'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Гнусарькова М.А.: Престиж профессии - учитель ::
     
():  
:  
-
: , 1 2024

Гнусарькова М.А.: Престиж профессии - учитель

Проблема престижа профессий привлекает внимание учёных-исследователей - тех, кто посвятил себя определенной  профессии, и, конечно, тех, кому предстоит самоопределяться в дальнейшей жизни. Естественно, нас интересует пре¬стиж учительской профессии.
Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризоват¬ь одним словом - «низкий» или «высокий». Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся с понятием «престиж». В педагогическом лексиконе это понятие появи¬лось сравнительно недавно. Что оно означает? В словаре чи¬таем: «nрестиж (франц.) - обаяние, очарование – уважение, авторитет, привлекательность».
Проблемы престижа учительства глубоко изучила социолог ¬Ф. Г. 3иятдинова. Она подчеркивает, что престиж - мно¬гoстороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной зна¬чимости различных объектов;
- это функциональная важность профессии;
- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной про¬фессии;
- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.
Анализируя эти определения, можно выделить основные показатели и характеристики престижа профессии учителя. Прежде всего, отметим, что престиж - это объективно-субъек¬тивнaя  характеристика труда учителя. Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оце¬нок и субъективного мнения о профессии самих педагогов.
По уровню престижности учительская профессия не вхо¬дит первую десятку престижных профессий. Сегодня про¬фессия учителя - одна из самых массовых. Исследователя¬ми выявлено, что массовые профессии редко бывают пре¬стижными. Однако оценка социумом функциональной роли учителя довольно высока в большинстве стран мира. Как отмечалось выше, мировое сообщество в документах между¬народных форумов, конференций, в материалах ЮНЕСКО четко обозначает высокую роль и место учительства в развити¬и интеллектуального потенциала общества ХХI в., его конкурентоспособности в формировании личности, в освоени¬и развитии культуры, во взаимодействии между людь¬ми во взаимодействии человека с окружающей средой.
Общественной мерой признания престижности профессии выступает материальное вознаграждение труда.
Однако в ситуации социальных перемен в российском об¬ществе учитель не удовлетворен социальным престижем. На государственном уровне труд учителя сегодня оценивается низко. Это выражается, прежде всего, в заработной плате, не соответствующей сложному характеру труда педагогов. На¬мечается, но медленно проявляется тенденция к улучшению положения дел в сфере образования. Кроме повышения оп¬латы труда учителям, как и всем бюджетникам, более поло¬вины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки к заработной плате работникам образования. Ад¬министрации регионов, городов стремятся материально улучшить жизнь учителя.
На страницах периодической печати был представлен за¬служивающий внимания опыт социальной поддержки учи¬телей. В Набережных Челнах учителям обеспечены бесплат¬ные проездные билеты; те, кто проработал в школе 25 лет, получают как награду по три оклада; лучшим учителям оформляется бесплатная подписка на периодические изда¬ния, оплачиваются расходы на приобретение методической литературы; жилье предоставляется практически бесплатно.
Таких примеров, к сожалению, не очень много.
Низкий ежемесячный заработок вынуждает учителя под¬рабатывать. Как показали социологические исследования, подрабатывают из состава мужчин-учителей 61 %, из соста¬ва женщин - 65,6 %. Виды подработок разные: имеют до¬полнительную нагрузку в своей школе 44 % учителей - ра¬ботают на полторы ставки; 35 % - на двух ставках или ра¬ботают в другой школе по совместительству; 30,5 % - зани¬маются репетиторством; 9,2 % - работают в коммерческих структурах.
Наряду с подработкой некоторые учителя имеют дополни¬тельные источники жизнеобеспечения (свой приусадебный участок, помощь родителей, родственников и др.).
Исследования показывают, что с учетом реалий жизни благосостояние учителя и связанный с ним престиж профес¬сии изменяются в положительную сторону, но крайне мед¬ленно. Общество остается в неоплатном долгу перед учите¬лями за их подвижнический труд, за их социальное терпение, высокую гражданскую ответственность.
Известный социолог Ф. Р. Филиппов отмечает, что пре¬стиж учителя не может быть обеспечен одним его обществен¬ным положением.
В обществе престиж учителя невысок, но он компенсиру¬ется признанием детей, уважением родителей, положительной¬ оценкой коллег и самооценкой профессиональной дея¬тельности.
Важно обратить внимание на отношение самого учитель¬ства,  к труду, установки самих учителей, их оценку своей профессии.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе. Престиж - это духовная категория, она возвы¬шает учителя в его собственных глазах. Учитель не теряет кительного отношения к своей профессии, к своей дея¬тельности. Более того, как отмечает бывший учитель рус¬ского языка и литературы, а ныне известный социолог Ф.Г.3иятдинова, престиж выполняет функцию регулятора п¬оведения личности, стимулятора активной деятельности человека, направлен на самоутверждение, реализацию творческих способностей, завоевание признания окружающих.
Обратимся к материалам социологических исследований. Из выбравших бы вновь свою же профессию 60 %  учителей удовлетворены результатами своего труда: не - 16 %, частично - 74 %. У 31,5 %, в основном молодых учителей, присутствует желание уйти с работы из-за низкой заработной платы.
На удовлетворенность профессией, на профессиональное чувствие учителей положительное влияние оказывают элементы демократизации, уменьшение жесткой регламен¬тации школьной жизни, возможность реализации творческого ¬потенциала учителя.
Исследования показали, что по сравнению с другими про¬фессиями профессия учителя не лучше и не хуже других ¬считают 54 % учителей; намного лучше других - 25 %; хуже многих - 8 %, затруднились ответить - 13 %, т. е. большинство учителей считают, что их труд нормален и не выдвигают к нему запредельных требований.
Анализируя свой труд, отношение к своей профессии учителя демонстрируют довольно высокий уровень удовлетворенности разными аспектами свой деятельности, за исключением заработной платы. Привлекательность педагогического труда лежит, прежде всего, в сфере духовной и нравственной, связанной с пониманием учителями своей мисси в обществе, с возможностью творческого самовыражения работе. Удовлетворенность своей профессией складывается, из удовлетворения собой как педагогом и межличностным отношениями в коллективе образовательного учреждения.
Удовлетворение от работы, как отмечают ученые, в большей степени способствует долголетию. Заметим, что, по статистике, учителя живут дольше представителей других трудных профессий.
Личностная сторона профессии учителя соединяется подвижничеством. Об этом пишут педагоги Татьяна Ивановна и Иван Федорович Гончаровы в книге «Когда учитель - властитель дум». Учитель-подвижник, творчески относящийся к работе, одержим ею. Это сер¬дечный, добрый человек, любящий детей, школу до самопо¬жертвования. Для такого человека работа с детьми не служ¬ба, а служение, приносящее удовлетворение, радость. Учительница-подвижница говорит о себе: «На работе нечелове¬ческое напряжение, но странно - чувствую себя превосход¬но. Вроде адский труд, а мне легко и хорошо. Покидаю школу - и чахну».
Многие учителя-подвижники на вопрос: «Каким словом, вы определили бы свою работу?» отвечают: счастье, радость, наслаждение, любовь.
С одной стороны, учитель - «мученик» своей профессии, другой стороны, он легко отдается своему призванию. Здесь нет противоречия. Трудности не тягость, не насилие ад собой, а естественный образ жизни. Об этом же пишет и известный педагог-новатор Е. Н. Ильи¬н в книге «Путь к ученику»: «Благодарю судьбу, что в ми¬нуты смятения, измотанности не изменил ребятам, не ушел от них. Да, я радуюсь каникулам, отпуску, выходным дням как отдохновению от ребят, но точно беды боюсь «заслуженн¬ого» отдыха от них».
Таких учителей по-доброму называют «школоманы».
Показателем престижа является мнение коллег о достоин¬ствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах ученик¬ов, родителей.
В педагогических коллективах в большинстве случаев форм¬ируются устойчивые оценки престижности учителя. По дан¬ным социологических исследований, учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональ¬ную компетентность, включающую мастерство, глубокое знан¬ие предмета, умение заинтересовать учащихся, найти путь душам ребят. Как критерии высокого престижа профессии оценивают: общительность 85 % респондентов, отзывчивость, доброжелательность – 77 % , исполнительность – 68 % .
В среде учащихся – свои критерии престижности учите¬ля. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, Человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей, определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и  результатами образованности учащихся.
Для учителя важно признание не только в своем ученическом коллективе. Важно взаимосочетание общественных оценок, внимания государства и личного мнения педагога.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образования в  знаниях как ценности приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, мы  убеждены, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.



Список использованной литературы
1.    Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф., Когда учитель – властитель дум. – М., 2003.- с.48
2.    Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М., 1988. – 46 с.
3.    Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М.: Луч, 1992.
4.    Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 576 с.
5.    Профессия – учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А.Родионова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.