'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Методологические и практичеcкие вопросы возрождения и развития национальной школы ::
     
():  
:  
-
: , 3 2024

Методологические и практичеcкие вопросы возрождения и развития национальной школы

       Гайфуллин В.Г. - ректор ТГГИ,

профессор



Актуальные методологические и практические вопросы возрождения и развития национальной школы



Задачей первоочередной важности в настоящее время стали вопросы восстановления этнокультурных и этносоциальных функций школы, возврата ей действительно национального характера. Проблема состоит в том, чтобы превратить образование  в действенное средство гармонизации межнациональных отношений, обеспечить развитие, взаимовосприятие и понимание культур больших и малых этносов. Такое понимание национальной школы предполагает фундаментальные теоретические, содержательные и методические исследования и основательные разработки.

Цель исследований может быть достигнута за счет решения следующих задач:

- определение и разработка на национальном уровне целей и стратегии образования;

- создание условий для опережающего развития национальных школ;

- осуществление мероприятий, направленных на развитие, сохранение и возрождение национальных языков;

- создание полноценных комплексов учебных программ и пособий для обучения на родном языке;

- осуществление новой кадровой политики и подготовки специалистов;

- осуществление комплекса мер, способствующих возрождению и развитию традиционных промыслов и прикладных занятий.

Республика Татарстан - многонациональная республика. Одной из важных проблем в этих условиях является сохранение разнообразия этнических культур. Общественным институтом, призванным найти всеобъемлющие способы решения этой задачи, является образование.

В определении структуры и характера содержания образования необходимо понимание этнопсихологических особенностей восприятия и стиля мышления этноса, его миросозерцания и ценностных ориентаций. Такой подход позволяет рассматривать национальную школу не с узко прагматических позиций, как например, школу для аборигенных народов, а в самом широком аспекте, как своеобразный социальный институт этноса, осуществляющий многочисленные, чрезвычайно тонкие функции по охране национальных культур и региональных культурных традиций, по выработке открытого взгляда на общечеловеческие ценности.

Национальная школа опирается в своей деятельности на накопленный веками опыт и традиции народной педагогики. Однако исследования по применению принципов народной педагогики находятся только в стадии становления.

Трудности реализации народной педагогики в учебно-воспитательном процессе связаны с недостаточной разработанностью науками о человеке таких ключевых понятий как «национальное самосознание», «национальный характер», «национальная психология» и др. Все науки, в том числе и педагогика, усердно твердили о «новой исторической общности», «о новой советской обрядности», воспевали «социалистическую культуру». А все это было направлено на стирание национальных особенностей народов.

Успешность решения проблемы народной педагогики во многом зависит от того, как сформируются представления учащихся о своей нации и о других народах.

Сердцевиной национальной школы является содержание образования. А содержание образования определяется в образовательном стандарте.

Как известно, государственный образовательный стандарт в условиях Российской системы образования включает 3 компонента: федеральный базисный, республиканский (национально-региональный) и местный (районный, городской или школьный) компоненты. Процесс внедрения этих компонентов породил массу дискуссионных вопросов. Усилиями ученых и творчески работающих педагогов в Республике Татарстан предлагается свой вариант их осмысления, подсказанный анализом теории содержания образования и практикой работы органов управления образованием и учебных заведений Татарстана.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, которая несет в себе общекультурное и общегосударственное значение.

Национально-региональный компонент призван обеспечить потребности и интересы в сфере региона. Региональный компонент образования должен становиться тончайшим сенсором процессов, происходящих в регионе.

Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования.

Задачей системы образования является выполнение социального заказа общества в формировании личности школьника, будущего гражданина (мысли и поступки которого направлены на благо отечества, на благо своего народа), способного к самоопределению и самореализации в новых условиях.

Основной целью исследований концептуальных положений возрождения, становления и развития национального образования РТ является разработка теоретической концепции и программы ее реализации по воспитанию учащихся в поликультурной и многонациональной среде в духе согласия, ненасилия, мира и уважения других народов.

Как показывает практика нашей Республики Татарстан и других регионов, в сфере образования идет поиск приоритетных моделей обучения и воспитания. При разработке нашего Татарстанского регионального стандарта образования мы должны исходить из следующих принципов:

1.  Сохранение структурных качеств существующей системы образования. Необходимость учета этого принципа подтверждается многолетним опытом национальных школ многих народов по разработке содержания образования.

2.  Учет многообразия культурологической пирамиды образования, основанной на национальной культуре и духовности, как составляющие части мировой культуры.

3.  Единство и взаимосвязь в образовательно-воспитательных пространствах в целостной «картине мира».

4.  Движение от национальной школы к школам «европейского дома», от школ «диалога культур» до интегративных концепций ценностно-ориентированного образования. Органичное сочетание основ национальной и общемировой культуры в содержании образования, учебных планах и программах.

5.  Гармоничное сочетание обучения на родном языке с официальным государственным языком или языками народов совместного проживания.

Реализуя составляющую базисного учебного плана мы исходим из задач национального, этнокультурного, этнопсихологического и социального характера образования. Появились в содержании образования такие предметы как «История Татарстана и татарского народа», «География Татарстана», «Экономика Татарстана», «Речь и культура общения», «Мировая художественная культура», «Основы этики», «Основы логики», арабский, турецкий и др.яз.

Но изменения в содержании образования должны произойти не только внешние (структурные или организационные), но и внутренние, связанные с логической и практической дифференциацией и интеграцией конкретного учебного материала. Речь идет о целесообразности и необходимости замены традиционной тематической группировки учебного материала концептуализацией и проблематизацией его непосредственной содержательной части.

Предметом национально-регионального компонента в образовательной области «Общественные дисциплины» в условиях Татарстана являются прошлое республики в его конкретности, неповторимости и многообразии; современные тенденции развития татарстанского общества и отдельных сфер его жизни, взятые в наиболее существенных их проявлениях, что открывает дополнительные возможности для социализации личности, ее интеграции в национальную, российскую и мировую культуру.

Совокупность демографических, этнических, исторических и социальных факторов придают татарстанскому обществу неповторимый полинациональный и поликультурный колорит. В нем сложилась особая социально-психологическая атмосфера промежуточного, «пограничного» межэтнического пространства, сформировался уникальный этносоциальный тип населения с мировоззрением, ментальностью «посредника - прагматика», складывается определенная субкультура «пограничья» с высоким удельным весом универсальных ценностей.

Местный компонент стандарта образования отражает национально-региональное своеобразие производства, экономики, экологии и культуры (язык, литература, история, география и т.п.) района или города. В этой связи одним из необходимых направлений является осуществление комплекса мер, способствующих возрождению и развитию традиционных промыслов, уникальных видов прикладных занятий (обработка дерева, металла, глины, кожи, вышивание золотом, серебром и т.д.), приобщение подрастающего поколения к традиционному образу жизни своего народа.

Разработка и внедрение национально-регионального и местного компонента содержания образования требует усилия этой деятельности в организационном и управленческом аспектах. Пока мы имеем возможность констатировать тот факт, что опыт руководителей управлений и отделов образования городов, районов и передовой опыт учителей г.г.Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Зеленодольска, Кукморского, Сабинского, Апастовского и др.районов по этому направлению позволяют обеспечить образовательную деятельность с опорой на знания учителей и учащихся обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры, привить интерес школьников к занятиям народными промыслами, к изучению народного творчества и искусства.

Преобладающая часть национальных школ расположена в сельской местности. В этой связи возникает необходимость исследования проблем национальных школ, находящихся на селе. Исследования состояния сельской школы подтвердили остроту проблемы, которая из педагогической переросла в социально-экономическую. Речь идет о качестве образования учащихся сельских школ. По сей день существует значительный разрыв в уровне подготовки школьников в городе и на селе.

Среди многих причин отставания сельской школы есть и объективные. В школе, расположенной в глубинке, намного труднее вырастить всесторонне развитых граждан.

По причине малокомплектности в сельской школе трудно организовать дифференцированное обучение. Нелегко приходится работать учителям. Ведь педагогические вузы готовили их к работе с большим классом. В результате страдают сельские ученики.

Перед педагогическими учебными заведениями стоят сложные проблемы по подготовке высококвалифицированных преподавателей для села, а педагогическая наука должна давать методологические концепции и методические рекомендации для устойчивого совершенствования этого процесса.

Проведена немалая работа по реформированию педагогического образования, по повышению качества профессиональной подготовки учителя. Есть ряд позитивных сдвигов, но все же мы отдаем себе отчет в том, что педагогическое образование, призванное быть ядром всей образовательной сферы и генератором прогрессивных образовательных технологий, пока значительно отстает от уровня достижений передовой педагогической практики. Педагогические учебные заведения не обеспечивают пока формирование высокой общей и профессиональной культуры, эрудиции учителя, его готовности к творчеству, к повседневной самообразовательной работе.

Поэтому мы понимаем, что нужны не косметические меры, а глубинные преобразования всей системы педагогического образования.

Обучает не содержание образования, а прежде всего сам учитель, его интегральная индивидуальность. Учащиеся воспринимают учителя не как источник разноплановых раздражителей, а как личность. Система знаний, которую излагает учитель, воспитательные воздействия, которые он осуществляет, воспринимается лишь в преломлении к его индивидуальности. Учитель должен быть интересной, привлекательной личностью.

Начиная с 1990 г. в республике появились учебные заведения нового типа, ориентированные на поиск, обучение, воспитание и развитие способностей детей. В сельской местности такими учреждениями образования являются комплексы «детский сад - школа», агролицеи, фермерские школы, где идет интеграция обучения и воспитания разновозрастных детей, общеобразовательная и профессиональная подготовка будущих фермеров, различных специалистов для сельскохозяйственного производства.

После принятия Закона о языках во всех школах РТ с 1 класса введено обязательное изучение татарского языка. В связи с этим перед педагогическими вузами встали проблемы не только подготовки национальных педагогических кадров, но и - проблемы подготовки двуязычных специалистов.

В свете этих требований наш Татарский государственный гуманитарный институт ставит своей задачей подготовку такого учителя со знанием 3-х языков (татарский, русский и иностранный язык). Благодаря этому наша национальная (сельская) школа сможет обеспечить каждому поколению возможности современного цивилизованного развития, включение в мировую цивилизацию

Хотя Казанский, Елабужский, Набережно-Челнинский педагогические вузы готовят учителей по многим специальностям, их выпуски не могут обеспечивать учителями всех потребностей, особенно по иностранным языкам и Татарскому языку и литературе. Вот почему возникла необходимость открытия нового педагогического вуза - ТГГИ, который готовит национальные кадры для учебных заведений республики и др.регионов.

В подготовке учителя мы ставим перед собой 4 задачи: во-первых, ликвидация в ближайшее время дефицита учителей татарского языка, литературы и иностранных языков; во-вторых, перестройка учебно-воспитательного процесса в институте с целью повышения качества подготовки учителей; в-третьих, открытие новых специальностей; в-четвертых, создание условий для непрерывного совершенствования педагогического образования.

- острый дефицит в учителях татарского языка и литературы порожден из-за увеличения сети татарских школ, классов, групп, часов на изучение родного языка, уменьшением наполняемости классов, в первую очередь в экстремальных и в классах с углубленным изучением учебных предметов.

А дефицит в учителях иностранных языков стал уже традиционным. Дело в том, что факультеты иностранных языков педагогических вузов принимают на I курс только хорошо знающих иностранный язык. А в сельских школах из-за отсутствия преподавателя иностранный язык не преподается. Поэтому из этих школ на инфак педагогического вуза никто не поступает. А городские выпускники инфака не едут в село на работу. Получается заколдованный круг. Вот мы решили порвать этот круг. Принимаем на I курс инфака не изучавшего иностранный язык в школе.

В Татарском государственном гуманитарном институте в учебном плане взят курс на гуманизацию и экстетизацию образования. Таким образом, план предусматривает не только преподавание общепринятых в вузах учебных дисциплин, но и осмысление и анализ духовной культуры народов Татарстана и культуры татарского народа, как части мировой культуры.

Спецкурсы и спецсеминары имеют цели, с одной стороны, углубление знаний студентов по специальности, с другой стороны, разносторонней подготовки будущих педагогов в качестве классного руководителя, заместителя и руководителя учебного заведения.

Реализация программы высшего профессионального образования по специальности татарский язык и литература предполагает изучение основных дисциплин на родном языке. Однако ведение всего учебного процесса на татарском языке не стала самоцелью.

Поскольку мы ставим своей целью подготовить учителя со знанием трех языков (татарского, русского и иностранного языков), проводим конкретыне меры по реализации этого требования.

Основная часть выпускников татарских сельских школ недостаточно хорошо, по сравнению с выпускниками городских школ, знают русский язык. Для совершенствования знаний этой категории студентов в учебном плане предусмотрены практические занятия по русскому языку. Для изучения таких дисциплин как «Русский язык». «Русская литература», «Всемирная литература» отводится значительное время. Преподавание отдельных общественных дисциплин на русском языке также является продолжением совершенствования знаний студентов на русском языке.

Для выпускников русских школ, городских татарских школ и гимназий с 1-го курса вводятся практикумы по татарскому языку, что дает возможность изучить учебные предметы на родном языке.

Важным условием подготовки учителей для малокомплектных сельских школ является расширение профилей специалистов. На факультете английского языка второй специальностью является татарских язык и литература, на факультете татарского языка и литературы вторыми специальностями являются арабский, персидский и турецкий языки; у учителей начальных классов второй специальностью является английский язык в младших классах и организатор детского коллектива.

Подготовка высококвалифицированных учителей для современной школы во многом зависит от правильной и современной ориентации учащихся на педагогические профессии. К сожалению, опыт профориентации и профотбора молодежи, имеющийся в отдельных учреждениях образования, не стал примером для широкой практики. Поэтому у нас учителем может стать любой сумевший поступить и закончить педвуз или педучилище. Отбор студентов определяется, как правило, только вступительными экзаменами, не учитывающими специфики педагогической специальности. Необходим профессиональный отбор абитуриентов, сущностью которого являются диагностирование и прогнозирование способностей и склонностей к педагогической профессии. Эту работу необходимо начать в школе. Исходя из этого одной из серьезных задач деканатов, кафедр и всего профессорско-преподавательского состава ТГГИ является профориентация молодежи на профессию учителя. Именно этой цели служат организованные нами подготовительные курсы в г.Казани, Альметьевске, Зеленодольске, Балтасинском, Сабинском, Муслюмовском и др.районах. Особо хочется отметить успешную работу подготовительных курсов в г.Азнакоево на базе татарской гимназии (директор Р.А.Шаихов), выпускники которых успешно поступают в педагогические вузы.

Последовательно продвигалась в формировании и развитии государственной национально-региональной системы образования, мы на пороге нового столетия начинаем ощущать себя частью открытого общечеловеческого сообщества. Возрождение национальной школы, обновление ее содержания - это одно из стратегических направлений в решении современных проблем образования. Методология развития национальной школы связана с рассмотрением национально-региональной системы образования как явления жизни с диалектикой собственного развития, имеющего глубокие традиционные корни в этнопедагогике, внутренние связи с определяющими ее историческими корнями.

















:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.