформы для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий («TS — distant learning»). Информационно-образовательная платформа «Интернет-школа «Просвещение» включает все элементы, необходимые для учебного процесса: электронные журналы пользователей, систему коммуникаций, средства учета успеваемости и многое другое. На платформе размещены сетевые учебные материалы для основного и дополнительного образования учащихся общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного профессионального образования.
НП «Телешкола» имеет право выдачи аттестатов государственного образца.
i-Школа
ГОУ Центр образования "Технологии обучения" открыто в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы.
В школе обучается более 1 тысячи учащихся с 1 по 11 класс. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца. Информационно-образовательная платформа I-школы «Moodle» включает все элементы, необходимые для учебного процесса: электронные журналы пользователей, систему коммуникаций, средства учета успеваемости и многое другое.
Что предлагают эти учебные заведения?
НП «Телешкола» предоставляет следующие учебные материалы:
- 25 учебных курсов по предметам БУП 5-11 классов – базовый уровень;
- 28 учебных курсов по предметам БУП 5-11 классов – профильный уровень;
- комплект сетевых материалов для подготовки к ЕГЭ (учебно-справочное пособие, ЕГЭ-тренажер, ЕГЭ-симулятор) по 9 предметам;
- лабораторный практикум удаленного доступа (6 курсов);
- 10 элективных курсов для профильной школы;
- специализированные учебные материалы.
i-Школа предлагает учащимся 1-11 классов:
- более 130 курсов по различным предметным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому;
- более 90 курсов социально-педагогической направленности.
Теперь можно поговорить о плюсах и минусах той или иной информационной платформы. Как правило, плюс одной системы является минусом другой.
Форма определяет содержание.
Сначала поговорим о форме представления материала.
Оформление главной страницы сетевого преподавателя в I-школе изобилует чрезмерной информацией, что усложняет работу учителя, вносит дискомфорт. В Телешколе все очень лаконично, просто, удобно, компактно.
Аналогичная структура в оформлении и на страницах всех курсов в обеих платформах.
Страничка Ученика в Телешколе с первого взгляда дает достаточно полное представление о ходе учебной деятельности этого Ученика, чего нельзя сказать о I-школе, где для получения полной информации приходится выполнять несколько шагов.
Изобилие различных Форумов в I-школе может привести в замешательство не только ученика, но и учителя. В Телешколе всего по 3 форума на каждом курсе.
Каково содержание обучения этих школ?
Учебные курсы I-школы рассчитаны на учеников 1-11-х классов, Телешколы для 5-11 классов.
В I-школе разработаны 2 курса дистанционного обучения преподавателей по работе в самой информационной системе, в Телешколе этого вообще не предусмотрено.
Учебные курсы I-школы разрабатывались специально для детей-инвалидов, хорошо поставлена медико-психологическая служба, в Телешколе курсы разработаны для обычных учеников, психологическая служба есть, но представлена чисто формально.
Широко используется в I-школе метод проектов, детей начинают привлекать с младших классов, итоговые работы учеников вывешиваются на каждом курсе.
Особо необходимо отметить в I-школе Службу консультаций начальной школы, к которой доступ открыт без ограничений как для учителей, так и для учеников. В своей небольшой практике работы с учениками начальной школы я столкнулся с тем, что ученики 4 класса с трудом читают на русском языке, неважно обстоят дела и с арифметикой. Служба консультаций поможет родителям, без особой нагрузки на учителя, ликвидировать эти пробелы. У Телешколы я подобного не обнаружил.
В I-школе предмет Информатика в начальной школе построен, главным образом, в ПервоЛого, несмотря на то, что это всего лишь пропедевтический курс (такой подход приветствуется учителями информатики).
Главный недостаток в содержании I-школы - изучение всего материала построено на операционной системе Mac OS X, поскольку компьютеры ученикам поставлялись с этой операционной системой, дается описание только компьютера MacBook (даже описания MacMini нет). Описание программного обеспечения (MS Office), которое даётся на курсах Информатики, не русифицировано, а ученики дома работают с русифицированной версией. Много из программного обеспечения на компьютерах учеников вообще нет, если они работают в Windows’e. Данный недостаток не так остро ощущается в других предметных курсах, но по предмету Информатика это основополагающий элемент. У Телешколы с этим все в порядке.
Планирование учебного курса не всегда идет в согласии с тематическим планированием предметов общеобразовательной школы, а это значит, одноклассники ученика-инвалида не всегда смогут оказать помощь ему в учебе. Это наблюдается в обеих школах.
В информационной платформе Телешколы предусмотрена организация телеконференций, в этом есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что нет необходимости в дополнительном программном обеспечении, минус- представлены высокие требования к скорости интернета, в конференции могут принимать участие только зарегистрированные в системе пользователи. В I-школе эту проблему решили проще- все общение между преподавателями, между преподавателем и учеником идет в режиме реального времени с использованием программы Skype, правда, здесь можно организовывать только аудио-конференции, видеообщение возможно только между двумя пользователями, но специалистами I-школы уже и этот вопрос решается (внутри самой платформы размещается новый элемент курса OpenMeetings).
10. Что касается форм контроля хода усвоения материала учеником, в обеих платформах используется стандартный набор: тесты, задания с открытым ответом, прикрепленный файл с выполненным домашним заданием.
Формы организации обучения.
Что предлагает Телешкола?
Практическая реализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает сочетание надомного и дистанционного обучения. Такой способ обучения позволит на начальном этапе предотвратить возможные трудности учащихся по освоению ими новой информационно-образовательной среды, в которой осуществляется дистанционное обучение, и позволит постепенно приобрести навык эффективной деятельности в ней. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья региону предлагаются 2 организационные модели дистанционного обучения - «Межшкольная группа» («Межмуниципальная группа») и «Индивидуальное образование».
I-школа предлагает
те же две формы организации взаимодействия учителей и учеников, что и в Телешколе, но с жестким методическим сопровождением преподавателями I-школы. На начальном этапе это, может, и оправдано, но в дальнейшем… Хотелось бы знать, которую из форм выберут в нашем регионе. При выборе любой из предложенных форм не совсем ясна роль нас, обычных школьных преподавателей (будем ли сетевыми преподавателями или педагогами-кураторами, а возможно, и теми и другими), какие у нас будут обязанности и права, будут ли изменения в оплате труда, будет ли, хотя бы частично, оплачиваться трафик работы в Интернете.
Интересуют и другие организационные моменты в работе с детьми-инвалидами:
- техническое обслуживание компьютеров, предоставленных детям;
- как быть с программным обеспечением (WindowsXP и прочее), установленным из СБППО, лицензия на которое заканчивается в 2011 году;
- кто должен контролировать Интернет – трафик учеников, обеспеченных выходом в интернет через ГИСТ (сегодня это, якобы, делают районные отделы образования);
- есть ли возможность улучшить качество работы в интернете в системе ГИСТ (частые сбои, недостаточная скорость (или ограничения возможностей прокси-сервером) при работе в online режиме);
- будет ли возможность оставить ребенку весь комплект техники в случае его поступление в ВУЗ или ССУЗ.
Все эти вопросы актуальны на сегодняшний день и поднималось на Республиканском семинаре директоров информационно-методических центров, где рассматривалась организация дистанционного обучения молодежи в республике (февраль 2010 года), но многие вопросы пока не решены.
Мне могут возразить: идет составление списков детей-инвалидов, но в других регионах организационные вопросы решены давно, дети прикреплены к курсам, преподаватели получили логины-пароли, идет полным ходом обучение преподавателей для работы в информационной системе I-школы.
А следующий учебный год начнется для нас еще сложнее, т.к. финансирования обучения детей-инвалидов из федерального бюджета, как это было последних два года, не предусматривается, а значит, деньги будут изыскиваться в региональном или муниципальном бюджетах.
|