'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Реформируя содержание образования. ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024

Реформируя содержание образования.

  В.Г.Гайфуллин

  ректор ТГГИ, доктор

     педагогических наук, профессор





Реформируя содержание образования



            Реформирование содержание образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы. В конченом итоге посредством реформирования содержания образования реализуются его новые ценности, обеспечивается гуманистическая направленность образования, усиливается учебная мотивация личности, создаются предпосылки для развертывания творческих возможностей школьных учителей и профессорско-преподавательских коллективов вузов.

            В последние годы в содержании образовательного процесса все больше и больше находят отражение национально-региональные компоненты стандарта образования. Появляются новые учебные пособия и руководства для учителей и учащихся. Создаются новые поколения учебников. Если в 1991 г. федеральный перечень учебников включал 120 наименований, то в 1997 г. только на федеральном уровне рекомендовано 567 учебников, не включая учебников регионально-национального компонента содержания образования.

            Ведется большая работа по созданию своих учебников и в республике Татарстан. Издано большое количество учебников по татарскому языку и литературе (для татарских школ, для детей-татар в русской школе и для детей других национальностей), истории Татарстана и татарского народа, географии, экологии, экономике. Появились первые учебники на татарском языке (не переводные) по физике, математике и другим предметам.

            Учебник - основная книга, предназначенная для использования учащимися на уроке и при самостоятельной домашней работе. Он определяет глубину раскрытия содержания учебного предмета, задает уровень требований к умениям применять полученные теоретические знания на практике. Поэтому повышение качества обучения учащихся во многом зависит от выбора путей оптимальных методических подходов к изложению материала учебника. Вот почему предъявляются повышенные требования к качеству школьного учебника.

            Высокий уровень требований к учебникам объясняется его исключительным положением среди других средств обучения. Учебником задается основное содержание образования по каждому предмету в соответствии с типовыми программами. Учитель ведет обучение согласно структуре и содержанию учебника. Самостоятельная домашняя работа учащихся строится также на основе использования учебника. Таким образом единый стандарт образования в практике школы получает реализацию через учебник.

            В настоящее время в системе образования идет очередная реформа. В ходе реформы существенные изменения претерпевает содержание образования; особенно сегодня, когда рушится тоталитарная унитарная школа с одинаковым содержанием для всех. Школы становятся демократичными, разнообразными. Содержание образования в зависимости от профиля школы может быть разнообразным (математического, гуманитарного , технического, естественного и других направлений) и разноуровневым. Стандарт образования наполняется регионально-национальным компонентом. Это касается всех предметов: математики, химии, физики, биологии, музыки, пения, технологии, особенно - гуманитарных предметов.

            В этих условиях возникает необходимость новых учебников, учебных пособий и руководств для учителя и учащихся. Возникает вопрос: какими по содержанию и структуре должны быть вновь созданные учебники?

            Для совершенствования учебника есть два пути: 1) в действующий учебник внести изменения как в содержание, так и в методику изложения отдельных тем и вопросов; 2) создать совершенно новый учебник. На практике подготовки и издания учебников применяются оба из этих путей. По первому пути совершенствуются, например, учебники естественных предметов. В 60-70 годы большие изменения претерпевали учебники математики и биологи. По второму пути обновляются учебники по гуманитарным дисциплинам: истории, литературы. Примером являются учебники по татарской литературе (автор доц. КГУ Яхин А.).

            Непрерывное развитие общества, прогресс науки и техники, изменения в основах промышленного и сельскохозяйственного производства постоянно требуют внесения существенных корректив в содержание школьного образования. Это относится в большей степени к таким предметам, как физика, химия, биология и технология. Переработка учебника или его замена новым может оказаться более целесообразной при необходимости существенного изменения содержания образования, разработке новой, более эффективной методической системы обучения данному предмету.

            Учебник - один из компонентов учебно-методического комплекса. Если он не согласован с другими компонентами по содержанию и структуре учебного материала (программы, нормативные материалы, технические средства обучения и др.), то переход на обучение по новому учебнику может оказаться малоэффективным.

            Замена действующего учебника новым означает определенное изменение научных и методических концепций, используемых при отборе содержания данного учебного предмета и выборе методов обучения.

            Необходимость совершенствования содержания образования и качества обучения в общеобразовательной школе и потребность школы в стабильных учебниках для достижения высокого качества обучения - эти две противоположные тенденции должны учитываться при создании учебников.

            Особенность сегодняшней реформы системы образования заключается в том, что основным условием изменения содержания образования является необходимость экспериментальной проверки учебников на качественно новом уровне. В ходе эксперимента обращается серьезное внимание к требованиям к знаниям и умениям учащихся, способам передачи знаний учащимся, формированию опыта творческой деятельности учащихся. Одна из функций учебника обоснована как носителя содержания видов деятельности, которыми должен владеть учащийся во время обучения.

            В процессе создания учебника можно выделить четыре основных этапа.

1) разработка концепции учебника. Обсуждение исходных позиций автора нового учебника. В авторской концепции указываются недостатки учебно-воспитательного процесса, обусловленные применением действующего учебника и те особенности содержания и методики изложения материала нового учебника, которые могут способствовать устранению этих недостатков;

2) авторская проверка концепции нового учебника в школе. Завершается авторская проверка созданием рукописи нового учебника и методических рекомендаций для учителя;

3) проверка учебника опытными учителями и сравнение уровня знаний и умений учащихся, приобретаемых при обучении по действующему и новому учебникам, доступность нового учебника при самостоятельной работе учащихся. Автор не вмешивается в ход апробации учебника. Изменение уровня знаний до 14-20% с применением нового учебника позволяет сделать определенные выводы о влиянии нового учебника на показатели обучения.

4) при получении положительной оценки учебник рекомендуется для массовой проверки в качестве пробного учебника. На данном этапе выясняется, обладает ли новый учебник преимуществами перед действующим при использовании его в обычных условиях работы школы.

            Одним из главных качеств школьного или вузовского учебника - это соответствие его содержания программным требованиям по предмету. А программа должна согласовываться со стандартом образования.

            Стандарт образования - это комплекс норм и требований к структуре, содержанию, объему учебной нагрузке и уровню подготовки учащихся. Стандарт образования определяет нижнюю планку обязательных требований. Это тот минимум, который открывает возможности для движения к новым образовательным ступеням либо в организованной форме, либо путём самообразования.

            Употребляя понятие «стандартизация образования», следует подразумевать стандартизацию результатов, а не процесса учебно-воспитательной деятельности.

            Для определения стандарта образования необходимо выполнение ряда условий:

1.  Установление объема стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, которые:

- составляют фундамент общего образования,

- необходимы для понимания и усвоения развивающихся областей науки,

- позволяют понять физическую, химическую, биологическую картину мира, социальные явления и процессы, роль научных знаний в решении сырьевых, энергетических и продовольственных проблем человека,

- являются основой для дальнейшего дифференцированного естественнонаучного, математического, общественно-гуманитарного и других образований.

2.  Выделение базисных знаний, имеющих значение для будущей трудовой, профессиональной деятельности, ориентированных на предметы, средства труда, технологию производства, на организацию, планирование, экономику, этику, эстетику труда.

3.  Определение базисных знаний, выполняющих функции социализации личности учащегося, его общекультурного развития.

            Стандарт образования формируется только во взаимосвязи всех ступеней непрерывного образования. Нельзя определить стандарт общего среднего образования, не видя, каким должен быть стандарт уровня начального, полного среднего и высшего профессионального образования, так как они в определенной мере зависят друг от друга. Так, например, снижение стандарта уровня общего среднего образования влечет за собой снижение уровня среднего специального и высшего образования и наоборот.

            Государственный стандарт образования имеет компоненты:

1.  Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Республики Татарстан, также интеграцию личности в систему мировой культуры.

2.  Национально-региональный компонент стандарта определяет нормативы, обеспечивающие специфические потребности и интересы в области образования народов республики и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география, музыка, труд и т.п.).

3.  Искомый компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать образовательные программы и учебные планы.

            В содержании образования математические и естественно-научные знания практически не знают национальных границ. Другие её компоненты (литература, история, искусство, физическая культура, ремесла, нравственные нормы) развивают исторические тенденции национальной культуры. Эта часть образования должна отражать национальный дух, национальный характер, национальную историю.

            Таким образом, в фундаменте школы Республики Татарстан должен быть заложен принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общемирового, позволяющий человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином и субъектом мировой цивилизации. Это должно обеспечивать эквивалентность уровня образования в РТ уровню образования в развитых странах.

            В разработке национально-регионального компонента стандарта образования необходимо опираться на идеи и положения национальной политики в образовании. В Республике Татарстан они таковы:

            - создание условий для реального осуществления права воспитания и обучения на родном языке (татарском, русском, чувашском, удмуртском, марийском, мордовском и др.) в дошкольных, детских учреждениях, в школе и других учебных заведениях;

            - формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств детей с учетом этно-психологических особенностей познавательных процессов, философских воззрений и педагогических традиций народа;

            - освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям;

            - построение обучения по принципу «от близкого к далекому, от родного порога - в мир человеческих знаний», обеспечение стержневого характера национально-регионального и духовного воспитания, физической и трудовой подготовки;

            - осуществление подготовки подрастающего поколения к труду и жизни с учетом хозяйственного уклада и трудовых традиций народов, а также ориентацией на требования, возникающие при переходе к новым экономическим отношениям;

            - особый подход к определению содержания и форм обучения детей на татарском и других национальных языках;

            - разнообразие типов национальных школ и учебных заведений, дошкольных и детских учреждений в зависимости от местных условий и возможностей территории; вариативность учебных планов и программ по уровням компетенции.

            В Республике Татарстан проживают более 100 национальностей. Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, мировосприятие, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, экология, медицина, национальная кухня. Все необходимое для сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его здоровья рождалось в повседневной, будничной и праздничной жизни или заимствовалось у народов, живущих по соседству.

            В обеспечении духовно-нравственного возрождения татарского народа и народов, населяющих нашу республику, осуществлении передачи родной культуры новым поколениям, создании интенсивного общения родной культуры с иными культурами вышеназванные положения определяют основы содержания образования и структуры предметов познавательного характера (природоведение, география, биология, история), эстетического воспитания, физической и трудовой подготовки в школах. В рамках обеспечения национально-региональной образовательной сферы учащиеся получают широкий круг знаний и представлений в области материальной и духовной культуры татарского народа и других народов Татарстана.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.