'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Хисамутдинова Ф.Ф., Ханбикова З.И.: Молодой специалист в образовательном учреждении ::
     
():  
:  
-
: , 20 2024

Хисамутдинова Ф.Ф., Ханбикова З.И.: Молодой специалист в образовательном учреждении

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно­-воспитательной среде. Решить эту проблему помогает создание системы школьного наставничества.

Современной школе нужен профессионально ­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Но практика школьной действительности показывает, что  даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. В этот момент необходимо молодому специалисту получить поддержку опытного педагога-­наставника..

Поэтому наша задача – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Приступая к работе с молодыми, мы обращаем внимание на:

требования к организации учебного процесса;

требования к ведению школьной документации;

формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Кроме того,  стараемся обеспечивать поддержку молодым педагогам в области:

практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

разработки программы собственного профессионального роста;

выбора приоритетной методической темы для самообразования;

освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования (приложение 1), тестирования или собеседования, где он рассказывает  о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с его наставником. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Приведем пример обработки результатов одной из анкет, использованной наставниками в МОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова г.Буинска РТ».

Цели анкетирования:

выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

проследить достижения молодого педагога по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;

В результате анкетирования выяснилось, что наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы:

знакомство с теорией личностно-ориентированного и ИКТ обучения;

обмен имеющимся опытом по данной теме;

Большую эффективность,  по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков),  имеют новые нетрадиционные,  или модернизированные психологические тренинги.  Творческие лаборатории, психолого-­педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих  работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-­мастерами ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

обязанности классного руководителя (приложение 2);

организация работы с неуспевающими учащимися;

анализ и самоанализ урока;

организация  работы с родителями;

методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Мы убедились, что портфолио – это своеобразный паспорт повышения профессионального уровня молодого педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности

Портфолио дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе, где  отмечается  повышение  профессиональной компетентности и достижения в личностном росте (приложение 3).

В МОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова г.Буинска РТ» разработаны занятия для проведения "Школы молодого учителя" (приложение 4).

Были определены "болевые точки" в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

Данная программа дала возможность:

дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;

повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно­воспитательного процесса в образовательном учреждении;

создавать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.

На данном этапе нами были использованы информационные методы (лекции на занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

Усилия наставников были направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Также были тщательно подобраны формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности:

рефлексивно-­деловая игра;

работа в составе творческой группы;

лекция, семинар, практическое занятие;

педагогические чтения;

ярмарка педагогических идей;

просмотр видеофильмов отснятых уроков;

групповые и индивидуальные консультации;

посещение и анализ открытых уроков;

мастер-­класс.

Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Всё  это стало стимулом для  молодых педагогов нашей гимназии  в самосовершенствовании, способствовало их  профессиональной и личностной самореализации. Так, например, учитель иностранного языка  Абзалилова  Эндже Фаритовна, являясь молодым учителем, участвовала в районном конкурсе «Классный руководитель года - 2007», принимала участие в районных, республиканских и международных  семинарах по современным проблемам преподавания английского языка.  Кроме того, она и её воспитанники активно участвуют в различных научно-практических конференциях и интернет – проектах. По истечении 3-х лет стажа   Абзалиловой Э.Ф. присвоена вторая квалификационная категория (по должности учитель английского языка).

Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодыми учителями  позволяет руководителям образовательных учреждений, педагогам­-наставникам быстро и качественно решать задачи их профессионального становления, включать в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать профессиональную компетентность.

 

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________

3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

в календарно­-тематическом планировании

проведении уроков

проведении внеклассных мероприятий

общении с коллегами, администрацией

общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) ______________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемно-­поисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

развивать творческие способности учащихся

другое (допишите)_____________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

cамообразованию

практико-ориентированному семинару

курсам повышения квалификации

мастер-­классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника

предметным кафедрам

школе молодого специалиста

другое (допишите)_________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно-­познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

другое (допишите) ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Уважаемый молодой коллега!

Не забудьте, составляя план:

сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);

определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

учебные дела;

участие в общешкольных мероприятиях;

дела класса;

работа с родителями;

индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:

классный журнал;

план воспитательной работы с классным коллективом;

тетрадь классного руководителя в любой форме;

дневники учащихся;

личные дела учащихся;

психолого-­педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

кабинет, закрепленный за вашим классом;

помещение, прикрепленное для генеральной уборки;

прикрепленный пришкольный участок;

дни дежурства по школе;

график дежурства по классу;

день выпуска общешкольной или классной газеты;

список учащихся, которым необходимы проездные билеты;

список многодетных и социально не защищенных семей;

сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

сведения о занятости учащихся во внеурочное время;

распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);

педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;

список учителей­-предметников, работающих в классе;

расписание занятий класса;

расписание по личной учебной нагрузке;

состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);

цепочка для срочного оповещения учащихся;

дни рождения учеников класса по месяцам;

дела, которые требуют предварительной подготовки;

акции, в которых может принять участие класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

ПОРТФОЛИО

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ.

Биографические данные, награды.

Абзалилова Эндже Фяритовна, 2.02.1983, высшее, ТГГИ - 2005, учитель английского  языка и татарского языка, Почетная грамота РОО, 2008 г; Благодарственное письмо, 2007 г; Грант Правительства РТ, 2008 г.

Свидетельства о повышении квалификации.

Институт развития образования  РТ, 2006 год, аттестационные курсы «Методика обучения иностранным языкам на раннем этапе»

Представление на педагога.

Эндже Фяритовна на уроках использует разнообразные методы, приемы и средства обучения, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. В 5-6 классах учитель использует  УМК  М. Биболетовой «Enjoy English». В своей работе учитель применяет наряду со стандартными, и инновационные методики и технологии, такие как – проектная технология, разноуровневые задания. Привлекает обстановка урока, которая комфортна для учащихся. Во всех классах учитель проводит физкультпаузы, что является особенно необходимым на начальном этапе обучения.  Учитель осуществляет так называемое педагогическое воздействие, направленное на создание положительной атмосферы, благоприятных условий общения, подбадривая учащихся, снимая психологический барьер, стимулируя и поощряя  самостоятельность и инициативность обучаемых, предлагая и развивая многочисленные формы сотрудничества в больших и малых группах. Учащиеся  уверенно чувствуют себя на уроке, свободно выражают свое мнение. Эндже Фяритовна налаживает хороший контакт с родителями. Она в тактичной форме умеет обратить внимание родителей на негативные стороны поведения их детей, умеет вовремя дать нужный совет, не скупится на доброе слово.

РАЗДЕЛ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мониторинг.

Учебный год

  Класс

Предмет

Успеваемость %

Качество знаний %

 2005-2006

 2-а

 англ.язык

100

89

 

 2-б

 англ.язык

100

66

 

 3-а

 англ.язык

100

90

 

 6-б

 англ.язык

100

86

 2006-2007

 3-а

 англ.язык

100

87

 

 3-б

 англ.язык

100

68

 

 4-а

 англ.язык

100

89

 

 5-а

 англ.язык

100

54

 

 6-а

 англ.язык

100

36

 

 6-б

 англ.язык

100

77

 

 7-б

 англ.язык

100

81

 

9

 англ.язык

100

100

2007-2008

 

4-а

Англ.язык

100

77

 

4-б

Англ.язык

100

64

 

5-а

Англ.язык

100

85

 

6-а

Англ.язык

100

63

 

7-а

Англ.язык

100

27

 

7-б

Англ.язык

100

76

 

8-б

Англ.язык

100

79

 

10-б

Англ.язык

100

90

 

Самоанализ профессионально-значимых качеств педагога.

Учебный год

Мероприятие

Фамилия,

имя ученика

Место

2006-2007

Районная олимпиада

  по иностранному языку

Алтынбаева Альфия 9 класс

8

2007-2008

Районная олимпиада

  по иностранному языку

Гимадиева Лилия 10б класс

10

 2008-2009

 Районная олимпиада

  по иностранному языку

Гимадиева Лилия 11б класс

 

 

«Обратная связь» (коллеги, родители).

Во внеурочное время  Абзалилова Э.Ф. проводит индивидуальные занятия с одаренными детьми, на которых они занимаются индивидуальными и групповыми проектами, выполняют олимпиадные задания по английскому языку, проводят вечера, КВНы. Также проводятся индивидуальные занятия с отстающими учениками, где ликвидируются пробелы знаний.

 

РАЗДЕЛ 3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Участие в методической работе.

Методическая тема (разрабатываемая проблема), связь с темой образовательного  учреждения: «Обучение  иностранному языку на раннем этапе».

Являясь членом школьного методического объединения учителей иностранного языка, Эндже Фяритовна  регулярно выступает с докладами на заседаниях МО, где учителя делятся опытом преподавания иностранного языка  по современным технологиям. В методическом объединении практикуется взаимопосещение уроков учителей иностранного языка с их  последующим анализом.

Результаты методической работы Абзалиловой Э.Ф. были отражены в докладах и выступлениях на районных  семинарах, методических семинарах, заседаниях педсовета, на  открытых уроках в ходе районных  семинаров:

 

Учебный год

Тема заседания ППС, МС

             Тема выступления

 2006-2007

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранных языков МОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова города Буинска Республики Татарстан» по теме: «Основные задачи курса иностранного языка»

Обучение иностранным языкам в начальной школе.

 

  2006-2007

 Выступление в рамках районного семинара учителей иностранного языка по теме «Совершенствование образовательного процесса в Республике Татарстан» на базе СОШ№5 г. Буинска РТ

Совершенствование образовательного процесса в Республике Татарстан

 2008-2009

Выступление в рамках районной августовской конференции по теме «Управление качеством образования»

Ученик- помощник учителя на уроке иностранного языка

 2008-2009

Выступление на педагогическом совете учителей МОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска Республики Татарстан» по теме: «Профессиональный учитель-какой он?» 

Творческий отчет о самообразовании и инновационной деятельности

 2008-2009

Открытый урок в МОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова города Буинска Республики Татарстан» для учителей предметников школы во 5а классе

«Что собирается делать Барбара?»

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПЛАН РАБОТЫ  "ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ"  

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

 

Час общения "Расскажи о себе"

Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

Закрепление наставников

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-­воспитательного процесса

Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов

Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Администрация школы

Директор школы

Руководители методических объединений

Зам. директора по УВР,

 

 

председатель профкома

 

 

 

Зам. директора по УВР

Октябрь

 

Круглый стол "Основные проблемы молодого учителя"

Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"

Час психолога "Как быстрее адаптироваться в школе"

Зам. директора по УВР

Педагоги-­наставники

Зам. директора по УВР, педагоги-­наставники

 

Педагог­-психолог

Ноябрь

 

Консультация "Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"

Семинар-­практикум "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Педагог­-психолог

Зам. директора по УВР

Декабрь

 

Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

Семинар­-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ

Зам. директора по УВР

 

Педагог­-наставник

Январь

 

Семинар­-практикум "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"

Мастер-­классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Зам. директора по УВР

Педагоги­-наставники

Февраль

 

Посещение уроков у молодых специалистов

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

Обзор периодической педагогической печати

Педагоги­-наставники

Зам. директора по УВР

 

 

Зав. школьной библиотекой

Март

 

Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций

Зам. директора по УВР

 

 

Педагог­-психолог

Апрель

 

Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

Час психолога

Зам. директора по УВР

Педагог­-психолог

Май

 

Подведение итогов работы "Школы молодого учителя", семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя

Директор школы

Зам. директора по УВР,

педагог­-наставник

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления. Основы педагогического менеджмента, 2003. № 4.

Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. // «Вопросы психологии», 1997. № 5.

Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология. // Народное образование, 1998. № 9.

Письмо Министерства образования Российской Федерации «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». // «Официальные документы в образовании»,2003. № 24.

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Изд-во Ин-та Психотерапии. М., 2002.

6.         Интернет-ресурсы.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.