Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях
Письмо подготовлено
членами предметной комиссии по химии,
к. п. н. Д.Ю. Добротиным и к. п. н. А.А. Кавериной,
на основе обработки данных, полученных из базовых регионов;
утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым.
Методическое письмо
Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях
В 2009 году, как и в прошлом году, в ряде общеобразовательных учреждений России государственная (итоговая) аттестация (ГИА) по химии выпускников основной школы проводилась в новой форме. Ее целями являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В соответствии с указанными целями, государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы, проводимая в форме письменного экзамена, должна содействовать осознанности выбора выпускником профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени школы. Образовательное учреждение, исходя из полученных результатов и интересов выпускника, должно помочь правильному осуществлению этого выбора.
Контрольные измерительные материалы для ГИА выпускников основной школы разрабатывались на основе следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 №1236).
2) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
В соответствии с этими документами, одной из важнейших задач обучения химии в основной школе является усвоение каждым обучающимся той совокупности элементов знаний о веществе, химической реакции, методах познания веществ и химических превращений, которая предусмотрена требованиями к уровню подготовки выпускников.
Подходы к определению содержания и структуры экзаменационной работы новой формы государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников основной школы являются аналогичными разработке КИМ единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Описание модели экзаменационной работы
В ходе проведения экзамена по новой форме использовались единые по структуре и содержанию контрольные измерительные материалы (КИМ) - варианты экзаменационной работы.
Отбор материала для включения в экзаменационную работу проводился на основе кодификатора элементов содержания, составленного в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования. В кодификаторе выделены 4 содержательных блока, которые являются основополагающими для курса химии основной школы: "Вещество", "Химическая реакция", "Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах", "Методы познания веществ и химических реакций".
Основным принципом определения объема содержания, на проверку усвоения которого должны быть ориентированы контрольные измерительные материалы - задания экзаменационной работы, являлось соответствие содержания КИМ объему учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе (по базисному учебному плану - 2 часа в неделю в 8 и 9 классах). Учебный материал, выносимый на проверку, отбирался по принципу его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии.
Уровень предъявления элементов содержания в КИМ соотносился с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии к выпускникам основной школы, что обеспечивало независимость экзаменационной работы от вариативных программ и учебников, по которым ведется преподавание химии в общеобразовательных учреждениях.
Важнейшим требованием при построении экзаменационной работы являлось соблюдение такого условия, как полнота охвата заданиями того минимума знаний и умений, который соответствует общеобразовательной подготовке выпускников. Согласно этому требованию, в каждый вариант экзаменационной работы включено определенное число заданий, обеспечивающих проверку усвоения элементов содержания всех основных разделов (содержательных блоков) курса химии основной школы, с учетом того, какой объем каждый из них занимает в курсе химии основной школы.
При разработке содержания экзаменационной работы было также принято во внимание и то, что основная масса выпускников девятых классов, выбравших экзамен по химии, в перспективе планирует продолжить изучение химии в средней (полной) школе на профильном уровне. Согласно этому при отборе содержания учитывалась значимость отбираемых элементов содержания в общей системе химических знаний, формируемых на этапе основной школы. С другой стороны, принималось во внимание то, какие из проверяемых элементов содержания получат свое дальнейшее развитие в курсе химии 10-11 классов.
Структура работы осталась прежней: в ней выделены три части, различающиеся по назначению, содержанию, уровню сложности и форме включаемых в них заданий.
В Части 1 экзаменационной работы были использованы задания с выбором ответа. Они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (23 из 28): знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых вначале следует оценить, а затем выбрать ответ.
Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивалось 1 баллом.
Часть 2 включает задания с кратким ответом. Эти задания, наряду с элементами содержания, проверяемыми заданиями с выбором ответа, проверяют на повышенном уровне усвоение следующего учебного материала: закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; химические свойства изученных классов неорганических веществ, окислительно-восстановительные реакции.
При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий. Например, необходимо определить, с какими из указанных в условии реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.
В экзаменационной работе 2009 г. были предложены две разновидности таких заданий: на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Правильный ответ записывается в виде набора цифр.
В Части 2 верное выполнение заданий В1 - В4 оценивалось максимально 2 баллами.
Часть 3 включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения.
Задания этой части проверяют усвоение учащимися следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у выпускников следующих комплексных умений:
- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;
- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Всего в работе предложно два задания с развернутым ответом. При выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ.
Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Максимальная оценка за выполнение каждого задания Части 3 составила 3 балла.
С целью объективности оценки выполнения этих заданий проверка осуществлялась на основе сравнения ответа выпускника с приведенным в критериях оценивания образцом ответа.
Известно, что задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. В связи с этим образец ответа, приведенный в критериях оценивания, рассматривался лишь как один из возможных вариантов решения. Прежде всего, это относилось к способам решения расчетных задач.
Полученные выпускником баллы за выполнение всех заданий суммируются и переводятся в школьную отметку.
В 2009 г. предлагалась следующая шкала пересчета полученных баллов в школьную отметку:
Таблица 1.
Отметка по 5-балльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первичный балл |
менее 11 |
11-18 |
19-27 |
28-33 |
Как видно из представленной шкалы, минимальное число баллов, необходимое для получения отметки "3", равно 12, что соответствует 58% от максимального числа баллов за задания базового уровня или 33% от максимального балла за весь вариант (33 балла).
Для получения отметки "4" учащимся необходимо набрать 19 баллов, например, выполнив все заданий базового уровня (Части 1). Это соответствует 58% от максимально возможного числа баллов.
Для получения отметки "5" выпускнику требуется выполнить все задания базового и повышенного уровня и набрать не менее одного балла за задание высокого уровня сложности. Таким образом, учащемуся с отличным уровнем подготовки необходимо набрать не менее 28 баллов, что соответствует 85% от суммарного балла за все задания работы.
Корректировка экзаменационной модели в 2010 году будет незначительной. В экзаменационной работе 2010 г. сохранено общее количество заданий - 25, их распределение по частям работы.
Незначительные изменения произойдут в частях 2 и 3 экзаменационной работы. Изменения коснутся формы задания В3, проверяющего умение определять степени окисления химических элементов, а также окислитель и восстановитель в реакции. Так, например, для выполнения данного задания выпускникам необходимо будет установить соответствие между изменением степеней окисления участвующих в ней атомов и схемой окислительно-восстановительной реакции.
С учетом системообразующего значения для курса химии основной школы темы "Реакции в водных растворах электролитов" скорректировано содержание задания С1. В 2010 г это задание, помимо умения составлять молекулярные уравнения реакций, подтверждающих существование генетической взаимосвязи между основными классами неорганических соединений, проверит и сформированность умения составлять и записывать сокращенные ионные уравнения реакций.
Введение дополнительно еще одного проверяемого элемента содержания обусловило увеличение максимального числа баллов за выполнение этого задания с 3 до 4 баллов. Это привело к увеличению суммарного числа баллов за выполнение всей работы в целом с 33 до 34 баллов.
Основные результаты экзамена в 2009 году
В 2009 году государственную (итоговую) аттестацию по химии в новой форме прошли 20968 выпускников 9-х классов из 49 регионов России.
Общие результаты экзамена оказались следующими: отметку "2" получили 5,5% экзаменуемых; "3" - 24,5%, "4" - 51,1%; "5" - 18,9%.
В целом такие результаты можно признать положительными: 70% выпускников получили за выполнение работы оценки "хорошо" и "отлично".
По сравнению с предыдущим годом несколько увеличился процент выпускников, получивших отметку "5" (в 2009 г. - 18,9% , в 2008 г. - 15,5%), и уменьшился процент выпускников, получивших отметку "3" (в 2009 г. - 24,5%, в 2008 - 26,7%).
Средний балл за выполнение работы составил 23 балла (в 2008г - 21 балл), что условно соответствует выполнению всех заданий базового уровня и двум правильно выполненным заданиям повышенного уровня.
В 2009 году в системе оценивания экзаменационной работы ГИА были проведены некоторые изменения: количество баллов, необходимых для получения отметки "3" и "4", было увеличено на 1 балл (и составило 11 балов и 19 баллов соответственно). Несмотря на эти изменения, общие результаты ГИА 2009 г. указывают на определенную позитивную динамику в подготовке выпускников, выбравших экзамен по химии.
Улучшение результатов по отдельным показателям можно считать следствием более осознанного выбора экзамена по химии учащимися, а следовательно, и более тщательной подготовки к нему в течение учебного года.
Анализ результатов выполнения выпускниками заданий, проверяющих усвоение различных элементов содержания, показал, что в 2009 г. наблюдается улучшение показателей выполнения практически по всем элементам содержания, проверяемых заданиями экзаменационной работы. В каждом варианте работы успешно выполненными можно считать 19-20 заданий из 25. Из них 15-16 элементов содержания проверяются заданиями базового уровня сложности, 3-4 - заданиями повышенного и высокого уровня сложности (в 2008 г. данный показатель был на уровне 13-14 заданий).
Анализ обобщенных статистических данных ГИА 2009 г. показывает, что заметное улучшение результатов (по сравнению с 2008 г.) наблюдается при выполнении заданий, проверяющих усвоение следующих элементов содержания: "Строение атома", "Классификация и номенклатура неорганических веществ", "Химические свойства кислот", "Классификация химических реакций", "Электролитическая диссоциация", "Реакции ионного обмена", "Расчеты массовой доли химического элемента по формуле вещества".
Достаточно успешно в 2009 г. выполнены и задания высокого уровня сложности, которые проверяют сформированность умений составлять молекулярные уравнения реакций, подтверждающих взаимосвязь различных классов неорганических веществ, и решать расчетные задачи. При этом, как и в 2008 г., этот результат был достигнут в основном благодаря выпускникам с хорошим и отличным уровнями подготовки.
Следует заметить, что успешное выполнение заданий, проверяющих вышеперечисленные элементы содержания, можно считать вполне закономерным, т.к. именно они составляют фундамент курса химии основной школы, а следовательно, им уделяется наибольшее внимание на уроках химии.
Как и в 2008 г., усвоенными на недостаточном уровне для большей части выпускников основной школы могут считаться элементы содержания: "Химические свойства простых веществ и оксидов" (А11 и В2), "Первоначальные сведения об органических веществах" (А16), "Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов" (А17), "Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов" (В1), "Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель" (В3).
Одной из главных причин трудностей, вызывающих выполнение заданий, направленных на проверку усвоения первоначальных сведений об органических веществах, можно объяснить, в первую очередь тем, что необходимый объем знаний нередко изучается в 9 классе в сокращенном варианте (3-4 часа), в виде отрывочных, разрозненных сведений. Однако в 2009 г. отмечается улучшение показателей выполнения данного задания, что позволяет говорить о некотором усилении внимания учителей химии к этому разделу курса химии.
В качестве причин затруднений, приведших к низким результатам выполнения заданий, которые проверяют знания свойств простых веществ и оксидов, можно назвать отсутствие системности при их рассмотрении. То есть учащиеся, как правило, знают о конкретных свойствах простых веществ и оксидов, но недостаточно понимают закономерности их изменений по группам и периодам. Подтверждением данного предположения является и невысокий результат выполнения заданий В1.
Причинами низких результатов выполнения заданий практико-ориентированного характера, на наш взгляд, является то обстоятельство, что при проведении практических и лабораторных работ акцент делается не на взаимосвязь наглядно-образного и фиксирующего компонента эксперимента (записи в тетради уравнений реакций), а лишь на одном из них. Другой причиной полученных результатов могут являться недостаточный уровень знаний о правилах техники безопасности, несформированность умения работать с лабораторным оборудованием и самостоятельно проводить химический эксперимент из-за все более активного использования учителями видеоматериалов и компьютерных технологий.
Следует также заметить, что трудность вышеперечисленных заданий для выпускников обусловлена не только особенностями проверяемого учебного материала, но и спецификой умений, которыми необходимо овладеть для выполнения этих заданий.
Высказанные выше предположения подтверждаются результатами выполнения экзаменационной работы учащимися с различным уровнем подготовки, получившими итоговые отметки "2", "3", "4" и "5".
В целом, выпускниками, получившими отметку "2", не усвоен ни один элемент содержания. В отдельных случаях ими были улучшены (на 10%-20% по сравнению с 2008 г.), средние проценты выполнения заданий, проверяющих такие элементы содержания, как: строение атома, "классификация и номенклатура неорганических соединений; уравнения химических реакций, электролиты и неэлектролиты и др. Такой результат можно предположительно объяснить тем, что именно эти элементы содержания являются востребованными практически на всех уроках химии.
Выпускниками, получившими отметку "3", усвоено 6 элементов содержания. И если результаты выполнения заданий А1 (строение атома), А4 (валентность и степень окисления химических элементов), А5 (простые и сложные вещества, основные классы неорганических соединений и их номенклатура), А7 (классификация химических реакций) в целом совпадают с результатами 2008 г., то задания А3 (химическая связь) и А19 (вычисление массовой доли химического элемента в веществе) попали в этот список впервые. Следует также отметить, что результаты выполнения еще 4-х заданий - А2 (периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева), А6 (химическая реакция), А8 (электролиты и неэлектролиты; катионы и анионы), А13 (химические свойства оснований) - вплотную приблизились к показателю 65% позволяющему считать усвоенными данные элементы содержания.
Выпускниками, получившими отметку "4", успешно выполнены 21 задание из 25.
Обращает на себя внимание существенное улучшение показателей (более чем на 30%) усвоения элементов содержания, проверяемых заданиями А16 (первоначальные сведения об органических веществах) и А18 (определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов; качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества; получение газообразных веществ.)
Не усвоенными данной группой выпускников могут считаться 4 элемента содержания, которые проверяются заданиями А11 и В2 (химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов, оксидов); В1 (закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов), В3 (окислительно-восстановительные реакции).
Выпускниками, получившими отметку "5" в 2009 г., усвоены все элементы содержания. Практически по всем заданиям произошло улучшение показателей: результаты выполнения практически всех заданий находятся в интервале 90%-95%. Несколько слабее были выполнены задания части 2 экзаменационной работы. Для этих заданий средний процент выполнения равен 80%.
Сравнение результатов выпускников с различным уровнем подготовки позволяет сделать вывод о том, что слабо подготовленные выпускники преимущественно справляются с заданиями, направленными на проверку умений "называть", "составлять", "определять", в то время как у наиболее подготовленных экзаменуемых не вызывают сложности задания, предполагающие владение комплексными умениями по использованию знаний о составе и строении атомов, прогнозированию свойств химических элементов и свойств образуемых ими соединений; составлению уравнений реакций; анализу возможностей протекания химических реакций на основе знания свойств веществ различных классов; выявлению взаимосвязи между различными классами неорганических веществ.
В целом результаты, полученные в ходе экзамена, позволяют сделать предварительные выводы о существовании определенных пробелов в знаниях выпускников, связанных с усвоением следующих элементов содержания: "Химические свойства простых веществ-металлов, неметаллов и оксидов", "Первоначальные сведения об органических веществах", а также вопросов, проверяющих усвоение знаний практико-ориентированной направленности.
Несмотря на небольшую выборку участников экзамена по химии в новой форме, результаты 2009 года позволяют сделать определенные общие выводы:
- содержание и уровень сложности экзаменационной работы адекватны материалу, изучаемому в курсе химии основной школы;
- экзаменационная работа по химии в новой форме является действенным инструментом для дифференциации выпускников основной школы с различным уровнем подготовки;
- в подготовке выпускников по химии основной школы существуют слабые стороны, которые должны стать предметом пристального внимания методистов и учителей.
Рекомендации по совершенствованию преподавания предмета с учетом результатов экзамена 2009 года
Результаты второго года проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволяют говорить о существовании определенных пробелов в знаниях выпускников основной школы по некоторым темам и разделам курса химии. В их числе можно назвать: "Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева", "Химические свойства простых веществ и оксидов"; "Первоначальные сведения об органических веществах". Нельзя не отметить также невысокий уровень владения знаниями, получаемыми непосредственно в ходе химического эксперимента, а также знаниями о правилах техники безопасности.
Причины сравнительно невысоких результатов по вышеуказанным разделам в каждом случае, безусловно, свои.
Так, например, было бы неправильным утверждать, что изучению свойств простых веществ и оксидов в курсе химии основной школы уделяется недостаточно внимания. В то же время, как показывает школьная практика, основное внимание в 9 классе уделяется изучению свойств кислот, оснований и солей, которые рассматриваются с позиций электролитической диссоциации. При этом знакомство со свойствами простых веществ и оксидов нередко происходит в назывном плане, без акцентирования внимания учащихся на общих закономерностях изменения свойств простых веществ, вытекающих из положения элементов в группах и периодах периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Следует заметить, что умение выявлять закономерности в свойствах химических элементов и образуемых ими веществ по группам и периодам периодической системы лежит в основе большинства заданий, направленных на проверку химических свойств неорганических веществ. Однако важно подчеркнуть, что для правильного выполнения таких заданий экзаменуемым нередко требуется не только умение понимать вышеуказанные закономерности, но и находить им подтверждение в реальных химических процессах. А это в свою очередь может рассматриваться как применение знаний в новой ситуации. Для многих выпускников с невысоким уровнем подготовки подобное действие является непреодолимой преградой, а следовательно, не позволяет им успешно выполнять подобные задания.
Причин низких результатов выполнения заданий, направленных на проверку знаний, получаемых непосредственно в процессе выполнения химического эксперимента, несколько. Во-первых, в последние годы выделяется все меньше времени на проведение учащимися практических и лабораторных работ. Во-вторых, вместо эксперимента, проводимого учащимися, все чаще используются демонстрационные опыты или опыты, которые учащиеся могут увидеть на экране телевизора или монитора. По этой причине у учащихся к окончанию основной школы отсутствует достаточный опыт проведения химического эксперимента и навыки, необходимые для описания наблюдаемых явлений, также снижается актуальность знания правил техники безопасности, владения умениями работать с лабораторным оборудованием, самостоятельно проводить химический эксперимент, наблюдать за происходящими процессами и формулировать выводы на основе увиденного. В-третьих, выполнение практико-ориентированных заданий предполагает наличие у выпускников умений применять теоретические знания для выполнения реального эксперимента. Так, например, учащиеся нередко ошибаются в заданиях, в которых необходимо указать на изменения в окраске индикаторов или назвать реактивы, необходимые для проведения качественных реакций на содержащиеся в веществах ионы. Это свидетельствует о недостаточной сформированности у них знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений.
Важно подчеркнуть, что одной из проблем низкой эффективности проведения ученического эксперимента является еще и то, что учащимся без целенаправленного обучения сложно осуществлять взаимосвязанную деятельность по анализу наглядно-образной информации, получаемой в ходе эксперимента, и одновременно фиксировать в тетради химическую составляющую полученных результатов (уравнения химических реакций). Нередко требования учителя направлены на что-то одно, результатом чего является неполнота освещения результатов эксперимента в лабораторных отчетах учащихся.
По-прежнему актуальными остаются рекомендации, изложенные в методическом письме 2008 г. В данном письме были предложены подходы к изучению раздела "Элементарные основы неорганической химии", позволяющие повысить качество выполнения заданий, проверяющих усвоение элементов содержания, относящихся к данному разделу. Основной идеей предлагаемого подхода является рассмотрение материала данного блока в следующей логике: общие свойства неорганических веществ - рассмотрение свойств конкретных веществ - обобщение знаний с углубленным рассмотрением особых свойств отдельных веществ. Отработку материала рекомендуется осуществлять с использованием заданий различной формы, уровня сложности, предполагающих разнообразные виды деятельности. Важную роль при таком подходе должно сыграть обсуждение на уроках алгоритмов решения заданий.
Низкий процент выполнения заданий, проверяющих усвоение первоначальных сведений об органических соединениях, можно объяснить некоторым смещением акцентов, которое произошло в преподавании этого раздела за последнее время. Так, например, время, отводимое на изучение данного материала, сокращается отдельными преподавателями до 3-4 часов. За это время они успевают познакомить учащихся лишь с классификацией и некоторыми особенностями строения нескольких органических веществ, а также рассмотреть несколько примеров реакций, характерных для этих соединений. На отработку изученного материала времени, как правило, не остается.
На наш взгляд, при изучении элементов, относящихся к разделу "Первоначальные сведения об органических веществах", в 9 классе необходимо исходить из главной цели изучения данного раздела: знакомство учащихся с основными особенностями строения небольшого круга органических веществ и их наиболее характерными свойствами. Изучение элементов содержания, относящихся к данному разделу, должно строиться на той же основе, что и изучение основных разделов курса неорганической химии. Актуализация знаний о строении атомов углерода, водорода и кислорода, их валентностях, видах химической связи, проведение аналогий при изучении некоторых типов химических реакций (разложение, соединение, горение, замещение), свойств некоторых неорганических и органических веществ позволит учащимся лишний раз убедиться в едином подходе к изучению веществ, предполагающем установление связи между составом, строением и свойствами веществ.
Основной проблемой при изучении данного раздела, является то, что не всегда в процессе изучения материала данного раздела учителя обращают внимание учащихся на сходство в строении и свойствах некоторых неорганических и органических веществ. Подтверждением вышесказанного является тот факт, что более высокие результаты показали учащиеся, имеющие высокий уровень владения основными химическими понятиями, а также умеющие переносить общие знания о составе, строении и свойствах веществ в новую ситуацию - на решение заданий по изучаемому разделу органической химии.
В заключение обратим особое внимание на необходимость формирования у учащихся умений выполнять задания, имеющие непосредственное отношение к реальным жизненным ситуациям. Вышеназванный акцент в преподавании обязательно найдет свое отражение и в КИМ ГИА. Так, например, планируется увеличить число заданий, проверяющих владение знаниями о роли веществ в жизни человека, их применении в повседневной жизни и правилах безопасного обращения с ними). В процессе преподавания курса химии в основной школе важным также является формирование у школьников умений работать с информацией, представленной в различных видах, что также найдет свое отражение в КИМ по химии.
Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:
- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2010 г. по химии в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;
- Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;
- Перечень учебных пособий, имеющих гриф "Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях".