'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Количественные измерения в быту булгаро-татар ::
     
():  
:  
-
: , 25 2024
.

Количественные измерения в быту булгаро-татар

  Мингазов Р.Х., профессор,

доктор педагогических наук, ТГГИ,

«Ученые записки» ТГГИ, 2004 г.



Количественные измерения в быту булгаро-татар



С древнейшей эпохи человечества, с появлением Homo Sapiens необходимо стало вести единицы количественных представлений. Умение считать запасы дров для обогрева своего жилья, продуктов питания, количества питьевой воды и т.д. вынуждало людей научиться основам элементарной арифметики (считать, прибавлять, отнимать, умножать и делить), геометрии (площади посевов, для строительства и архитектуры), астрономии (время ловли рыб, сбора овощей, пора сенокосов), географии (судоходства, торговли, путешествий).

У татар количественные представления претерпевало разнообразные изменения, прежде чем они предстали в современном виде. Это очень убедительно можно показать на примере счета денег. Волжская Булгария в течение ряда столетий являлась важным посредником в отношениях между Восточной Европой и Азией.

Волжская Булгария, известная далеко за пределы Среднего Поволжья и Приуралья своими торговыми рядами и базарами в течение нескольких веков вела рыночные и экономические отношения со своими близкими и дальними соседями, в том числе с Русью, Турцией, Арабскими странами, Ближним Востоком, Китаем, Индией и т.д.

На этих восточного типа базарах торговля велась по-разному. С отдаленными северо-восточными народами, стоявшими на более низком уровне своего социально-экономического развития, булгарские купцы вели меновую торговлю (без денег, слитков золота и серебра), выменивая на какие-нибудь товары, драгоценные меха, шкуры. И что удивительно, при такой торговле продавцы и покупатели даже не видели друг друга. О таких ярмарках рассказывали восточные ученые, путешественники, писари XI-XIII вв. ибн-Батута, Казвини, Ауфи.

При торговле с другими народами применялись или меновая (бартерная), или денежная единица. Если обратиться к трудам и сочинениям восточного писателя Х-го века ибн-Руста, то он сообщал, что в Волжской Булгарии монету заменяли куньи меха, а также «Каждый мех куницы равняется двум диргемам с половиной». С течением времени в жизни булгаро-татар все большую и большую роль стали играть эквиваленты товары – металлические деньги (звонкая монета), а именно арабские серебряные диргемы (дирхемы). В VIII-IX веках эти монеты имели широкое хождение не только в Волжской Булгарии, но и на территории Хазарского Каганата и Руси. В Х веке на булгарских базарах в основном использовались монеты Саманидского государства. Тогда же начали появляться и собственные металлические деньги (звонкая монета) булгарского государства. Металлические деньги булгаро-татары (и не только они, но и некоторые другие мусульманские народы) называли «тәңкә» (в прямом смысле «чешуя рыбы») - то есть круглые монеты, по своей форме, образу и подобию напоминающие и приближенные к чешуе больших рыб, добываемых на крупных акваториях Среднего Поволжья и Приуралья: «Идел» или «Итиль» (Волга), «Чулман-су» (Кама), «Җаек» (Урал), «Нократ» (Вятка), «Ижау суы» (Иж). Это название денежной единицы настолько сильно укоренилось среди населения не только Булгарии, но и других мусульманских народов, что многие жители республик Средней Азии (бывшего СССР) по сей день говорят «тәңкә» или «сум». Например, официальной денежной единицей Республики Казахстан является «тенгә».

При введении счета денег пользовались таким образом: «менә акча, бүтән акча, тагын акча, … » то есть: «вот монета, другая монета, еще монета, … ». Можно предположить, что количественные отношения с течением времени изменялись таким методом: «бер акча, ике акча, өч акча, … » или «одна монета, две монеты, три монеты, … ». Понятия «бер, ике, өчтиен» или «дүрт, биш, алты … сум» («одна, две, три … копейки» или « … четыре, пятҗ, шесть … рублей») укоренились много позже.

Понятие «акча» - монета не характеризовала его величину, то есть она могла быть и как «тиен» - «копейка», и как «сум» или «тәңкә» - рубль. Самое малое значение денег «тиен» для булгаро-татар означало в переводе «белка», что соответствует русской копейке. Происхождение этого выражения нетрудно представить. Территория Волжской Булгарии была расположена так, что она по периметру граничила с землями предков коми на севере (современная Кировская область, где начинается тайга) и с населением ар (удмурты, находящиеся за городом Арск); с востока Булгария примыкала к подножию Уральских гор и соседствовала с башкирами. Здесь было великое множество разнообразного лесного зверя, в том числе рыси, медведя, куницы, соболя, особенно много было белки, которых добывали в огромном количестве. Поэтому разменной монетой и могла служить шкура одной белки. Определенное количество шкур белки обменивалось на шкуру куницы. Вот как писал об этом арабский ученый-путешественник ибн-Руста: «Главное богатство булгар составляет куний мех», так что «звонкую монету заменяют им куньи меха».

Но смысл кратной монеты «сум» не происходит из терминологии «сусар» (куница). И нельзя утверждать, что название монеты происходит из татарского слова, названия «саммур» (соболь). О том, что шкура соболя также являлся драгоценным платежным средством, можно прочитать у восточного писателя ибн-Фадлана, посетившего в 922 году Волжскую Булгарию в чине писаря вместе с арабским посольством из Багдада, который отмечал, что «булгары платят своему царю Альмушу в каждом году от каждого дома шкуру соболя». Появление слова «сум» нужно отнести к ХI-XII вв., когда вместо металлических монет начинают чеканить весовые слитки серебра (көмеш). Этих слитков называют «саум». Параллельно и на Руси появляются весовые слитки серебра, называемые русскими гривками. С течением времени, с появлением бумажных денег (из Китая, которые впервые появились в Европе во времена правления династии Чингисхана, благодаря путешественнику Марко де Поло), выражения «сум» и «тәңкә», относящиеся только для металлических монет и слитков закрепились за банкнотами. В общих чертах мусульмане и во времена Царской России, позже в СССР и сейчас в Российской Федерации сохранили эти названия. Так, в бумажной пятирублевой ассигнации 1961 года выпуска Союза ССР на языках мусульманских народов написан номинал этой банкноты: «беш сӳм», «бес сом», «беш манат», «панг сӳм», «беш сом», «бәш манат».






Естественные науки: физика, химия, биология, в отличие от гуманитарных наук, – являются науками о природе и ее законах. Уже древние люди задумывались над теми явлениями в природе, которые их окружали. Непонятные природные явления, громы и молнии, пожары и наводнения, лунные, солнечные затмения и звездопады скорее вызывали ужас, а не удивление.

Поэтому даже первобытные люди стремились как-то объяснить увиденное, понять их смысл. Чем больше происходили необъяснимые явления природы, катаклизмы, звездопады, громы и молнии, выпадение росы и появление радуги (северного сияния), солнечные и лунные затмения, пожары и наводнения, тем усерднее были попытки людей истолковать происшедшее. Но те знания, которыми они обладали, оказывались скудными, и их фактически не хватало для объяснения природных явлений. Знания и умозаключения конкретного индивида не всегда позволяло человеку правильно или в первом приближении объяснить то или иное явление природы. Чем больше люди сталкивались с необъяснимыми природными явлениями, которые не были ими истолкованы, тем больше была необходимость поиска ответа на вопросы, поставленные самой матушкой природой (в противном случае, разговоры шли о сверхъестественных силах). Это приводило к появлению в сознании человека разнообразных образов, связанных с потусторонними силами (шаманов, жрецов, звездочетов-предсказателей, а позже - понтификов). Таким образом, если люди не находили ответы на поставленные вопросы, а они их практически не находили, они были вынуждены обращаться к божеству (божествам – в языческих племенах) или высшим силам (сверхъестественным силам). При этом человек всегда стремился объяснить увиденное, истолковать, обосновать (хотя бы в утилитарном виде с точки зрения обыкновенного «обывателя»).



:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.