Содержатся обширные сведения по теоретическим основам информатики, программному обеспечению, языкам и методам программирования, вычислительной технике, информационным системам, компьютерным сетям и телекоммуникациям, компьютерному моделированию и социальной информатике. В третье издание (1-е изд. 1999 г., 2-е изд. 2001 г.) внесены существенные дополнения и изменения, отражающие эволюцию образовательной области "Информатика" и требования нового поколения Государственных образовательных стандартов. Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности "Информатика". Может быть полезно студентам университетов и учителям информатики.
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 5 ВВЕДЕНИЕ 5 § 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ 5 1.2. ИНФОРМАТИКА КАК ЕДИНСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ 7 1.3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ 8 1.4. МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК 9 1.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 9 1.6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 12 1.7. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 14 Контрольные вопросы 15 § 2. ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА 15 2.1. РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ 15 2.2. НЕПРЕРЫВНАЯ И ДИСКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 16 2.3. ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ: ВЕРОЯТНОСТНЫЙ И ОБЪЕМНЫЙ ПОДХОДЫ .18 2.4. ИНФОРМАЦИЯ: БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД 21 2.5. ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР 22 § 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 23 3.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 23 3.2. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ 25 3.3. ВОСЬМЕРИЧНАЯ И ШЕСТНАДЦАТИРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 26 § 4. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. 28 4.1. АБСТРАКТНЫЙ АЛФАВИТ 28 4.2. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ 29 4.3. ПОНЯТИЕ О ТЕОРЕМАХ ШЕННОНА 30 4.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ БАЙТОВОГО КОДИРОВАНИЯ 32 § 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ 34 5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 34 5.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФОВ 35 § 6. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА 36 6.1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АЛГОРИТМ» 36 6.2. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМА 36 6.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ 37 6.4. СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ 39 6.5. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА 40 Контрольные вопросы 42 §7. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АЛГОРИТМ» 42 7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 42 7.2. МАШИНА ПОСТА 43 73. МАШИНА ТЬЮРИНГА 47 7.4. НОРМАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ МАРКОВА 50 7.5. РЕКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ 53 Контрольные вопросы и задания 55 § 8. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 55 8.1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 55 8.2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД 58 8.3. НОВЕЙШИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ 63 Контрольные вопросы и задания 64 § 9. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 64 9.1. ДАННЫЕ И ИХ ОБРАБОТКА 64 9.2. ПРОСТЫЕ (НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ 65 9.3. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ 66 Контрольные вопросы и задания 72 § 10. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 73 10.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 73 10.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 74 10.3. СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ 76 Контрольные вопросы и задания 78 § 11. НЕКОТОРЫЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 78 11.1. ПРЕДМЕТ КИБЕРНЕТИКИ 78 11.2. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ 79 11.3. ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ 81 Контрольные вопросы и задания 82 § 12. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82 12.1. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82 12.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 84 12.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЙ 86 12.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 89 12.5. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 90 Контрольные вопросы и задания 91 Дополнительная литература к главе 1 93 ГЛАВА 2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ 95 ВВЕДЕНИЕ 95 § 1. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 95 1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 95 1.2. ПОНЯТИЕ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ 98 1.3. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ ТИПА IBM PC 101 1.4. ОБОЛОЧКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 107 Контрольные вопросы и задания 117 § 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 117 2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ 117 2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ 120 Контрольные вопросы 122 §3. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 122 3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ 122 3.2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 123 3.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 124 3.4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ 125 3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ «МЕНЮ» В ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМАХ 125 Контрольные вопросы ч задания 128 § 4. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ 128 4.1. ЭЛЕМЕНТЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА 128 4.2. ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ 129 4.3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ 131 § 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 138 5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ 138 5.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИКА 139 5.3. ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ 144 5.4. ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА 146 5.5. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА 147 5.6. НАУЧНАЯ ГРАФИКА 149 Контрольные вопросы и упражнения 150 § 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 150 6.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 150 6.2. ВИДЫ СТРУКТУР ДАННЫХ 151 6.3. ВИДЫ БАЗ ДАННЫХ 152 6.4. СОСТАВ И ФУНКЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 154 6.5. ПРИМЕРЫ СИСГЕ-М УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 157 Контрольные вопросы и задания 163 § 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 163 7.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ 163 7.2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ SUPERCALC 164 7.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL 172 §8. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА 173 8.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ 173 8.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПАКЕТ MS-WORKS 174 § 9. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 178 Контрольные вопросы и задания 183 § 10. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 183 10.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ 183 10.2. ПАКЕТ MATHCAD 183 10.3. СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ REDUCE 187 § 11. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 190 11.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ …..190 11.2. ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ 192 11.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ 193 11.4. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 194 §12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ 197 12.1. ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС 197 12.2. РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ 198 12.3. АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА 199 Контрольные вопросы и задания 200 § 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 200 13.1. ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 200 13.1. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 202 Контрольные вопросы 203 ГЛАВА 3 ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 207 ВВЕДЕНИЕ 207 § 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 207 §2. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 211 2.1. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 211 2.2. МЕТАЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 212 23. ГРАММАТИКА ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 213 §3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 216 3.1. ВВЕДЕНИЕ 216 Контрольные вопросы 220 3.2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 220 Контрольные вопросы 223 3.3. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 223 3.4. ПРОЦВДУРЫ И ФУНКЦИИ 234 3.5. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 238 3.6. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 243 Контрольные вопросы 247 3.7. РАБОТА С ГРАФИКОЙ 247 Контрольные вопросы и задания 253 3.8. ТУРБО-ОБОЛОЧКИ. ВЕРСИИ ПАСКАЛЯ 253 Контрольные вопросы 256 3.9. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ТУРБО-ПАСКАЛЯ 256 §4. МЕТОДЫ II ИСКУССТВО ПРОГРАМ11РОВАНИЯ 260 4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ 260 Контрольные вопросы и задания 265 4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА АЛГОРИТМОВ 265 Задания 270 4.3. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СТРУКТУРЫ ДАННЫХ .270 Контрольные задания 273 4.4. РЕКУРСИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ 273 Контрольные задания 277 4.5. ВАЖНЕЙШИЕ НЕВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ (ПОИСК И СОРТИРОВКА) 277 Контрольные вопросы и задания 288 § 5. БЕЙСИК КАК ЯЗЫК ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 288 5.1. ВВЕДЕНИЕ В БЕЙСИК 289 Контрольные вопросы 290 5.2. БАЗОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ 290 Контрольные вопросы ч задания 292 5.3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 292 Контрольные вопросы и задания 293 5.4. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ 293 Контрольные вопросы и задания 297 5.5. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 297 Контрольные вопросы и задания 299 5.6. ПОДПРОГРАММЫ 299 Контрольные вопросы 300 5.7. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 300 5.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА 302 Контрольные задания 303 5.9. ВЕРСИИ БЕЙСИКА 303 5.10. БЕЙСИК И ПАСКАЛЬ 304 § 6. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ 304 6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА И ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА СИ 304 6.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИ: АЛФАВИТ, ИДЕНТИФИКАТОРЫ, ЛИТЕРАЛЫ, СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА 307 6.3. ТИПЫ ДАННЫХ И ОПЕРАЦИИ В ЯЗЫКЕ СИ. ВЫРАЖЕНИЯ 310 6.4. ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 315 6.5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СИ. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИЯХ 324 6.6. КЛАССЫ ПАМЯТИ 328 6.7. ФУНКЦИИ ВВОД\-ВЫВОДА 332 6.8. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА 336 6.9. СИ И ПАСКАЛЬ 338 § 7. ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПРОЛОГ 339 7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 339 7.2. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ НА ПРОЛОГЕ 343 7.3. РЕКУРСИЯ 346 7.4. ПРЕДИКАТ ОТСЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИМ ВЫВОДОМ В ПРОГРАММАХ 348 7.5. ОБРАБОТКА СПИСКОВ 349 7.6. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРОЛОГЕ 352 Контрольные вопросы и задания 354 § 8. ВВЕДЕНИЕ В ФУ НКЦПОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ЛИСП 355 8.1. НАЗНАЧЕНИЕ 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА 355 8.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ НА ЛИСПЕ. СПИСКИ 356 8.3. ФУНКЦИИ 357 8.4. ФОРМЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЛИСП-ПРОГРАММЕ 359 8.5. РЕКУРСИЯ И ЦИКЛ В ПРОГРАММАХ НА ЛИСПЕ 361 8.6. ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ 362 8.7. ПРИМЕР ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЛИСПЕ 363 8.8. СВОЙСТВА СИМВОЛОВ 364 Контрольные вопросы и задания 364 §9. ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 364 9.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 364 9.2. ОСНОВЫ ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ 365 9.3. ОБОЛОЧКА TURBO-VISION 369 9.4. СРЕДА ОБЪЕКТНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI 371 9.8. СИСТЕМА ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ SMALLTALK 374 Контрольные вопросы и задания 383 Дополнительная литература к главе 3 384
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 387 ГЛАВА 4 ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 387 ВВЕДЕНИЕ 387 § 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 387 1.1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 387 1.2. НАЧАЛО СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ..389 1.3. ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ 391 1.4. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ 393 1.5. И НЕ ТОЛЬКО ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ... 394 1.6. ЧТО ВПЕРЕДИ? 396 Контрольные вопросы 396 §2. АРХИТЕКТУРА ЭВМ 397 2.1. О ПОНЯТИИ «АРХИТЕКТУРА ЭВМ» 397 1.2. КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЭВМ II ПРИНЦИПЫ ФОН НЕЙМАНА 398 2.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ЭВМ 400 2.4. ОСНОВНОЙ ЦИКЛ РАБОТЫ ЭВМ 402 2.5. СИСТЕМА КОМАНД ЭВМ И СПОСОБЫ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННЫМ 403 Контрольные вопросы 405 §3. АРХИТЕКТУРА МИКРОПРОЦЕССОРОВ 406 3.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИКРОПРОЦЕССОРОВ 406 3.3. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРОПРОЦЕССОРА 408 3.3. РАБОТА МИКРОПРОЦЕССОРА С ПАМЯТЬЮ. МЕТОДЫ АДРЕСАЦИИ 410 3.4. ФОРМАТЫ ДАННЫХ 412 3.5. ОБРАБОТКА ПРЕРЫВАНИЙ 413 3.6. РАБОТА МИКРОПРОЦЕССОРА С ВНЕШНИМИ УСТРОЙСТВАМИ 414 3.7. ПРИМЕР: СИСТЕМА КОМАНД ПРОЦЕССОРОВ СЕМЕЙСТВА PDP 416 Контрольные вопросы и задания 421 §4. УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ МИКРОКОМПЬЮТЕРА 421 4.1. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МИКРОКОМПЬЮТЕРА 422 4.2. СИСТЕМА КОМАНД 424 4.3. АДРЕСАЦИЯ ДАННЫХ 427 4.4. РАБОТА С ВНЕШНИМИ УСТРОЙСТВАМИ 429 4.5. ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ 430 Контрольные вопросы и задания 434 § 5. ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ЭВМ: ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 436 5.1. ВНЕШНИЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА 436 5.2. УСТРОЙСТВА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ 438 5.3. УСТРОЙСТВА ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ 439 Контрольные вопросы и задания 442 § 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭВМ 442 6.1. ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 442 6.2. СХЕМНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ. ТИПОВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ УЗЛЫ 444 63. ПРИМЕР ЭЛЕКТРОННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА 449 Контрольные вопросы и задания 450 Дополнительная литература к главе 4 450 ГЛАВА 5 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 451 ВВЕДЕНИЕ 451 § 1. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ 452 1.1. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА 452 1.2. КОНФИГУРАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 454 1.3. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 458 Контрольные вопросы 459 §2. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 460 Контрольные вопросы ч задания 465 §3. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ 465 3.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 465 3.2. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРОТОКОЛЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 467 3.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА 469 3.4. ON-LINE INTERNET 477 § 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ UNIX 488 § 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ 492 5.1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 492 5.2. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ 494 5.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 495 5.4. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 496 ГЛАВА 6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 499 ВВЕДЕНИЕ 499 § 1. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ 500 1.1. БАНКИ ДАННЫХ 500 1.2. БАНКИ ДОКУМЕНТОВ 501 1.3. БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 503 § 2. БАЗЫ ДАННЫХ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 509 2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 509 2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ 511 2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЯЗЫКАХ УПРАВЛЕНИЯ РЕЛЯЦИОННЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ ТИПА dBASE 514 § 3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 537 3.1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 537 3.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 540 3.3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 547 3.4. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 547 3.5. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСГЕМЫ 548 Контрольные вопросы 550 §4. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 550 Контрольные вопросы и задания 555 § 5. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ 555 5.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 555 5.2. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 558 5.3. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 564 5.4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ 571 ГЛАВА 7 КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 574 ВВЕДЕНИЕ 574 § 1. О РАЗНОВИДНОСТЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ 575 §2. ПОНЯТИЕ О КОМПЬЮТЕРНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 576 2.1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРЫ 576 2.2. ЭТАПЫ И ЦЕЛИ КОМПЬЮТЕРНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 577 2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 579 2.4. НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 581 §3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 590 3.1. ФИЗИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ 590 3.2. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛА С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДЫ 591 3.3. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ. 597 ЗАКОНЫ ПОДОБИЯ 597 3.4. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА С ПЕРЕМЕННОЙ МАССОЙ: ВЗЛЕТ РАКЕТЫ 604 3.5. ДВИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ 606 3.6. ДВИЖЕНИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ 609 3.7. КОЛЕБАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 611 3.8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ 619 И ПРОЦЕССОВ В ПРИБЛИЖЕНИИ СПЛОШНОЙ СРЕДЫ 619 3.9. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ 626 Контрольные вопросы и задания 634 § 4. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 636 4.1. ЭКОЛОГИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 637 4.2. МОДЕЛИ ВНУТРИВИДОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 638 4.3. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖВИДОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 643 4.4. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ХИЩНИКА И ЖЕРТВЫ 645 4.5. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОПУЛЯЦИЙ 647 Контрольные вопросы и задания 651 §5. ГЛОБАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 652 § 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 656 6.1. ТЕХНИКА СТОХАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 656 6.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМАХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 659 6.3. РАЗЛИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 665 Контрольные вопросы и задания 669 §7. КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ 671 7.1. ПОСТАНОВКА ЗУД4ЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 671 7.2. СИМПЛЕКС-МЕТОД 676 Контрольные вопросы и задания 679 Дополнительная литература к главе 7 681 Содержание 682