Национальный и региональный компоненты стандарта образования
Г.Гайфуллин,
ректор ТГГИ, профессор
Национальный и региональные компоненты
стандарта образования
Проводившиеся до настоящего времени реформы и перестройка образования были основаны на идее его тотального и единовременного преобразования. Подобный способ развития образования является тупиковым. Действительное развитие образования - это сложнейший эволюционный процесс, предполагающий проведение многолетних экспериментов в реально действующих учебно-образовательных учреждениях. Необходимо создать такую образовательную систему, в рамках которой подрастающее поколение реально пережило бы историческую перспективу развития образования как полисферу общественного развития.
Один из важнейших вопросов при построении прогноза изменений условий развития образования в переходный период общества - это вопрос об изменениях ценностей образования в сознании различных социальных групп и соответствующих изменениях образовательных потребностей.
Сегодня, как никогда так остро встала и требует глубокого осмысления одна из ключевых проблем - возрождение национальной школы.
Размышляя над сегодняшним состоянием системы образования в РТ, мы все более укрепляемся во мнении, что вплотную подошли к той черте, где начинается подведение итогов реализации всех наших программ, планов, концептуальных положений переходного периода. Наступает пора перехода к новым качественным изменениям.
Народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, и, наоборот, сохраняя свою культуру, возрождались. Именно поэтому национальная школа должна приобщать ребенка к национальной культуре, к народному промыслу, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей.
Последовательно продвигаясь в формировании и развитии государственной национально-региональной системы образования в Республике Татарстан, мы начинаем ощущать себя частью открытого общечеловеческого общества.
Система образования любого государства выполняет основные функции в формировании его идейно-политических, социально-экономических и духовно-нравственных устоев. Односторонняя ориентация системы просвещения только на часть этих компонентов образования и воспитания делает общественную жизнь неустойчивой. Соблюдение сложившихся традиций, духовно-материальных укладов жизни наций и народностей - основное условие цивилизованного подхода к формированию государственной системы образования.
Восстановление и развитие татарской национальной школы должны опираться на следующие концептуальные положения:
1. Школа может выполнять свои образовательно-воспитательные функции будучи только национальной. Она призвана дать детям и молодежи не только современное образование, а прежде всего создать возможность для полного раскрытия и реализации каждого, как неповторимой личности. Но это возможно лишь при полном сохранении этно-национальных, духовно-нравственных и культурно-воспитательных традиций, передаваемых из поколения в поколение как непреходящую ценность и высшее богатство каждой нации.
2. Школа должна быть народной в подлинном смысле этого слова. Это значит, вся школьная система должна строиться, опираясь на основные принципы народной педагогики и на личностную инициативу подлинно народных представителей, воспринимающих национальное образование как святое дело. Национальная школьная система должна обеспечить выживание татарского народа даже в условиях длительного сохранения унитарно-авторитетных форм власти.
3. Национальная школа предполагает непрерывное образование и воспитание от детско-семейного воспитания до высшей школы на родном языке и в культурно-национальной среде.
В свете этих положений рассмотрим перспективу и стратегию развития национальной школы в нашей республике.
Принятая 30 августа 1990 года Декларация о государственном суверенитете Татарстана открыла возможность самостоятельного решения в республике вопросов развития культуры, просвещения, национальной школы. В связи с этим возникла необходимость создания концепции национальной школы. Она создана и принята к руководству. Концепция предусматривает восстановление и развитие системы национального просвещения не только в пределах Татарстана, но и во всех регионах проживания татарского народа.
Национальное просвещение - это система многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающаяся на лучшие национальные традиции воспитания и образования и одновременно основывающаяся на мировом педагогическом опыте.
Национальное просвещение представляет собой единую систему, состоящую из следующих звеньев: семейное воспитание, дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа, совершенствование знаний. Только основываясь на национальных традициях народа, школа может полностью выполнять свои воспитательные и образовательные функции.
Концепция развития национального образования в РТ предполагает реализацию 3-х целей:
- трансляцию национальных культур и формирование национального самосознания в новых поколениях;
- открытость культур народов-соседей в интересах гармонизации межнациональных отношений в многонациональном государстве;
- достижение современного уровня цивилизованного развития высокого стандарта образования.
Основными принципами концепции татарской национальной школы являются:
1. Организация учебно-воспитательного процесса на базе идей укрепления государственности татарского народа.
2. Непрерывность проведения воспитания и образования на родном языке во всех звеньях системы народного образования; изучение других языков на базе родного.
3. Глубокое уважение обычаев, историко-культурных традиций всех народов.
4. Учет местных условий при определении содержания образования, принципов образования и воспитания, профориентации.
В концепции национальной школы принцип народности, этнопедагогических представлений занимает достойное место. Актуальность этнопедагогических представлений в проблемах национальной школы в том, что народ всегда исторически значительнее, чем население. Перерождение народа в население поэтому всегда чревато трагическими последствиями. Народ несет в себе концептуальный духовный заряд многих поколений.
Обращение к идеям народной педагогики позволит нам обратить внимание на многие давно забытые или до сих пор игнорируемые события, эпизоды, ситуации, документы.
В связи с этнопедагогической концепцией нельзя не сказать о трагических периодах советской истории - именно в контексте национальной и школьной политики. Эта политика характеризуется нивелированием этнических начал в школьном образовании, систематическим и непрерывным подавлением национального. Чтобы убедиться в том, достаточно обратиться к скорбной хронологии: 1917-1924 годы - насильственное внедрение идеи о единой трудовой школе; 1924-1927 годы - постоянное игнорирование ранее провозглашенных лозунгов о национальном самоопределении; 1927-1930 годы - жесткая централизация решения национального вопроса, проведения школьной политики; насильственная индустриализация как факт тотального ассимиляторского террора; раскулачивание, т.е. уничтожение лучшей части национального крестьянства, ссылка в Сибирь и исчезновение национальных языков, традиций, культур и т.д. Вплоть до последних лет можно было бы проследить эту скорбную хронологию.
В условиях антинациональной школьной политики многие народы сумели сохранить национальное самосознание, национальное достоинство только благодаря народной педагогике. Именно благодаря народной, национальной системе воспитания, имеющей вечно живые корни, где основополагающими положениями являются:
- образование в интересах человека, в целях совершенствования его личности;
- образование для сохранения и развития нации;
- через образование к сознанию уникальности и единства человечества.
Много предстоит сделать по национальному образованию в регионах компактного проживания татарского населения за пределами Татарстана. Общественные организации и многие граждане просят помощи в возрождении национального просвещения. Например, в Челябинской области, где компактно проживают более 100 тысяч татар, нет ни одной татарской школы; в Оренбургской области проживают 170 тысяч татар, но в татарских классах обучается всего несколько десятков детей. Во многих областях вовсе нет ни одного татарского класса. Можно было бы привести множество подобных примеров. По официальным данным в РФ только 10% детей татарской национальности обучаются на родном языке, и то далеко не по всем предметам. А о воспитании в культурно-национальной среде и речи не может быть.
К сожалению, унитарный характер системы образования не позволяет поставить в равные условия детей всех национальностей независимо от места их проживания. Поэтому сам по себе напрашивается вывод о преобразовании системы образования из унитарной в федеративную, когда система образования любой национальной республики превращается в государственную.
Резюмируя вышесказанное, необходимо привести перечень проблем, стоящих перед татарским просвещением и требующих первоочередного решения. К ним относятся:
1. Создание терминологического, орфографического, фонетического, топономического и компьютерного стандарта татарского государственного языка.
2. Создание государственных, национальных и региональных образовательных стандартов.
3. Разработка Концепции татарской государственной системы образования.
4. Создание научно-методических центров (в республике и за ее пределами) по разработке учебников, учебно-методической литературы и наглядных пособий.
5. Создание учебно-производственных предприятий по производству, выпуску и поставке учебной, учебно-методической, учебно-наглядной продукции и технических средств обучения.
6. Создание сети государственно-общественных школ-лабораторий для внедрения инновационных учебных программ в системе национального просвещения и т.п.
Предлагаемые нами федеративный, регионально-государственный и национальный компоненты образования при соответствующей поддержке со стороны правительства РФ стали бы прообразом реформирования Российской унитарной системы образования в государственно-национальную и составят основу федеративной системы образования РФ. Это отвечало бы коренным интересам всех наций, проживающих в РФ и стало бы стабилизирующим фактором национальных отношений.
Татарское национальное просвещение опирается на следующие основные принципы:
- организация учебно-воспитательного процесса на базе идей укрепления государственности татарского народа и его национального возрождения;
- каждый ребенок - это будущее и опора не только своих родителей, но и всей нации, он находится под защитой и попечительством нации;
- образование и национальное воспитание - единый процесс;
- создание и сохранение во всех национальных учреждениях просвещения татарской этнической среды;
- непрерывность проведения воспитания и образования на родном языке во всех звеньях системы народного образования; изучение других языков на базе родного;
- одобрение и поддержка стремления к овладению знаниями, науке, создание атмосферы культа знаний;
- организация воспитания и образования прежде всего на основе тюркской, восточной и исламской культуры, одновременное использование всего позитивного опыта просветительства западного мира;
- создание в школе условий для свободного, полноправного развития личности;
- воспитание уважения к старшим, приучение младших к действиям с благословения старших;
- сохранение наследственных связей вне зависимости от отдаленности поколений, почитание предков;
- глубокое уважение обычаев, историко-культурных традиций народа;
- достижение единства семейного и школьного воспитания, сохранение и повышение авторитета семьи;
- учет местных условий (село, город, окружающая среда, природа и т.д.) при определении основных направлений профессиональной ориентации, принципов образования и воспитания.
Коренное повышение обучения и воспитания учащейся молодежи непосредственно связано с главным стратегическим направлением развития школы - содержанием образования. Постоянное приведение его в соответствие с требованиями науки, техники, производства, с социальными потребностями общества - одна из актуальных задач, стоящих перед органами народного образования и учебными заведениями.
Сегодня объективной основой обновления содержания образования, установления государственного образовательного стандарта являются глубокие политические и социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества. Уже наметилась тенденция перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере становления рыночных отношений станет доминирующей.
Существующие нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования, не соответствуют социально-экономическим изменениям в обществе и не в полной мере определяют государственные требования к уровню и качеству общего образования. В этой связи возникает необходимость разработки общих положений государственного стандарта общего среднего образования, документов, раскрывающих содержание отдельных его составляющих, а также механизм реализации стандарта.
Определение государственного образовательного стандарта - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность научных учреждений, органов народного образования и непосредственно учебных заведений по его совершенствованию. С развитием науки, техники, производства, необходимости разностороннего, гармонического развития личности образовательный стандарт будет расширяться и углубляться.
Практическое освоение государственного образовательного стандарта потребует повышения роли научно-методических служб всех уровней, комплексного решения задач переподготовки руководителей, методистов и учителей, дальнейшего развития службы лицензирования, аттестации и аккредитации школ, усиления контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса и его результатами.
Разработка государственного образовательного стандарта позволяет более успешно решать многие социально-экономические и психолого-педагогические проблемы:
- создание для всей учащейся молодежи равных «стартовых» возможностей для продолжения образования на последующих его этапах;
- повышение качества общего среднего образования как основы социальной защищенности выпускников общеобразовательных школ в условиях рынка труда;
- обеспечение единства образовательного пространства РТ, России, стран СНГ и др.;
- удовлетворение национально-региональных запросов в сфере образования в условиях возрастания самостоятельности республики;
- обеспечение эквивалентности отечественного образования, полученного в разных типах государственных и негосударственных учебных заведений;
- соответствие стандарта образования РТ государственному стандарту наиболее передовым странам мира, гарантия эквивалентности общеобразовательной и профессиональной подготовки граждан республики, что в значительной степени определяет единство, взаимопонимание и общность всех народов - интеграцию нашей республики в мировую образовательную и экономическую систему.
Стандарт является исходной базой и служит для разработки типовой учебно-программной документации, документов, обеспечивающих контроль за качеством обучения, аттестацию и сертификацию учебных заведений и других образовательных структур (государственных и частных).
Стандарт образования определяет нижнюю планку обязательных требований, но не верхнюю. Это тот минимум (необходимый и достаточный), который открывает возможности для движения к новым образовательным ступеням, такой уровень образования, который затем можно повышать, либо в организованной форме, либо путем самообразования.
Употребляя понятие «стандартизация образования», следует подразумевать стандартизацию результатов, а не процесса учебно-воспитательной деятельности.
В основе формирования стандарта образования лежат наряду с общедидактическими следующие принципы:
- соответствие образовательного стандарта цели образования как в целом, так и в содержании конкретного образовательного уровня;
- направленность на формирование разносторонней личности учащегося, ее воспитанности, образованности, социализированности, культуры физического и психического развития и др.;
- демократизация образования, его доступности, права выбора образовательного уровня и форм получения образования;
- интеграция содержания образования, вызванная необходимостью установления органических межпредметных связей с целью содействия формированию у учащихся научной картины мира, созданию целостного представления о природе, обществе, предстоящей профессиональной деятельности и дифференциация, создающая возможность углубить знания учащихся в определенной, избранной ими области деятельности;
- динамический подход к формированию стандарта образования, предполагающий систематическое его обновление, расширение и углубление в связи с развитием науки, техники, производства, культуры и т.д.;
- преемственность в формировании образовательных стандартов на разных ступенях обучения, призванная обеспечить непрерывность и целостность содержания образования в общеобразовательной школе и последующих учебных заведениях.
Фундаментальным в стандарте образования должен являться компонент - ядро содержания образования. Его уровень и характер меняется в ходе НТП и социального прогресса. Этот компонент включает необходимый комплекс знаний, идей, ценностных представлений, универсальных способов познания, мышления, практическую деятельность, без овладения которыми невозможно взаимопонимание и взаимодействие людей, человека и природы, созидательная социальная деятельность (имеется в виду математика, физика, химия, биология, история, языки).
В фундаменте российской школы должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общемирового, позволяющий человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. Это должно обеспечивать эквивалентность уровня образования в разных регионах РФ, его соответствие аналогичному уровню в развитых странах.
Республиканский компонент должен включать в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами (родной язык и литература, иностранные языки, история, география республики, изобразительное искусство, трудовая, физическая подготовка и т.д.). Его выделение поможет освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой культурой.
Выделение школьного компонента направлено на максимальную адаптацию содержания образования к конкретным особенностям региона и школы, социальной инфраструктуры и рынка труда, кадровой и материальной базе школы, специфике ее коллектива и т.д.
Все запланированные и осуществляемые преобразования в РТ закреплены в ряде концептуальных документов. Они материализованы в концепциях, программах, планах, конкретных делах, в новой системе организации и управления учебными заведениями.
В республике действуют около 6 тысяч учебно-воспитательных учреждений, где обучается и воспитывается около 1 миллиона человек, преподавание ведется на двух языках. Учебные заведения получили реальную культурную автономию и их педагогические коллективы все более уверенно пытаются овладеть открывшимися новыми возможности, реализовать академические свободы.
|
|
|