'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Применение новых технологий обучения на уроках русского языка ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024

Применение новых технологий обучения на уроках русского языка

Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?

В настоящее время с введением новых технологий обучения изменился подход к организации учебной деятельности. Вопросы к организации мыслительной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающей социальные аспекты

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

В системе Л.В.Занкова выделяются 5 принципов:

  • Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности).
  • Ведущая роль теоретических знаний.
  • Быстрый темп изучения материала.
  • Осознание процесса учения учащимися.
  • Достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе сильных и слабых.
  • Эти принципы необходимо соблюдать на уроках.

    Рассмотрим как эти принципы я использую на уроках.

    Первый принцип обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности) требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

    Например, тема: Словообразование

    Я предлагаю детям подобрать по рисунку глаголы с приставками. Они записывают эти глаголы, выделяют приставки.



    Дети. В слове налить приставка на-, в слове полить приставка по-, в слове вылить приставка вы-, в слове перелить приставка пере-, и в слове слить приставка с-.

    Учитель. Какой вывод можно сделать из этого задания? Вывод прямо-таки напрашивается.

    Дети. С помощью приставки образуются новые слова.

    После этого выходит второй принцип обучения – ведущая роль теоретических знаний.

    В процессе работы учащиеся сами вывели правило, постоянно обращаясь к теоретическим знаниям о составе слова, слабой позиции звука, части речи. Свой вывод они проверяют по учебнику.

    Быстрый темп изучения материала.

    Раскрыть этот принцип хочу с пословицы: «Повторение мачеха учения и родной отец глубокого сна».

    Этот принцип тесно связан с принципом : Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Действительно отсутствие многократных однообразных повторений, топтание на месте, «пережевывания» одного и того же материала, постоянное движение вперед – вот основной смысл этого принципа. Быстрый темп отнюдь не является спешкой в изучении того или иного вопроса. Он требует только постоянного приращения знаний за счет новых поворотов в рассмотрении изучаемых тем. Необходимо иметь в виду, что быстрый темп изучения материала не только не сокращает время, а значительно его увеличивает за счет постоянного возвращения к нему в связи с установлением новых связей, рассмотрением ситуации с новых позиций.

    Например, при изучении темы «Правописание Ь после шипящих на конце существительных», дети повторяют и обобщают свои знания о роли Ь в слове.

    1)Что обозначает Ь в следующих словах?



    1) обозначает мягкость согласного;
    2) разделительный Ь

    В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях. Первые два они сейчас повторили. Что за третий случай употребления “ь”? Ребята по наводящим вопросам учителя сами открывают 3 способ употребления Ь.

    Меч             речь
    Душ             роскошь
    Нож             рожь

    Чем похожи и чем отличаются эти слова? (похожи – оканчиваются на шипящие согласные звуки, отличаются - Ь на конце).

    Приглядитесь: по какому признаку распределены имена существительные? (в 1 столбике все имена существительные мужского рода без “ь” после шипящих. Во 2 столбике – женского рода с “ь” после шипящих.).

    Учащиеся делают вывод:

    Мягкий знак указывает на род имен существительных, оканчивающихся на шипящие согласные звуки. На конце существительных женского рода после шипящих букв пишется мягкий знак.

    Это и есть 3 случай употребления Ь в русском языке.

    При изучении темы «Состав слова» мы подходим к четвертому принципу – Осознание школьниками процесса учения.

    Дети знакомятся с историей возникновения и становления слова, как в процессе развития изменялось слово, где в реальной жизни мы можем использовать эти слова. Морфемный анализ слов и словообразовательные упражнения имеют большое значение и для приобретения прочных орфографических навыков, т.к. в основе русского правописания лежит морфологический принцип, которым определяются правила написания корней, приставок, суффиксов, окончаний. Знание учащимися состава слова – залог выработки правильного письма.

    Предлагаю выполнить задание. Записать слова в 2 столбика.

    1столбик – с приставкой –под- (подо)
    2столлбик – с приставкой – по –

    Подотчетный, подорожник, подождать, подоконник, пододеяльник,
    подобрать, подоить, подогреть.

    Все слова одинаково начинаются. Но у всех слов разные приставки. Ребенок как бы проникает в глубину слова, начинает искать происхождение слова.

    Опираясь на принцип работы над развитием всех учащихся в том числе и слабых в своей работе в качестве основного средства индивидуальной работы использую карточки и тесты.

    Задание сильным
    (красные кружочки)
    Запиши слова в 3 группы по склонениям   
    Задание слабым
    (синие кружочки)
    Запиши слова в 3 группы по склонениям: в 1 группу – м.р. и ж.р. – а – я- ;
    во 2 группу – м.р. и ср.р. – о – е;
    в 3 группу – ж.р. Ь- на конце



    Погода, ветер, дождь, тень, пень, дедушка, земля, гнездо, фонарь, ручей, поле, восход.

    Дидактическим стержнем урока по этой системе является деятельность самих учащихся.Они не просто решают или выполняют упражнения, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Это захватывает ребёнка, а следовательно, напрягаются ум и воля , развивается стремление довести дело до конца.

    В Азбуке Н.В.Нечаевой есть такое задание: “Соедини парами предметы”. Нарисованы: подушка, печка, свечка, хлопушка. И учащиеся с удивлением обнаруживают, что ответ тут не один. По разным признакам были соединены между собой все предметы: свечка и печка, (у обоих есть огонь); подушки и хлопушки ( с начинкой внутри); подушки и печка (на них можно спать); свечка и хлопушки (бывают на Новый Год).

    Такой подход к деятельности учащихся определяет и характер заданий: они должны давать пищу для ума. А это значит, что ученикам предлагается не просто писать и вставлять пропущенные буквы ,применив правила, но и размышлять: какое правило объединяет все задания, на какие группы можно разделить слова, по какому признаку классифицировать их.

    На уроке создаю проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Данный этап завершается решением, т.е. открытием нового знания. Например, при изучении темы «Сложные слова» прошу детей записать слова в 2 группы:

    РЫБАК ЛОВИТЬ РЫБНЫЙ НАЛОВИЛ РЫБОЛОВ

    Дети записывают слова в 2 группы. А когда доходят до слова РЫБОЛОВ, перед детьми возникает проблемная ситуация: «В какую же группу записать данное слово?». Данная ситуация способствует к обращению пройденного материала. Выделяя морфемный состав каждого слова ученики самостоятельно открывают для себя мир сложных слов.

    На уроках использую все формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Например, при изучении темы «Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова», предлагаю детям слова:

    ФЛАГ, ПАЛУБА, ГУДКИ, МОРЖИ.

    Выбрать слово, которое, как произносится, так и пишется.

    ПАЛУБА

    Почему?( гласные и согласные в сильной позиции).

    Выбрать слова с парными согласными, которые требуют проверки.

    ФЛАГ, ГУДКИ

    - Почему? (согласные находятся в слабой позиции: на конце слова и перед суффиксом)
    - Измените, слово МОРЖИ так, чтобы парный согласный был в слабой позиции.

    МОРЖ

    Как проверить парный согласный в корне слова и на конце?

    Проблемное обучение позволяет формировать навык самостоятельного решения задач, что помогает ученику найти выход из нестандартной ситуации. Это в конечном итоге поможет ему найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе.

    В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение.

    В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:

    • коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
    • развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
    • индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.
    В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет мне вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Групповая работа на уроках является одним из факторов воспитательного процесса в детском коллективе. Мои ученики работают по следующему уставу:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай.
  • Главная цель групповой работы – приблизиться к изучаемой проблеме вместе. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Уроки на которых используются групповые виды работы эмоционально оживляют учебный процесс.

    Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаю следующие виды вопросов:

    • Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.


    Например, при изучении темы «Состав слова», необходимо усвоить алгоритм разбора слова по составу. Предлагаю детям разобрать слово повозка по составу. Сначала дети показывают различные способы разбора слова по составу:



    Затем, предлагаю правильный алгоритм разбора слова:

  • Измени слово и выдели в нем окончание.
  • Выдели основу слова.
  • Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
  • Выдели приставку.
  • Выдели суффикс.
  • Работая в группах дети сами самостоятельно усваивают алгоритм разбора слова по составу.

    • Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
    К словам верхней строки, найдите те, которые будут являться проверочными.

    Остров

    Берег

    Рыбка

    Островок

    Бережок

    Рыба

    Островки

    Берега

    Рыбный



    Дети находят проверочные слова, доказывают правильность своего выбора

    • Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
  • Возьмите две палочки. Сложите из них любую букву. (Т, Х, Л, Г.)
  • Добавьте одну палочку, сложите треугольник. 
  • Из этих же палочек сложите квадрат. (Ловушка)
    • Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.


    Вывешивается перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек.

    “Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестрой, чтобы купить для неё игрушку, какую она попросит.

    Миша, твоя сестрёнка попросила купить пирамидку. Она сказала так: “Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую”. Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестре? Почему ты так думаешь?

    Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.

    Усилению познавательной активности учащихся при работе над словарными словами помогают творческие словарики.









    Но самым главным в своей работе по системе Л.В.Занкова я считаю, то, что обучение по этой системе позволяет ежеминутно прводить воспитательную работу с учащимися, т.к. обучение органично слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Какое старание во что бы то ни стало выполнить задание – ведь сказано же: «Вы все сможете!» «Все справитесь».

    Закончить своё выступление мне хотелось бы словами Л.В. Занкова ,которые стали девизом всех творчески работающих учителей: « Делать завтра лучше, чем сегодня».

    :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .