На этапе модернизации образования очень важным является грамотное, эффективное управление школой. Характерной проблемой управления для многих руководителей школ является множество разнообразных мероприятий с педагогами, родителями, учащимися, не объединенных одной целью, одной темой, отсюда, разных по содержанию. Будучи разрозненными, их действия похожи на действия героев басни Крылова, которые не приносят удовлетворенности конечными результатами: большая методическая работа - «лебедь», не меньшая - с родителями и учащимися - «рак», административный контроль с совершенно другими задачами - «щука». Мы понимали, что необходимо создать систему управления, отличающуюся целостностью, эффективностью, творчеством совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей - реальных участников учебно-воспитательного процесса. Совместная творческая деятельность в гимназии начата со времен становления и развития воспитательных систем - содружество старших учащихся и младших, коллективных творческих дел, построенных на научных работах И.П. Иванова, В.А. Караковского, М.М. Поташника, В.И.Андреева и других. Ориентация коллектива на совместную творческую работу вывела на первый план моделирование системы управления сотворческими процессами и построение своеобразной схемы взаимоотношений «педагог – ученик – родитель». Русский писатель И.А.Гончаров писал, что «короткое ежедневное сближение человека с человеком не обходится ни тому ни другому даром: много надо с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками». Сотворчество в образовательной деятельности мы определили как совместную творческую деятельность субъектов (педагогов, учащихся, родителей), порождающую нечто качественно новое в образовании, ранее не существовавшее, но возникшее на основе реорганизации имеющегося опыта. Характерными чертами такой деятельности являются: использование знаний и умений в нестандартной ситуации; умение разглядеть проблему в привычном; способность найти новое применение объекту; умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия. Сотворчество, как и творчество в реализации образовательных проектов, имеет разные уровни: для одного уровня сотворчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения в условиях гимназии, а на другом уровне создается совершенно новое, изменяющее привычный взгляд на объект или область знаний: научное открытие в области математики (ученик Телишев А., учитель Бутакова Л.А; авторские сборники стихов Фахретдинова М., Луговая Ю., учитель Вахлова Н.С.; авторские художественные и музыкальные произведения Мирсайзянова Р.Л., Власьева А.Н. и др.). Ф.У.Тейлор писал: «управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы», его по праву можно считать первым, кто поднял вопрос о научных принципах управления: «внедрение экономных методов работы; профессиональный отбор и обучение работников; расстановка кадров; сотрудничество администрации и исполнителей». Менеджер образования — по содержанию своей управленческой деятельности, если не про¬ектировщик новых образовательных систем, то участник проектирования будущих состояний этих систем, для него характерна потребность в творчестве и сотворчестве. Хочется поделиться наиболее результативной, на наш взгляд, технологией управления сотворческими процессами в ходе подготовки к педагогическому совету. Покажем развитие сотворчества в проектной деятельности управленческого процесса со стороны администрации, научно-методического совета, Попечительского Совета, Совета старшеклассников. Важным в анализе, создании и реализации проекта является участие учащихся и их родителей, то есть, прежде всего, тех, к кому непосредственно относятся обозначенные проблемы. Этапы проектирования, принятия решения и реализации рассматриваем не просто как практику совместной работы, а с точки зрения практики сотворчества. В системе управления развитием сотворчества в гимназии необходимым является оптимальное моделирование творческой деятельности участия всех в подготовке и принятии проектов и программ, где ценность предложенных идей, преобразований, проектов состояла не столько в полезности их как замысла, сколько в реальности и результативности претворения в жизнь. Модель управленческой деятельности включает выделение в течение учебного года в результате анализа состояния качества образовательного процесса педагогических задач, каждая из которых формулируется и проектируется в поэтапную подготовку к будущему педагогическому совету (см. приложение №1).
Приложение №1 Проектная деятельность педагогического коллектива в рамках подготовки к педагогическому совету
План подготовки к педагогическому совету по теме:
«Роль органов ученического самоуправления в повышении качества
образования в школе»
Время и место проведения: 07.04.2008г. 14.00ч., каб.201
№ п/п
|
Мероприятие
|
Дата проведения
|
Ответственность
|
1
|
Расширенное заседание методсовета по подготовке и проведению педсовета
|
18.02.
|
Директор
|
2
|
Заседания методических объединений (МО) по теме: «Работа органов ученического самоуправления как одно из условий повышения качества образования в школе»
|
18.02.
|
Руководители МО
|
3
|
Семинарские занятия по теме: «Психология управления ученическим коллективом» "Основы самоменеджмента"
|
25.02.
|
Руководитли МО
|
4
|
Пед. чтения «Типология форм деятельности органов ученического самоуправления, характеристика основных форм работы»
|
03.03.
|
Заместители директора по УР
|
5
|
Научно-практическая конференция педагогов и учащихся «Формы, методы, технологии по активизации деятельности органов ученического самоуправления»
|
11.03.
|
Директор, председатель Совета старшеклассников
|
6
|
Научно-практическая конференция педагогов, родителей «Деятельностный подход в обучении и воспитании»
|
17.03.
|
Заместитель директора по воспитательной работе, председатель Попечительского совета
|
7
|
Открытые мероприятия, классные часы в рамках подготовки к педагогическому совету. Фестиваль видеофрагментов открытых мероприятий
|
По особому графику
март
|
Классные руководители 1-11 классов
|
9
|
Родительские собрания: «Родительское самоуправление в классе»
|
24.03.
|
Классные руководители, воспитатели
|
10
|
Анкетирование учащихся 1-11 классов по формированию управленческих навыков
|
Февраль март
|
Педагог-психолог
|
11
|
Подготовка выступлений и необходимых материалов к педсовету
|
19.02.-31.03.
|
Заместитель директора
|
12
|
Выставка методической литературы по теме педсовета
|
18.02.-01.04.
|
Библиотекарь
|
Чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо изучать, сопоставлять, перерабатывать и анализировать различные сведения, характеризующие те или иные вопросы учебно-воспитательного процесса. Отсюда первый этап – это этап подготовки, организации изучения материалов выставки по предложенной теме средствами библиотеки, Интернета, домашней литературы педагогов. Для этого этапа характерно получение новых знаний, более глубокое понимание проблем учебно-воспитательного процесса. Выступления, в основном, начинающими педагогами проводятся на педагогических чтениях в методических объединениях или творческих группах. Главные идеи выступлений на предметных заседаниях интегрируются педагогами в доклад для общих гимназических педагогических чтений.
Следующим, вторым управленческим этапом является руководство подготовкой и проведением по этой же теме совместной научно-практической конференции, где по результатам экспериментов, наблюдений, анкет, тестов выступают не только педагоги-исследователи, учащиеся, но и приглашенные ученые, родители.
Подтверждение ключевых идей педагогических чтений, конференции осуществляется на практике во время третьего этапа: подготовки и проведения в большей части аттестуемыми педагогами по данной теме мастер-класса, открытых уроков, внеклассных мероприятий. Как отмечал В.А.Сухомлинский, в центре внимания и забот администрации должен находиться урок, от качества которого зависят не только прочность и глубина знаний учащихся, но и уровень их воспитанности, глубина мировоззрения, любовь к знаниям, уважение к духовным богатствам человечества. От урока идут десятки незаметных с первого взгляда ниточек к внеклассной работе, к самовоспитанию школьников, индивидуальной творческой лаборатории учителя, к обмену опытом, к работе педагогического коллектива с родителями.
Последний, заключительный этап – педагогический совет, который проходит с обсуждением и утверждением программы или проекта по реализации задач, поставленных перед педагогами, учащимися, родителями, в форме доклада, отчета творческих мастерских, деловой игры, круглого стола.
В такой же последовательности проводится методическая подготовка и контроль к следующему тематическому педагогическому совету: педагогические чтения, семинарские занятия, конференция, открытые мероприятия, педагогический совет и по этой же проблеме - контроль.
Путь интеграции методической и управленческой работы всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся обеспечит повышение результатов управленческой деятельности. Управление в виде сотворчества, решает главную задачу – развитие школы как целостной системы методической работы и контроля. Предложенная модель деятельности школы в направлении одной цели, одной темы контроля и методической работы, привлечение всех к созданию, а затем и реализации образовательных проектов и программ способствуют повышению качества образования.
|