'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Программа модернизации методической службы Республики Татарстанна базе системы РКЦ-ММЦ ::
     
():  
:  
-
: , 27 2024
" . "

Программа модернизации методической службы Республики Татарстанна базе системы РКЦ-ММЦ

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние развития цивилизации принято называть «информационным обществом». Оно характеризуется тем, что самым ценным товаром становится информация, а основным экономическим активом – интеллектуальный потенциал.

Чтобы занять в таком обществе достойное место, России необходимо готовить своих молодых граждан к жизни в информационном мире. Поэтому задача вхождения общей и профессиональной школы в информационное общество является сегодня чрезвычайно актуальной. В ходе решения этой задачи необходимо преодолеть усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и потребностями новой экономики. При этом важно создать механизмы, ориентированные не только на внутренние потребности нашей страны, но и на конкурентоспособность России на мировом рынке. Решение столь масштабной задачи невозможно без информатизации системы образования.

Информатизация системы образования – сложный, многоаспектный, продолжительный по времени процесс. Он затрагивает как культурные образовательные традиции, коренные проблемы философии образования, так и педагогическую практику; требует создания капиталоемкой информационной инфраструктуры, выполнения значительного объема организационно-методической работы и научных исследований. Другими словами, наряду с формированием и развитием современной технологической базы, процесс информатизации включает в себя также изменение содержания, методов и организационных форм всех основных видов деятельности субъектов образовательного процесса:

  • образовательной подготовки,
  • исследовательской деятельности,
  • работы аппарата управления.
Таким образом, для реализации планов информатизации системы образования Республики Татарстан (СО РТ) необходимы объединенные усилия всего педагогического сообщества республики. Необходимо всеобщее осознание того факта, что реальная информатизация каждого образовательного учреждения, каждого рабочего места невозможна без активного, заинтересованного участия в этом процессе преподавателей, администрации, органов управления сферы образования. Нужно преодолеть иждивенческое, потребительское отношение многих преподавателей к информатизации их школ, колледжей, вузов, поскольку никто, кроме самого преподавателя, не сможет внедрить современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в его уроки, лекции, практические и лабораторные занятия. При этом создание необходимых условий для разработки, системного внедрения и активного использования информационных технологий во всех сферах деятельности СО РТ (образовательная деятельность, научные исследования, административное управление) становится сегодня одной из основных задач органов управления образования. Очевидно, что работы по решению этой задачи в первую очередь должны затронуть общеобразовательные учебные заведения, чтобы ориентировать их на изменение существующих педагогических практик, на складывание нового характера взаимоотношений между учителем и учащимся. Чтобы такие изменения произошли, нужны такая образовательная среда, которая стимулирует познавательную активность учащихся и новые постоянно совершенствующиеся способы работы учителя. Для этого нужно создать условия развитию динамичной системы непрерывной переподготовки и методической поддержки педагогов, позволяющая овладеть новейшими педагогическими практиками, инфраструктуры для поддержки и росту инноваций в образовании. На создание указанных условий и направлена «Программа модернизации методической службы Республики Татарстан на базе системы межшкольных методических центров».

СИСТЕМА РКЦ-ММЦ

Особую роль в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО) [1, 2] играют межшкольные методические центры (ММЦ) [3, 4]. Они составляют основу разветвленной инфраструктуры для поддержки информатизации на местах [3, 4]. Главная цель ММЦ – дойти до каждого учителя, сделать всех педагогов надежными и компетентными участниками процесса обновления школы.

Проект ИСО предусматривает создание сети ММЦ, которая включает в себя один Региональный координационный центр (РКЦ) на уровне региона и ряд ММЦ в муниципальных образованиях.

РКЦ – региональный оператор системы. Он поддерживает работу ММЦ, проводит обучение методистов использованию современным информационным коммуникационным технологиям (ИКТ) в образовании и оказывает им необходимую методическую поддержку.

ММЦ, в зависимости от количества прикрепленных к ним учреждениям общего образования и учреждений начального профессионального образования, а также количества педагогических кадров в них, могут быть подразделены на три группы:

  • межшкольный методический центр расширенной комплектации;
  • межшкольный методический центр базовой комплектации;
  • межшкольный методический центр элементарной комплектации.
ММЦ расширенной комплектации являются ресурсными центрами методической службы информатизации образования в регионе. Они создаются в административных центрах, имеющих большое количество школ. Предполагается, что один центр расширенной комплектации сопровождает до 80 образовательных учреждений с общим количеством педагогов в них от 1000 до 2000 человек.

ММЦ базовой и элементарной комплектации предназначены в основном для реализации задач проекта на муниципальном уровне. Количество школ, которое охватывает центр базовой комплектации своей поддержкой, может варьироваться в зависимости от ситуации в конкретном районе: от 20 до 50 школ, общее количество педагогических кадров, прикрепленных к центру базовой комплектации, - от 500 до 1000 человек.

Подробное описание деятельности РКЦ, ММЦ, а также рекомендации по выбору площадок под ММЦ можно найти в работах [3,4].

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Традиционная модель системы повышения квалификации и методической поддержки учителей включает в себя два основных звена: региональные институты повышения квалификации работников образования (ИПКРО) (усовершенствования учителей, развития образования, дополнительного профессионального образования педагогических работников и т.п.) и методические кабинеты (информационно-методические центры) при муниципальных органах управления образованием. В основных своих чертах эта система сложилась более полувека назад и была ориентирована на «унитарную» модель образовательного пространства: единые программы и учебные планы, унифицированные требования к работе учителей, строго вертикальная организация управления и коммуникации. Хотя ситуация в образовательной отрасли кардинально изменилась, содержание и формы работы методической службы во многом остались прежними [4]. Неудивительно, что она зачастую перестала удовлетворять запросы не только учителей общеобразовательных учреждений, но и руководителей образования всего местного сообщества.

Сложившаяся схема повышения квалификации учителей предполагает, что каждый педагог раз в пять лет проходит соответствующую курсовую подготовку «с отрывом от производства». В условиях быстрого обновления содержания образования требований к подготовке выпускников школы этого явно недостаточно. Кроме того, для школ из отдаленных районов, особенно для сельских, такая командировка подчас бывает затруднительной. В результате сельские педагоги оказываются в наименьшей степени охвачены мероприятиями по повышению квалификации, хотя они зачастую нуждаются в этом больше других.

Серьезные нарекания вызывает и содержание предлагаемых курсов [4]. Нередко преподаватели ИПКРО годами не обновляют учебный материал, выносимый на лекции и семинары. Одним из слабых мест является повышение квалификации учителей и школьных администраторов в области использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Следует признать, что ИКТ еще недостаточно используется в деятельности самих ИПКРО.

Районные и городские методические кабинеты являются, как правило, структурными подразделениями местных органов управления образованием, которые в свою очередь являются подразделениями муниципальных администраций. На практике методкабинет нередко выступает в роли отдела роно, а его сотрудники загружены функциями, которые не имеют прямого отношения к методической работе. Материально-техническое оснащение методкабинетов крайне скудно. В итоге качество методической поддержки, которую могут получить учителя, оставляет желать лучшего.

Таким образом, назрела необходимость совершенствования содержания и форм работы в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Важную роль здесь играет насыщение современными средствами ИКТ учреждений, занимающихся повышением квалификации и методической поддержкой школ и педагогов, системное повышение квалификации методистов и технического персонала. Без этого, в современных условиях, они не могут получить оперативный доступ к современной научно-педагогической информации, осуществить дистанционное обучение и методическую поддержку педагогов, наладить обмен передовым опытом и сформировать сетевые педагогические сообщества. Более того, сегодня повышение качества образования напрямую связано с использованием современных ИКТ. Система РКЦ-ММЦ является центральным звеном в решении этой задачи. Здесь складывается новая модель методической службы, которая оперативно реагирует на появление новых педагогических практик, новые запросы учителей и потребности школ. Появление ММЦ позволит сделать повышение квалификации и методическую поддержку работников образования системной, непрерывной, индивидуализированной, обновляющейся. Появляется возможность использовать в этой работе широкий спектр форм организации обучения и профессиональной коммуникации.

ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Отметим, что в Республике Татарстан ведется непрерывная подготовка и переподготовка кадров по использованию ИКТ. Так в период с 2004 по 2005гг. на курсах по информационным технологиям прошло обучение 3700 слушателей, что составляет порядка 10% от общего числа учителей-предметников [5, 6].

В то же время, как отмечено в работе [6], проблема подготовки кадров до сих пор не находит должной, в том числе и материальной поддержки. На сегодняшний день в республике необходимо обучить около 40 тысяч педагогов. При этом необходима систематическая методическая поддержка, особенно для сельских школ. Решение проблем повышения квалификации в таких масштабах невозможно без существенной модернизации всей системы методической службы.

Программу модернизации методической службы РТ условно можно подразделить на IV этапа:

  • Создание основ для функционирования системы РКЦ-ММЦ независимо от финансирования по проекту ИСО средствами региона (01.03.06 – 01.10.06).
  • Образование Регионального координационного центра и разработка нормативно-правовых документов для функционирования системы РКЦ-ММЦ (01.10.06 – 31.12.06). Финансирование из средств проекта ИСО по договору №ELSP/C5/Gr3-16.
  • Запуск работы сети РКЦ-ММЦ на примере 25 межшкольных методических центров (01.01.07 – 01.03.08). Финансирование из средств проекта ИСО по договору №ELSP/C5/Gr3-16.
  • Передача функций РКЦ Республиканскому центру информационно-методического обеспечения и контроля в области образования (РЦИМК) и создание дополнительных ММЦ средствами региона (01.03.08 – 31.12.08).
  • I. Создание основ для функционирования системы РКЦ-ММЦ независимо от финансирования по проекту ИСО средствами региона (01.03.06 – 01.10.06).

    На этом этапе органами государственной власти Республики Татарстан должна быть создана сеть учреждений, финансируемая из бюджета Республики, способная стать основой для развертывания сети ММЦ.

    II. Образование Регионального координационного центра и разработка нормативно-правовых документов для функционирования системы РКЦ-ММЦ (01.10.06 – 31.12.06). Финансирование из средств проекта ИСО по договору №ELSP/C5/Gr3-16.

    Площадкой под РКЦ выбран Центр информационных технологий Казанского государственного университета (ЦИТ КГУ) (Приказ Ректора КГУ №129 от 28.09.06). Этот выбор обоснован тем, что в настоящее время ЦИТ КГУ является не только основным исполнителем внутренних программ информатизации университета, но и крупным региональным центром информатизации сферы образования РТ. Кроме того, являясь ведущим научно-образовательным, информационно-технологическим, организационно-методическим центром РТ, имеющим признанный авторитет в региональной системе образования, ЦИТ КГУ фактически выполняет многие функции регионального ресурсного центра, предоставляя свои методические, информационные, технические и технологические ресурсы большому количеству потребителей. Выступая в этом качестве, ЦИТ КГУ становится «ядром», на базе которого разворачиваются активные процессы формирования единой образовательной информационной среды региона.

    На этом этапе формируется штат РКЦ, разрабатывается Положение о РКЦ, ведется монтаж оборудования в аудиториях, закрепленных за модулями РКЦ.

    Проводится работа по анализу площадок, выбранных под ММЦ в соответствии с картой размещения 25 межшкольных методических центров по республике Татарстан (Рис.1.). Планируется в 18 муниципальных районах открыть 18 Межшкольных методических центров и 7 – в г. Казани. Город Казань разделен на 7 районов (см. Рис.1). В каждом районе планируется одно ММЦ. В зависимости от готовности соответствующих организаций к выполнению функций ММЦ, составляется план открытия ММЦ в муниципальных районах и в городе Казани.

    Для успешной работы ММЦ необходимо провести обучение его персонала, которое должно пройти на базе РКЦ. Тематика курсов обучения, определяется учебно-тематическими планами, разработанными в ЦИТ КГУ.

    Учебно-тематический план №1 ориентирован на директоров и бухгалтеров РКЦ-ММЦ, а Учебно-тематический план №2 на методистов РКЦ-ММЦ.



    Учебно-тематические планы.

    Учебно-тематический план №1

    Контингент обучаемых: директор и бухгалтер РКЦ-ММЦ

    Тема учебного семинара

    Количест-во часов

    Лекции

    Практ. Занятия

    ОДИ

    1. «Проект «Информатизация системы образования» и план его реализации в регионе»

    2

    2

     

     

    2. «Информационное сопровождение Проекта»

    2

     

    2

     

    3. «Договорная схема деятельности РКЦ и ММЦ в регионе и формы отчетности»

    14

    8

    4

    2

    3.1 Требования к организации работ и функциональные обязанности персонала в центрах

    4

    2

     

    2

    3.2 Планирование работ центра и его бюджет

    4

    2

    2

     

    3.3 Финансовая и документальная отчетность РКЦ и ММЦ в рамках Проекта ИСО

    6

    2

    4

     

    4. «Учебно-методическая деятельность системы РКЦ-ММЦ»

    28

    16

    8

    4

    4.1 ИКТ-компетенция работников образования

    2

    2

     

     

    4.2 Организация проведения курсовой подготовки и обучающих семинаров в области использования ИКТ в образовании на базе ММЦ

    6

    6

     

     

    4.3 Методическое сопровождение обучения в центрах. Содержание различных образовательных мероприятий и программ курсовой подготовки педагогов в соответствии с Проектом ИСО в РКЦ и ММЦ

    8

    4

     

    4

    4.4. Организационно-распорядительная деятельность руководителя образовательного учреждения, внутренние нормативы и регламенты

    4

    2

    2

     

    4.5. Техническое сопровождение обучения в центрах. Использование в работе специалистов технических средств и ИКТ-ресурсов центров

    2

     

    2

     

    4.6. Создание презентации РКЦ (ММЦ)

    6

     

    6

     

    5. «Понятие единой образовательной среды региона и страны»

    12

    12

     

     

    5.1 Инфокоммуникационная структура образовательной среды

    6

    6

     

     

    5.2. Электронный образовательный контент

    6

    6

     

     

    6. «Возможности портальных технологий»

    12

    8

    4

     

    6.1. Организация дистанционных образовательных услуг

    6

    4

    2

     

    6.2. Телеконференции, web-семинары

    6

    4

    2

     

    7.«Организация мониторинга результативности Проекта в регионе»

    6

    2

    4

     

    Всего

    72

    46

    20

    6



    Учебно-тематический план №2

    Контингент обучаемых: зам. директора по учебно-методической работе РКЦ-ММЦ

    Тема учебного семинара

    Количество часов

    Лекции

    Практ. занятия

    ОДИ

    1. «Проект «Информатизация системы образования» и план его реализации в регионе»

    2

    2

      
    2. «Информационное сопровождение Проекта»

    2

     2

     
    3. «Договорная схема деятельности РКЦ и ММЦ в регионе и формы отчетности»

    10

    8

     2

    3.1 Требования к организации работ и функциональные обязанности персонала в центрах

    4

    2

     2

    3.2 Планирование работ центра и его бюджет

    4

    4

      
    3.3 Финансовая и документальная отчетность РКЦ и ММЦ в рамках Проекта ИСО

    2

    2

      
    4. «Учебно-методическая деятельность системы РКЦ-ММЦ»

    32

    18

    6

    8

    4.1 ИКТ-компетенция работников образования

    2

    2

      
    4.2 Методологические основы дистанционного обучения

    2

    2

      
    4.3 Организация проведения курсовой полготовки и обучающих семинаров в области использования ИКТ в образовании на базе ММЦ

    6

    6

      
    4.4 Организация проведения основных форм учебных занятий: лекций, консультаций, семинаров, конференций, научно-исследовательских работ по поддержке педагогических инициатив

    6

    2

     4

    4.5 Методическое сопровождение обучения в центрах. Содержание различных образовательных мероприятий и программ курсовой подготовки педагогов в соответствии с Проектом ИСО в РКЦ и ММЦ

    8

    4

     4

    4.6 Техническое сопровождение обучения в центрах. Использование в работе специалистов технических средств и ИКТ-ресурсов центров.

    2

     2

     
    4.7 Создание презентации РКЦ (ММЦ)

    6

     6

     
    5. «Понятие единой образовательной среды региона и страны»

    14

    8

    6

     
    5.1 Инфокоммуникационная структура образовательной среды

    4

    4

      
    5.2. Электронный образовательный контент. Создание мультимедийных образовательных материалов. Создание сайтов.

    10

    4

    6

     
    6. «Возможности портальных технологий»

    10

    6

    4

     
    6.1. Организация дистанционных образовательных услуг

    4

    2

    2

     
    6.2. Телеконференции, web-семинары

    6

    2

    4



    7.«Организация мониторинга результативности Проекта в регионе»

    2

    2

      
    Всего

    72

    42

    20

    10



    Перспективные учебно-тематические планы.

    Информационные технологии в деятельности учителя-предметника
    [Возможные основные темы]

    1. Единая образовательная информационная среда образовательного учреждения. Персональная информационная среда учителя.

    Понятие единой образовательной информационной среды образовательного учреждения (ЕОИС ОУ). Виды обеспечения ЕОИС ОУ: организационное, аппаратно-программное, кадровое. Классификация информационных средств, составляющих ЕОИС ОУ. Проектирование ЕОИС ОУ.

    Организация рабочего места учителя с использованием компьютера

    Основы работы в операционной системе Microsoft Windows. Основы работы в Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

    Проектирование персональной информационной среды учителя.

    Персональная информационная среда учителя как часть ЕОИС ОУ, рекомендации по организации персональной информационной среды.

    2. Основы организации сети Интернет

    Интернет как глобальная компьютерная сеть. Интернет как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации. История развития Интернета.

    Основные понятия компьютерных сетей: среда передачи, топология сети, сетевая технология, протокол, пакетная коммутация. Устройства передачи данных: сетевойадаптер, модем.

    Локальные и глобальные сети.

    Основы организации сетевого взаимодействия. Основы стека протоколов TCP/IP Протокол IP: понятие IP-адреса. Понятие маршрутизации.

    3. Образовательные возможности сервисов сети Интернет

    Изучение основных сервисов сети Интернет. Назначение, область применения в учебном процессе.

    WWW-сервис. Web-ресурсы образовательного назначения. Основные концепции. Цели разработки WWW: концепция «универсальной читаемости» («Universal readership»). История WWW. Понятие гипертекста. Гипертекст как способ организации данных. Понятие и структура Web-документа. Адресация в WWW: понятие URL. Понятие Web-сайта. Протокол HTTP. Понятие и функции Web-клиента. Понятие и функции Web-сервера.

    Работа с программой Microsoft Internet Explorer. Web-интерфейс как универсальная основа представления образовательной информации. Microsoft Internet Explorer: общий обзор интерфейса программы. Загрузка документов по URL. Использование гиперссылок. Приемы сохранения документов. Основные панели инструментов программы Microsoft Internet Explorer. Работа с папкой «Избранное»: добавление и удаление ссылок, создание вложенных папок и перемещение ссылок. Работа с «Журналом». Настройки программы Microsoft Internet Explorer. Web-интерфейс как универсальная основа представления образовательной информации. Web-ресурсы образовательного назначения (обзор основных классов).

    Электронная почта в работе с учащимися .Основы электронной почты Назначение электронной почты. Понятие и структура почтового сообщения. Понятия почтового ящика и почтового адреса. Почтовые протоколы SMTP, POP3, IMAP4. Понятие и функции почтового сервера. Понятие и функции почтового клиента.

    Работа с программой Microsoft Outlook Express. Интерфейс программы Microsoft Outlook Express. Настройка учетных записей. Чтение, создание и отправка сообщений. Управление сообщениями: создание папок, перемещение и удаление сообщений. *Управление сообщениями с помощью правил. Консультирование учащихся по электронной почте. Работа с адресной книгой.

    Web-почта. Бесплатные почтовые серверы. Web-доступ к бесплатным почтовым серверам.

    Образовательные ресурсы сети, доступные по электронной почте. Списки рассылки. Подписка на рассылки образовательной (методической) информации на примерах (www.fio.ru, som.fio.ru, www.mto.ru и др.)

    Использование FTP-сервиса для хранения и обмена образовательной информацией Основы FTP. Протокол FTP и особенности передачи файлов. Использование Web-броузеров для доступа к FTP-серверам, программы-клиенты FTP.

    Образовательные возможности при работе с FTP

    Программы «перекачивания» файлов; создание и использование FTP-хранилищ для обмена учебной и методической информацией.

    Организация работы с учащимися на основе средств коммуникации в Интернете, Телеконференции в работе с учащимися. Структура и принципы организации телеконференций. Протокол NNTP. Web-форумы. Правила работы с конференциями учебного назначения

    Работа с телеконференциями в Microsoft Outlook Express. Подписка на группы новостей. Чтение и отправка сообщений в конференции. Работа с сообщениями конференций: поиск, группировка и удаление сообщений. Управление сообщениями с помощью правил. Организация обсуждений с учащимися учебных тем.

    Аудио- и видеоконференции в работе с учащимися. Характеристика сервисов. Область использования в учебной работе и дидактические возможности.

    Методические аспекты работы с учащимися в WebChat-ах и технологиях Instant Mesenger (ICQ и другие) WebChat-ы, общедоступные чаты образовательного назначения. Правила работы в чатах. Создание чата, организация обсуждений с учащимися учебных тем в чате. Технологии Instant Messenger, сообщество пользователей ICQ, поиск партнёров, формирование «сетевой» команды учителей и учащихся для решения конкретных образовательных задач.

    4. Поиск информации в сети Интернет в деятельности учителя и учащихся

    Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет
    Общие понятия

    Технология поиска информации в Интернет. Информационные ресурсы для учителя и учащихся. Информационно-поисковые системы в Интернет: поисковые каталоги и поисковые машины; глобальные и локальные информационно-поисковые системы.

    Основы поиска информации в WWW.

    Использование возможностей Microsoft Internet Explorer: «поиск из адресной строки» и панель «Поиск». Основы поиска с помощью глобальных и локальных каталогов. Основы поиска с помощью глобальных и локальных поисковых машин. Понятие расширенного поиска. Сравнение результатов, полученных от разных информационно-поисковых систем.

    *Понятие и структура языка запросов

    Понятие языка запросов. Общая структура языков запросов современных информационно-поисковых систем Интернета: логические операторы, операторы расстояния, операторы учета особенностей естественного языка.

    Образовательные ресурсы Интернет как информационно-поисковые пространства.

    Характеристика образовательных ресурсов Интернета как информационно-поисковых пространств. Особенности поиска на различных ресурсах Интернета. Использование средств поиска информации в деятельности учителя и учащегося.

    5. Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск)

    Обзор и тематический поиск образовательных ресурсов Интернета.

    Обзор образовательных ресурсов российского сегмента сети Интернет.

    Официальные образовательные порталы федерального значения. Региональные образовательные порталы. Сайты образовательных учреждений. Образовательные интернет-проекты негосударственных учреждений. Обзор образовательных рубрик крупнейших поисковых каталогов.

    Информационные порталы общего назначения в образовании.

    Энциклопедические и новостные порталы: общий обзор, их значение в образовании. Сайты библиотек: информационные услуги и примеры поиска библиографической информации, инициативные образовательные ресурсы (обзор).

    Обзор и тематический поиск ресурсов по предмету.

    Обзор и классификация предметных ресурсов Интернета. Знакомство с иностранными и международными ресурсами.

    6. Сетевые образовательные сообщества и проекты.

    Понятие сетевого сообщества.

    Интернет – пространство информационных коммуникаций.

    Изучение сетевых сообществ это - изучение возможной формы человеческих сообществ ближайшего будущего.

    Представление о сетевом сообществе, как о виртуальной форме человеческого общения; представления о сообществе типов «один ко многим», «многие ко многим», «многие ко всем».

    Определение сетевого сообщества. Представление об устойчивых (стационарных) и неустойчивых (временных сообществах).

    Примеры сетевых сообществ.

    Сетевые журналы и рассылки.

    Читатели сетевого журнала, получатели рассылок – члены сетевых сообществ. Примеры – Вопросы Интернет-образования, рассылки на subscribe.ru, специализированные рассылки.

    Форумы, телеконференции, чаты, «живые журналы».

    Сходные и различающиеся черты. Образовательные возможности. Примеры: http://uchim.info, http://pedsovet.org, http://center.fio.ru/festival_forum_main.asp

    Дистанционное обучение как форма организации временного сетевого сообщества.

    Представление о дистанционном обучении с формированием групп. Пример: http://dlmsk.fio.ru

    Сообщества авторов и посетителей сетевых хранилищ ресурсов.

    Примеры: Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru), Сеть творческих учителей (http://it-n.ru), Интернет-государство учителей (http://intergu.ru), виртуальные методические объединения.

    Сетевые проекты.

    Дистанционные олимпиады. Конкурсы и фестивали. Фестиваль идей в области образования (http://center.fio.ru/festival.asp). Поддержка и «раскрутка» сетевых сообществ и проектов.

    7. Введение в технологию создания Web-сайтов образовательного назначения и основы языка HTML

    Классификация Web-сайтов образовательного назначения.

    Личные страницы, информационные Web-сайты (сайты учебных заведений, сообществ по интересам, фирм и др.), коммерческие сайты (сайты Интернет-магазинов и т.п.), Web-сайты дистанционного обучения и консультирования.

    Этапы разработки Web-сайта образовательного назначения.

    Планирование, реализация, тестирование, публикация, рекламирование сайта, сопровождение сайта.

    Навигационная схема Web-сайта образовательного назначения.

    Гиперссылки. Навигация по страницам Web-сайта. Базовые схемы навигации: линейная, иерархическая, нелинейная, смешанная.

    Обзор инструментальных средств.

    Инструментальные средства для создания Web-сайта. Инструментальные средства для создания элементов страниц. Инструментальные средства для публикации Web-сайта.

    Основы языка HTML.

    Краткая история создания языка HTML. Понятие элемента и тега. Структура HTML-документа.

    8. Технологические основы создания сайта поддержки учебной деятельности

    Введение в Microsoft FrontPage (Macromedia Dreamweaver).

    Назначение Web-редактора, его компоненты. Инструментарий программы.

    Создание простейшей Web-страницы.

    Создание новой страницы и нового сайта. Ввод текста. Шрифты, типы шрифтов, особенности шрифтов в HTML. Форматирование текста. Списки. Маркированные списки, нумерованные. Выбор кодировки. Установка параметров страницы. Фон. Проверка орфографии. *Активные элементы: кнопки, бегущие строки.

    Гиперссылки.

    Создание гиперссылок. Метки, создание гиперссылок внутри страницы. Создание гиперссылок типа «mailto». Связь страниц сайта с помощью гиперссылок.

    Использование таблиц.

    Создание и редактирование таблиц. Работа с таблицами: добавление и удаление ячеек, объединение и разбиение ячеек. Установка параметров таблицы и ячеек. Особенности использования таблиц для компоновки страниц.

    Графические изображения на Web-страницах.

    Размещение изображений на странице. Создание альтернативного представления изображений. Изображения и гиперссылки. *Создание объектов ImageMap

    Формирование структуры сайта.

    Понятие структуры сайта. Разработка структуры сайта поддержки учебной деятельности. Особенности добавления и включения в структуру Web-страниц. Навигация. Панели навигации. Создание и редактирование навигации по сайту. Проверка структуры по гиперссылкам.

    Публикация сайта в Интернете.

    Услуги хостинга. Платный и бесплатный хостинг. Услуги хостинга НП «Школьный сайт» (http://www.edusite.ru). Способы публикации сайта.

    Семинары для руководителей школ

    1. Основы работы в сети Интернет.

    Основные концепции Интернета. Интернет как глобальная компьютерная сеть. Интернет как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации. История развития Интернета.

    Основные понятия компьютерных сетей: среда передачи, топология сети, сетевая технология, протокол, пакетная коммутация. Устройства передачи данных: сетевой адаптер, модем.

    Локальные, корпоративные, глобальные сети.

    Понятие сервиса Интернет. Основные сервисы Интернет.

    Организационное обеспечение доступа в Интернет. Понятие провайдера. Подключение по выделенным и коммутируемым телефонным каналам. Понятие качества связи. Типовые договоры с провайдерами.

    2. Разработка программ информатизации школ.

    Состав и структура типовой программы информатизации школы. Основные направления информатизации школы. План мероприятий.

    Методические рекомендации.

    Примеры.

    3. Электронные библиотеки: состав, структура, основные принципы организации. Технологии формирования электронных образовательных ресурсов, доступа к ресурсам, системного администрирования.

    Организация доступа к электронным библиотекам (из ММЦ, школ, домашних компьютеров). Платные и бесплатные ресурсы электронных библиотек. Типовые договоры.

    4. Создание школьного сайта силами школьной команды.

    Состав и структура типового школьного сайта. Организация работ по созданию и сопровождению школьного сайта. Основные требования к квалификации администратора школьного сайта.

    5. Единая образовательная информационная среда образовательного учреждения.

    Понятие единой образовательной информационной среды образовательного учреждения (ЕОИС ОУ). Виды обеспечения ЕОИС ОУ: организационное, аппаратно-программное, кадровое. Классификация информационных средств, составляющих ЕОИС ОУ. Проектирование ЕОИС ОУ.

    Организация рабочего места руководителя с использованием компьютера

    Основы работы в операционной системе Microsoft Windows. Основы работы в Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).

    Проектирование персональной информационной среды руководителя.

    Персональная информационная среда руководителя как часть ЕОИС ОУ, рекомендации по организации персональной информационной среды.

    ЕОИС ОУ как составная часть ЕОИС РТ. Участие школы в развитии единой образовательной информационной среды Республики Татарстан. Участие школы в сетевых мероприятиях ЕОИС РТ (конференции, педсоветы, форумы; мониторинг качества обучения; разработка авторских электронных образовательных ресурсов и размещение их в образовательном портале РТ).

    6. Информатизация управления образовательным учреждением.

    Основы работы с системой «Хронограф».

    Повышение квалификации технических специалистов

    (1 семинар)

    Интернет как глобальная компьютерная сеть. Интернет как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации. История развития Интернета.

    Основные понятия компьютерных сетей: среда передачи, топология сети, сетевая технология, протокол, пакетная коммутация. Устройства передачи данных: сетевой адаптер, модем.

    Локальные и глобальные сети

    Основы организации сетевого взаимодействия. Основы стека протоколов TCP/IP Протокол IP: понятие IP-адреса. Понятие маршрутизации.

    Понятие сервиса Интернет Технология клиент-сервер. Протоколы прикладных сервисов. Понятие и структура сервиса. Возникновение и регистрация протоколов и сервисов. Основные сервисы Интернет.

    Система доменных имен (DNS). Организация пространства имен. Домены первого уровня. Доменное имя. Полностью определенное доменное имя (FQDN). Понятия «DNS-сервер» и «Зона ответственности». Порядок разрешения имен.

    Организация доступа к сети Интернет Понятие провайдера. Подключение по выделенным и коммутируемым телефонным каналам. Понятие качества связи.

    Возможные направления дальнейшей учебно-методической работы РКЦ (при условии продолжения проекта)

    1. Построение в рамках системы «РКЦ – ММЦ» системы дистанционного обучения:

    – подготовка руководителей, учителей, тьюторов, технических специалистов к работе в режиме дистанционного обучения;

    – формирование контента силами всех участников проекта (специалисты РКЦ, ММЦ, учителя, методисты, руководители школ): разработка, создание, размещение, сопровождение общедоступных и локализованных (по отдельным школам) электронных образовательных ресурсов.

    2. Организация и проведение подготовки учителей в ММЦ с использованием очной и дистанционной форм обучения.

    I. Запуск работы сети РКЦ-ММЦ на примере 25 межшкольных методических центров (01.01.07 – 01.03.08). Финансирование из средств проекта ИСО по договору №ELSP/C5/Gr3-16.

    На этом этапе РКЦ координирует работы по вводу в эксплуатацию ММЦ, организует их методическую работу и проведение на базе ММЦ курсов повышения квалификации педагогов.

    Все работы на данном этапе модернизации методической службы полностью определяются Техническим заданием к договору №ELSP/C5/Gr3-16 .

    II. Передача функций РКЦ Республиканскому центру информационно-методического обеспечения и контроля в области образования (РЦИМК) и создание дополнительных ММЦ средствами региона (01.03.08 – 31.12.08).

    Четвертый этап характеризуется тем, что система РКЦ-ММЦ начинает функционировать целиком на средства регионального бюджета. При этом роль РКЦ будет выполнять РЦИМК, который в ходе выполнения третьего этапа пройдет соответствующую подготовку. На этом же этапе предусматривается ввод еще 26 межшкольных методических центров, чтоб охватить все муниципальные районы.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • В Республике Татарстан будет сформирована инфраструктура и кадровый потенциал для методической поддержки профессиональной деятельности педагогов и учебной работы учащихся на местах на основе использования ИКТ.
    • Все учреждения общего и начального профессионального образования Республики получат постоянную методическую, информационную и техническую поддержку, а также доступ к современным образовательным информационным ресурсам на базе межшкольных методических центров.
    • Большинство педагогических работников учреждений общего и начального профессионального образования в Республике пройдут обучение на базе системы Республиканский координационный центр - Межшкольные методические центры с использованием учебно-методических материалов нового поколения.
    ЛИТЕРАТУРА.

  • Фрумин И.Д., Соболева Е.Н., Авдеева С.М. и др. Проект «Информатизация системы образования»/ Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М: Локус - Пресс, 2005. – 52 с.
  • Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» / Вопросы образования, №3, Москва 2005,с. 33-53.
  • Цветкова М.С., Столяров Д.Ю., Коваленко С.К. Региональные межшкольные методические центры / Вопросы образования, №3, Москва 2005,с. 201222.
  • Авдеева С.М., Уваров А.Ю., Коваленко С.К., Васильев К.Б. Межшкольные методические центры / Сборник информационно-методических материалов о проекте «Межшкольные методические центры». - М: Локус - Пресс, 2006. – 52 с.
  • Шайхелисламов Р.Ф. Образовательный портал республики Татарстан сегодня и в перспективе/Информатизация образования проблемы и поиски. №1, Казань, 2006. –с. 3-5.
  • Нугуманова Л.Н. Использование информационных сетей и технологий в системе образования республики Татарстан / Информатизация образования проблемы и поиски. №1, Казань, 2006. – с. 10-12.
  • Чугунов В.А. Татарстан на пороге IT – революции в системе образования / Молодежь Татарстана от 28 июля 2006г. №39, с.8.
  • :
    2006
    " -2006"
    1 " -2007"


    © , :
    © , - WebMar.ru
    .