'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Национальный и региональный компоненты стандарта образования ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024

Национальный и региональный компоненты стандарта образования

   Г.Гайфуллин,

ректор ТГГИ, профессор



Национальный и региональные компоненты

стандарта образования







Проводившиеся до настоящего времени реформы и перестройка образования были основаны на идее его тотального и единовременного преобразования. Подобный способ развития образования является тупиковым. Действительное развитие образования - это сложнейший эволюционный процесс, предполагающий проведение многолетних экспериментов в реально действующих учебно-образовательных учреждениях. Необходимо создать такую образовательную систему, в рамках которой подрастающее поколение реально пережило бы историческую перспективу развития образования как полисферу общественного развития.

Один из важнейших вопросов при построении прогноза изменений условий развития образования в переходный период общества - это вопрос об изменениях ценностей образования в сознании различных социальных групп и соответствующих изменениях образовательных потребностей.

Сегодня, как никогда так остро встала и требует глубокого осмысления одна из ключевых проблем - возрождение национальной школы.

Размышляя над сегодняшним состоянием системы образования в РТ, мы все более укрепляемся во мнении, что вплотную подошли к той черте, где начинается подведение итогов реализации всех наших программ, планов, концептуальных положений переходного периода. Наступает пора перехода к новым качественным изменениям.

Народы, теряющие свою культуру, исчезали с исторической арены, и, наоборот, сохраняя свою культуру, возрождались. Именно поэтому национальная школа должна приобщать ребенка к национальной культуре, к народному промыслу, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей.

Последовательно продвигаясь в формировании и развитии государственной национально-региональной системы образования в Республике Татарстан, мы начинаем ощущать себя частью открытого общечеловеческого общества.

Система образования любого государства выполняет основные функции в формировании его идейно-политических, социально-экономических и духовно-нравственных устоев. Односторонняя ориентация системы просвещения только на часть этих компонентов образования и воспитания делает общественную жизнь неустойчивой. Соблюдение сложившихся традиций, духовно-материальных укладов жизни наций и народностей - основное условие цивилизованного подхода к формированию государственной системы образования.

Восстановление и развитие татарской национальной школы должны опираться на следующие концептуальные положения:

1.  Школа может выполнять свои образовательно-воспитательные функции будучи только национальной. Она призвана дать детям и молодежи не только современное образование, а прежде всего создать возможность для полного раскрытия и реализации каждого, как неповторимой личности. Но это возможно лишь при полном сохранении этно-национальных, духовно-нравственных и культурно-воспитательных традиций, передаваемых из поколения в поколение как непреходящую ценность и высшее богатство каждой нации.

2.  Школа должна быть народной в подлинном смысле этого слова. Это значит, вся школьная система должна строиться, опираясь на основные принципы народной педагогики и на личностную инициативу подлинно народных представителей, воспринимающих национальное образование как святое дело. Национальная школьная система должна обеспечить выживание татарского народа даже в условиях длительного сохранения унитарно-авторитетных форм власти.

3.  Национальная школа предполагает непрерывное образование и воспитание от детско-семейного воспитания до высшей школы на родном языке и в культурно-национальной среде.

В свете этих положений рассмотрим перспективу и стратегию развития национальной школы в нашей республике.

Принятая 30 августа 1990 года Декларация о государственном суверенитете Татарстана открыла возможность самостоятельного решения в республике вопросов развития культуры, просвещения, национальной школы. В связи с этим возникла необходимость создания концепции национальной школы. Она создана и принята к руководству. Концепция предусматривает восстановление и развитие системы национального просвещения не только в пределах Татарстана, но и во всех регионах проживания татарского народа.

Национальное просвещение - это система многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающаяся на лучшие национальные традиции воспитания и образования и одновременно основывающаяся на мировом педагогическом опыте.

Национальное просвещение представляет собой единую систему, состоящую из следующих звеньев: семейное воспитание, дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа, совершенствование знаний. Только основываясь на национальных традициях народа, школа может полностью выполнять свои воспитательные и образовательные функции.

Концепция развития национального образования в РТ предполагает реализацию 3-х целей:

- трансляцию национальных культур и формирование национального самосознания в новых поколениях;

- открытость культур народов-соседей в интересах гармонизации межнациональных отношений в многонациональном государстве;

- достижение современного уровня цивилизованного развития высокого стандарта образования.

Основными принципами концепции татарской национальной школы являются:

1.  Организация учебно-воспитательного процесса на базе идей укрепления государственности татарского народа.

2.  Непрерывность проведения воспитания и образования на родном языке во всех звеньях системы народного образования; изучение других языков на базе родного.

3.  Глубокое уважение обычаев, историко-культурных традиций всех народов.

4.  Учет местных условий при определении содержания образования, принципов образования и воспитания, профориентации.

В концепции национальной школы принцип народности, этнопедагогических представлений занимает достойное место. Актуальность этнопедагогических представлений в проблемах национальной школы в том, что народ всегда исторически значительнее, чем население. Перерождение народа в население поэтому всегда чревато трагическими последствиями. Народ несет в себе концептуальный духовный заряд многих поколений.

Обращение к идеям народной педагогики позволит нам обратить внимание на многие давно забытые или до сих пор игнорируемые события, эпизоды, ситуации, документы.

В связи с этнопедагогической концепцией нельзя не сказать о трагических периодах советской истории - именно в контексте национальной и школьной политики. Эта политика характеризуется нивелированием этнических начал в школьном образовании, систематическим и непрерывным подавлением национального. Чтобы убедиться в том, достаточно обратиться к скорбной хронологии: 1917-1924 годы - насильственное внедрение идеи о единой трудовой школе; 1924-1927 годы - постоянное игнорирование ранее провозглашенных лозунгов о национальном самоопределении; 1927-1930 годы - жесткая централизация решения национального вопроса, проведения школьной политики; насильственная индустриализация как факт тотального ассимиляторского террора; раскулачивание, т.е. уничтожение лучшей части национального крестьянства, ссылка в Сибирь и исчезновение национальных языков, традиций, культур и т.д. Вплоть до последних лет можно было бы проследить эту скорбную хронологию.

В условиях антинациональной школьной политики многие народы сумели сохранить национальное самосознание, национальное достоинство только благодаря народной педагогике. Именно благодаря народной, национальной системе воспитания, имеющей вечно живые корни, где основополагающими положениями являются:

- образование в интересах человека, в целях совершенствования его личности;

- образование для сохранения и развития нации;

- через образование к сознанию уникальности и единства человечества.

Много предстоит сделать по национальному образованию в регионах компактного проживания татарского населения за пределами Татарстана. Общественные организации и многие граждане просят помощи в возрождении национального просвещения. Например, в Челябинской области, где компактно проживают более 100 тысяч татар, нет ни одной татарской школы; в Оренбургской области проживают 170 тысяч татар, но в татарских классах обучается всего несколько десятков детей. Во многих областях вовсе нет ни одного татарского класса. Можно было бы привести множество подобных примеров. По официальным данным в РФ только 10% детей татарской национальности обучаются на родном языке, и то далеко не по всем предметам. А о воспитании в культурно-национальной среде и речи не может быть.

К сожалению, унитарный характер системы образования не позволяет поставить в равные условия детей всех национальностей независимо от места их проживания. Поэтому сам по себе напрашивается вывод о преобразовании системы образования из унитарной в федеративную, когда система образования любой национальной республики превращается в государственную.

Резюмируя вышесказанное, необходимо привести перечень проблем, стоящих перед татарским просвещением и требующих первоочередного решения. К ним относятся:

1.  Создание терминологического, орфографического, фонетического, топономического и компьютерного стандарта татарского государственного языка.

2.  Создание государственных, национальных и региональных образовательных стандартов.

3.  Разработка Концепции татарской государственной системы образования.

4.  Создание научно-методических центров (в республике и за ее пределами) по разработке учебников, учебно-методической литературы и наглядных пособий.

5.  Создание учебно-производственных предприятий по производству, выпуску и поставке учебной, учебно-методической, учебно-наглядной продукции и технических средств обучения.

6.  Создание сети государственно-общественных школ-лабораторий для внедрения инновационных учебных программ в системе национального просвещения и т.п.

Предлагаемые нами федеративный, регионально-государственный и национальный компоненты образования при соответствующей поддержке со стороны правительства РФ стали бы прообразом реформирования Российской унитарной системы образования в государственно-национальную и составят основу федеративной системы образования РФ. Это отвечало бы коренным интересам всех наций, проживающих в РФ и стало бы стабилизирующим фактором национальных отношений.

Татарское национальное просвещение опирается на следующие основные принципы:

- организация учебно-воспитательного процесса на базе идей укрепления государственности татарского народа и его национального возрождения;

- каждый ребенок - это будущее и опора не только своих родителей, но и всей нации, он находится под защитой и попечительством нации;

- образование и национальное воспитание - единый процесс;

- создание и сохранение во всех национальных учреждениях просвещения татарской этнической среды;

- непрерывность проведения воспитания и образования на родном языке во всех звеньях системы народного образования; изучение других языков на базе родного;

- одобрение и поддержка стремления к овладению знаниями, науке, создание атмосферы культа знаний;

- организация воспитания и образования прежде всего на основе тюркской, восточной и исламской культуры, одновременное использование всего позитивного опыта просветительства западного мира;

- создание в школе условий для свободного, полноправного развития личности;

- воспитание уважения к старшим, приучение младших к действиям с благословения старших;

- сохранение наследственных связей вне зависимости от отдаленности поколений, почитание предков;

- глубокое уважение обычаев, историко-культурных традиций народа;

- достижение единства семейного и школьного воспитания, сохранение и повышение авторитета семьи;

- учет местных условий (село, город, окружающая среда, природа и т.д.) при определении основных направлений профессиональной ориентации, принципов образования и воспитания.

Коренное повышение обучения и воспитания учащейся молодежи непосредственно связано с главным стратегическим направлением развития школы - содержанием образования. Постоянное приведение его в соответствие с требованиями науки, техники, производства, с социальными потребностями общества - одна из актуальных задач, стоящих перед органами народного образования и учебными заведениями.

Сегодня объективной основой обновления содержания образования, установления государственного образовательного стандарта являются глубокие политические и социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества. Уже наметилась тенденция перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере становления рыночных отношений станет доминирующей.

Существующие нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования, не соответствуют социально-экономическим изменениям в обществе и не в полной мере определяют государственные требования к уровню и качеству общего образования. В этой связи возникает необходимость разработки общих положений государственного стандарта общего среднего образования, документов, раскрывающих содержание отдельных его составляющих, а также механизм реализации стандарта.

Определение государственного образовательного стандарта - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность научных учреждений, органов народного образования и непосредственно учебных заведений по его совершенствованию. С развитием науки, техники, производства, необходимости разностороннего, гармонического развития личности образовательный стандарт будет расширяться и углубляться.

Практическое освоение государственного образовательного стандарта потребует повышения роли научно-методических служб всех уровней, комплексного решения задач переподготовки руководителей, методистов и учителей, дальнейшего развития службы лицензирования, аттестации и аккредитации школ, усиления контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса и его результатами.

Разработка государственного образовательного стандарта позволяет более успешно решать многие социально-экономические и психолого-педагогические проблемы:

- создание для всей учащейся молодежи равных «стартовых» возможностей для продолжения образования на последующих его этапах;

- повышение качества общего среднего образования как основы социальной защищенности выпускников общеобразовательных школ в условиях рынка труда;

- обеспечение единства образовательного пространства РТ, России, стран СНГ и др.;

- удовлетворение национально-региональных запросов в сфере образования в условиях возрастания самостоятельности республики;

- обеспечение эквивалентности отечественного образования, полученного в разных типах государственных и негосударственных учебных заведений;

- соответствие стандарта образования РТ государственному стандарту наиболее передовым странам мира, гарантия эквивалентности общеобразовательной и профессиональной подготовки граждан республики, что в значительной степени определяет единство, взаимопонимание и общность всех народов - интеграцию нашей республики в мировую образовательную и экономическую систему.

Стандарт является исходной базой и служит для разработки типовой учебно-программной документации, документов, обеспечивающих контроль за качеством обучения, аттестацию и сертификацию учебных заведений и других образовательных структур (государственных и частных).

Стандарт образования определяет нижнюю планку обязательных требований, но не верхнюю. Это тот минимум (необходимый и достаточный), который открывает возможности для движения к новым образовательным ступеням, такой уровень образования, который затем можно повышать, либо в организованной форме, либо путем самообразования.

Употребляя понятие «стандартизация образования», следует подразумевать стандартизацию результатов, а не процесса учебно-воспитательной деятельности.

В основе формирования стандарта образования лежат наряду с общедидактическими следующие принципы:

- соответствие образовательного стандарта цели образования как в целом, так и в содержании конкретного образовательного уровня;

- направленность на формирование разносторонней личности учащегося, ее воспитанности, образованности, социализированности, культуры физического и психического развития и др.;

- демократизация образования, его доступности, права выбора образовательного уровня и форм получения образования;

- интеграция содержания образования, вызванная необходимостью установления органических межпредметных связей с целью содействия формированию у учащихся научной картины мира, созданию целостного представления о природе, обществе, предстоящей профессиональной деятельности и дифференциация, создающая возможность углубить знания учащихся в определенной, избранной ими области деятельности;

- динамический подход к формированию стандарта образования, предполагающий систематическое его обновление, расширение и углубление в связи с развитием науки, техники, производства, культуры и т.д.;

- преемственность в формировании образовательных стандартов на разных ступенях обучения, призванная обеспечить непрерывность и целостность содержания образования в общеобразовательной школе и последующих учебных заведениях.

Фундаментальным в стандарте образования должен являться компонент - ядро содержания образования. Его уровень и характер меняется в ходе НТП и социального прогресса. Этот компонент включает необходимый комплекс знаний, идей, ценностных представлений, универсальных способов познания, мышления, практическую деятельность, без овладения которыми невозможно взаимопонимание и взаимодействие людей, человека и природы, созидательная социальная деятельность (имеется в виду математика, физика, химия, биология, история, языки).

В фундаменте российской школы должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общемирового, позволяющий человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. Это должно обеспечивать эквивалентность уровня образования в разных регионах РФ, его соответствие аналогичному уровню в развитых странах.

Республиканский компонент должен включать в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами (родной язык и литература, иностранные языки, история, география республики, изобразительное искусство, трудовая, физическая подготовка и т.д.). Его выделение поможет освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой культурой.

Выделение школьного компонента направлено на максимальную адаптацию содержания образования к конкретным особенностям региона и школы, социальной инфраструктуры и рынка труда, кадровой и материальной базе школы, специфике ее коллектива и т.д.

Все запланированные и осуществляемые преобразования в РТ закреплены в ряде концептуальных документов. Они материализованы в концепциях, программах, планах, конкретных делах, в новой системе организации и управления учебными заведениями.

В республике действуют около 6 тысяч учебно-воспитательных учреждений, где обучается и воспитывается около 1 миллиона человек, преподавание ведется на двух языках. Учебные заведения получили реальную культурную автономию и их педагогические коллективы все более уверенно пытаются овладеть открывшимися новыми возможности, реализовать академические свободы.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.