'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Маленький музей больших чудес ::
     
():  
:  
-
: , 2 2024

Маленький музей больших чудес

Гигантские раковины моллюсков, морские звезды разных мастей, окаменелые отпечатки древней жизни, кости мамонтов и даже сушеная кровожадная пиранья - коллекция далеко выходит за рамки только лишь собрания ракушек, а потому называется сейчас "Удивительный мир природы".

Такому разнообразию позавидует любой "серьезный" музей, а этот находится в обычной средней школе №9 и поддерживается энтузиазмом хранительниц всех этих диковинок: учителей географии Язили Баймуратовой и Ольги Ваничкиной.

Началось все почти 10 лет назад благодаря шестикласснице Даше Бобовкиной. Во время изучения темы "Горные породы" любознательная девочка притащила на урок камушек, найденный ею на берегу протоки Камы. А на камне, который оказался известняком, - отпечатки коралла, крохотных ракушек: река выбросила на берег следы древней морской жизни. Подобные находки тут не редкость, как говорится, история под ногами. А потому внимательный и заинтересованный человек может сделать на берегах здешних рек маленькие палеонтологические открытия. Известняки образовались около 250 миллионов лет назад, а до этого на всей территории современной Восточно-Европейской равнины, и Татарстана в том числе, плескалось теплое море. Девочка принесла в школу наглядное тому подтверждение. Так и возник музей ракушек - застывших в камне свидетелей старины.

- Для меня это стало отправной точкой, - вспоминает Язиля Галимзяновна. - Я просто показывала этот кусок породы ученикам, а они говорят: у меня есть такое дома - дети же пытливые, чего только не находят! Я просила приносить, если не жалко. По справочнику вместе идентифицировали отпечатки, узнавали, как назывались, как выглядели эти животные и растения.

И пошло-поехало: дети, родители, учителя, выпускники стали приносить, привозить интересные ракушки, камни, разные древности, так что теперь тут собраны вещицы со всего света. Амазонка, Индия, Куба, Испания, Тунис - это далеко не полная география. Экспонаты занимают несколько стеллажей. Сначала - палеонтологические находки.



- Во дворе школы делали цветник из известняка, учитель труда принес камень с отпечатком большой лапы. Кто его знает, то ли это динозавр, то ли археоптерикс. А вот это я нашла в Ульяновске в экспедиции, будучи студенткой, - учительница показывает причудливые куски породы. - Вот - отпечатки водорослей, перламутра, все нашли на Каме. А это не древние ли морские черви? - Язиля Галимзяновна крутит в руках камень, на котором, если присмотреться, видны завивающиеся "ниточки", такие реалистичные, словно сейчас оживут и расползутся по всей комнате. - Зуб мамонта нашел мой папа на берегу реки Белой. Промывали песок для строительства, и выпала челюсть мамонта. Тащить всю было тяжело, отец взял только зуб. А вот это, - географ указывает на здоровенный "мосол", - тоже мой папа нашел в овраге, скорее всего, берцовая кость мамонта. Окаменелый бивень - его работник нашей школы увидел, гуляя у реки, и принес сюда. Елабуга не только с точки зрения истории, но и геологии очень интересна.

Учителя географии как раз и пытаются выйти за рамки своего предмета и связывать в сознании детей знания из разных областей. Оказывается, в этом музее можно изучать и историю, и физику, и химию, и традиции разных народов. "В каждом драгоценном камне, как в капле воды, отражено все величие природы. Любого из них достаточно, чтобы ощутить верх ее совершенства". Это высказывание римского натуралиста Плиния - девиз другого раздела экспозиции, где собраны интересные камни.

- Внимательно изучив любую горную породу, можно восстановить ее историю, - продолжает Язиля Баймуратова, - Вот обычный кварц и его высшая форма - горный хрусталь. Сравнивая их, дети видят, как растут в природе кристаллы. Тут можно и в химию углубиться, и в архитектуру. Природа мудрее нас. Если ее понять, можно многому научиться. Я говорю детям: Чайковский услышал музыку капель - стал великим музыкантом, Шишкин увидел сосну, нарисовал ее - стал певцом природы. Кто-то понял, как устроена стрекоза, - стал конструктором. Дорога открыта, надо только трудиться.

Показывая янтарь, можно говорить о его растительном происхождении, о его лечебных свойствах, а можно коснуться и истории Янтарной комнаты. Кстати, янтарь и песок здесь еще "дышат" Балтийским морем: на одной из конференций, где дети рассказывали о музее, их подарила, расчувствовавшись, жительница Калининграда, как кусочек родных мест. А вот интереснейший экспонат - песчаная роза Сахары, ее привезла одна ученица из творческой поездки.

- В Северной Африке такую розу передают дочери на свадьбе как частицу семьи. Этот каменный цветок удивительной формы - результат труда природы: ветра и солнца, жары и холода. Так что можно о традициях говорить, а можно - о выветривании горных пород. Бирюза, малахит - с ними связано немало легенд, - продолжает Язиля Галимзяновна, - А еще это источники меди, в Елабуге ведь был медеплавильный завод, и на берегах встречаются зеленые "линзы" - носители меди. Снова и история, и геология. А вот эти огромные стручки акации дети привезли из лагеря "Орленок". Мы говорим: посмотрите, у нас это растение дает небольшие стручки, а там, при хороших условиях, - вот какие!

Добираемся наконец и до ракушек. От разнообразия форм и размеров разбегаются глаза.



Самый большой экспонат - раковина, весящая больше 2,5 килограмма. Мелких ракушек здесь целые россыпи. Витые рапаны, строгие мидии, элегантные морские гребешки, шипастые мурексы... Кстати, экскурсии, которые здесь бывают нередко, проводят сами школьники - 9-классницы Настя Просверякова, Наташа Ваничкина и две Алины - Зиннатова и Зиннатуллина. Они рассказывают удивительные вещи. О самом драгоценном продукте моря - жемчуге, который не что иное, как инородное тело, попавшее в раковину моллюска и "обросшее" перлом, о морских звездах, которые проползают за минуту лишь 15-20 сантиметров, но при опасности "удирают" в два раза быстрее. О кораллах - они в музее есть трех цветов - белого, красного и желтого; о моллюсках каури, раковины которых жители прибрежных районов использовали в качестве денег: например, в Судане одну каури можно было выменять на чашку воды, кусок шашлыка или луковицу. А еще с помощью каури в древности обменивались посланиями: две раковины "лицом" друг к другу обозначали дружбу и мир, отвернутые - вражду, а две каури с перышком - свидание.

Мурекс не менее известен: эта морская улитка стала для людей источником пурпурной краски. Для извлечения 1 грамма такого красителя требовалось переработать около 10000 моллюсков; неудивительно, что получаемый продукт ценился в 10-20 раз дороже золота.

Носить одежду пурпурного цвета и писать пурпурными чернилами, как известно, могла только высшая знать.

- Вероятно, поэтому теперь наши учителя пишут красной пастой, - заключает с улыбкой юный экскурсовод.

Возможно, в будущем музей приобретет новое значение - благодаря именам дарителей. Дети взрослеют, и кто знает, кем они станут. Один из выпускников Данис Назипов сейчас учится на геофаке КГУ и из каждой экспедиции привозит в родную школу мешки подарков, конечно же, образцы горных пород. Есть в музее ракушки Кати Трофимовой, юной супруги известного музыканта Владимира Кузьмина, которая училась в этой школе и была в первом составе музейного кружка.

А еще, оказывается, с помощью географии можно учить жизни.

- Знания, которые мы даем, должны быть применимы в жизни, приближены к ней. Например, изучая тему "Рельефы", ребенок должен понимать, что это - в том числе и равнина, на которой стоит школа, - говорит Язиля Галимзяновна.- Моя цель - не воспитывать супергеологов, а пробудить желание ребенка узнать природу, чтобы он был более любознательным, понимал происходящие процессы, знал, что ничего просто так не происходит, видел окружающую его красоту. Этому учил меня отец, романтик в душе.

И как же эта красота необъятна, если один только маленький музей вместил в себя столько удивительных творений.

http://www.rt-online.ru/numbers/education/?ID=29503

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.