'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Использование ИКТ для формирования информационной компетентности учащихся ::
     
():  
:  
-
: , 4 2024

Использование ИКТ для формирования информационной компетентности учащихся

Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетентности, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда,  сегодня устарела. В описанной ситуации принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда». Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход к образованию.

В наши дни  системы образования многих стран направляют усилия на перестройку процессов преподавания и обучения с тем, чтобы подготовить учащихся к жизни в „обществе глобальной компетентности”, основанном на информации и технологиях.

Формирование информационной компетентности выпускников школы включает целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания; представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века. Принципиальным является то, что информационная компетентность носит “надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным  в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию. Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.

Немаловажная роль в формировании информационной компетенции учащихся отводится использованию современных информационно- коммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий следует рассматривать как средства обработки информационных моделей.

Одним из признаков информационной культуры современного человека

является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности; важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня. Использование информационных технологий универсальных (базовых),  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу  формирования информационной компетентности учащихся.

Программно-аппаратные средства универсальных (базовых)  информационных технологий предназначены для создания, обработки, структурированного представления и хранения массивов текстовой, графической и числовой информации, баз данных, электронных презентаций.

Текстовый процессор широко используется    для:

  • подготовки комбинированных документов: иллюстрированных словарей терминов, справочных материалов, функциональных и структурных схем, информационных моделей и т.п.;
  • работы с литературными текстами, подготовки рефератов, докладов оформления статей , сообщений, деловых бумаг;
  • создания и обработки комплексного информационного объекта в виде учебной публикации  (отчета о работе, доклада, реферата, школьной  газеты);
  • подготовки информации для передачи по компьютерным сетям;
  • организации оформления исследований, отчетов по лабораторным работам.
Табличный процессор предназначен для обработки и анализа структурированных массивов информации. Примером такого использования  является :

  • обработка данных лабораторного эксперимента (расчет параметров процесса; построение графиков функциональных зависимостей;  моделирование ситуаций;
  • анализ массивов статистической информации по географии, истории, химии и другим предметам, включая расчет показателей по исходным данным, выбор объектов по заданным условиям, сортировка данных и т.п.; 
  • решение математических задач (нахождение корней уравнений, построение графиков функций и их преобразование)
Системы управления базами данных (СУБД) предназначены для тематического объединения и структурированного представления разнородной (текстовой, числовой, графической) информации. Так, например, в базу данных «Страны мира» может быть занесены: числовые данные(площадь, численность населения) текстовая информация (столица), графическое изображение герба.

Деятельность учащихся должна быть ориентирована на выполнение типовых операций при работе с информационными системами: поиск информации, фильтрация, сортировка и т.п.

Использование универсальных (базовых) информационных технологий позволяют решить задачу формирования гностической, проектировочной , коммуникативной и организационной компоненты информационной компетентности учащихся.

Электронные презентации-  средства визуального представления информации. Так как одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности. Вполне очевидно, что подготовка электронной презентации по определенной теме требует:

  • всестороннего изучения темы;
  • систематизации материала и его структурирования;
  • формирования и интеграции информационных компонентов на слайдах;
  • концентрированного представления его в виде графических и табличных моделей с эффектами анимации  и т.п.
Использование компьютерных мультимедийных презентаций в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.

Использование мультимедийных электронных ресурсов- это следующее направление использования компьютеров в учебном процессе. Сегодня рынок предлагает достаточно широкий  спектр программных продуктов учебного назначения практически по всем предметам: математике, русскому языку, литературе, истории, биологии, химии, географии и др.

Деятельность учащегося с ресурсами может носить:

  • информационно-поисковый характер (сравнение, анализ и выбор источника информации; выбор оптимального способа поиска информации; системное представление материала из разных источников, его структуризация и др.);
  • коррекционно-обучающий характер (формирование грамотности и вычислительных навыков с помощью тренажеров);
  • контролирующий характер (электронные контролирующие системы, как правило, входящие в состав электронных учебников и пособий или представляющие автономный программный продукт, могут быть использованы учащимся и их родителями для осуществления объективного автоматизированного  контроля уровня обученности учащихся.);
  • научно-исследовательский характер (расширение представлений об изучаемых объектах, процессах и явления с помощью графических, видео- и анимационных интерактивных моделей) и т.п.
От педагогов требуется серьезная работа по изучению образовательного потенциала и педагогической эффективности мультимедийных ресурсов в предметных областях.

Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения,  предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это    требует высокий уровень владения  педагогами ИКТ и больших временных затрат.  Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу,  глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит  достижению информационной компетентности учащихся. Сегодня учитель и учащиеся проходят общий путь становления компетентности (в сфере информационно-аналитической,  технологической, коммуникативной), становятся партнёрами, что, в свою очередь находит отражение в преемственности поколений в образовательном, культурном и информационном плане.

Литература:

1. И.Г. Захарова, Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.-М, 2003

2. С.П. Авдеева , А.Ю.Уварова ,  Российская школа на пути к информационному обществу //Вопросы образования.- 2005.-№3

3. О.А. Брыскина, Методические рекомендации по использованию компьютеров в образовательном процессе

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.