В современном постиндустриальном информационном обществе образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях. Образование не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места, а становится важнейшим средством и ресурсом становления творческой личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к руководителю образовательного учреждения, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ — компетентность. Важно различать ИКТ — грамотность и ИКТ — компетентность. ИКТ — грамотность — это умение «нажимать на кнопки», знание о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети, каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием. ИКТ — компетентность — не только использование различных информационных инструментов (ИКТ — грамотность), но и эффективное применение их в педагогической и руководящей деятельности. Информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ — компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК). Режим управления школой можно представить как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. Он состоит из трёх этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, её анализа и принятии воздействующих решений. Администрация школы должна иметь обязательный минимум информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые она отвечает и на которые призвана оказывать управляющее воздействие. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. В последнее время возникла острая необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, и в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Значительно повысить эффективность управления современной школой, перейти на качественно новый уровень её развития позволяет применение новых информационно-коммуникационных технологий, которые становятся отправной точкой и технологической основой глубокой трансформации учебно-воспитательного процесса и управления образовательным учреждением в целом. Внедрение новых информационных технологий позволяет нам получить необходимую управленческую информацию, которая имеет не усреднённый, а индивидуально-личностный характер, увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. С внедрением новых информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемого не только как управление школой, но и управление процессом обучения каждого учащегося. Наличие актуальной, исчерпывающей и достоверной информации о ходе учебного процесса позволяет перейти от практики заключительного анализа результатов работы, к активному, практически ежедневному мониторингу, позволяющему администрации школы гибко и своевременно реагировать на проявляющиеся как негативные, так и позитивные тенденции. Качественное изменение методов и способов управления школой связано с переходом на автоматизированные рабочие места не только администрации, школьного психолога, библиотекаря, но и учителей, а также созданием принципиально новой системы управления, основанной на активном и гибком управлении учебным процессом на основе мониторинга с помощью компьютерных технологий. В 2006 году школа приняла участие в приоритетном национальном проекте «Образование» и стала победителем, с 2008 года началась реализация проекта «Электронное образование Республики Татарстан». Благодаря полученным грантам стало возможным оснащение учебных кабинетов компьютерным, мультимедийным и интерактивным оборудованием, которые позволяют решать перспективные педагогические и управленческие задачи на базе новейших цифровых технологий. В настоящее время в нашей школе сформирована и постоянно обновляется база данных учащихся, педагогических кадров и одарённых детей; создан банк контрольных, олимпиадных и исследовательских работ, открытых уроков и veb-презентаций; сформировано несколько видов расписания (по кабинетам, учителям, классам); создан, действует и регулярно обновляется школьный сайт, который неоднократно принимал участие в конкурсах различного уровня и становился победителем. Школьный сайт (www.sch113.edusite.ru) стал частью учебно-воспитательного процесса, так как он максимально полно отражает жизнь школы, напрямую информирует общество о своей деятельности, о предоставляемых услугах и их качестве. Это делает школу открытой для диалога. Находясь в едином электронном пространстве с районным отделом образования, городским управлением и Министерством образования и науки РТ нами формируются документы строгой отчетности, личные дела, отчеты по успеваемости, кадровые отчеты и др. Вся годовая отчетность оформляется в электронном виде в программе Барс-мониторинг. Особенность школы состоит в том, что 75 % учебных кабинетов, библиотечно-информационный центр, психологический центр и административный сектор имеют компьютеры, объединенные в единую локальную сеть с возможностью выхода в Интернет. Благодаря этому в рамках школы создана единая среда обмена информации (внутренняя электронная почта, доска объявлений, различные форумы и т. п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Деятельность администрации и педагогического коллектива в данном направлении не ограничивается рамками школы. Ежегодно на базе школы проводятся открытые уроки с использованием ИКТ, работает мастер-класс учителя географии Маркарян Л. В. по обучению учителей республики, слушателей курсов Института развития образования, работе с интерактивной доской. Администрация и педагоги ежегодно принимают участие в районном, городском и республиканском конкурсах «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе» по всем направлениям и становятся победителями. Развитие учительского потенциала является одним из основных направлений президентской инициативы «Наша новая школа». Именно поэтому, а также согласно программы развития информатизации школы, 96 % педагогов были обучены на курсах повышения квалификации по проблеме «Основы информационных технологий». В настоящее время все они владеют ИКТ-компетентностью и активно применяют полученные знания в своей работе. Благодаря компьютерным технологиям учителя, используя прикладные программы по предметам, оптимизируют процесс обучения, а администрация школы — повышает эффективность управления. Информационно-коммуникационные технологии позволили педагогам и учащимся школы с 2004 года участвовать в Международных дистанционных обучающих олимпиадах по математике, информатике, географии, биологии, английскому языку, черчению и становится неоднократными победителями. В 2009-2010 учебном году наша школа приняла участие в республиканском конкурсе «Компьютер — учителю», по итогам которого каждый учитель получил ноутбук. В связи с этим администрация и педагоги стали активными участниками предметных сообществ, на страницах которых делятся опытом своей работы с коллегами. В последнее время активно внедряется форма дистанционного обучения детей на дому, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Регулярно проводятся занятия со старшеклассниками по подготовке их к ЕГЭ, используя сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе с использованием средств ИКТ вносит свой органичный вклад в формирование единого здоровьесберегающего пространства. Именно поэтому одним из приоритетных направлений школы является воспитание здорового человека, приобщение к физической культуре и спорту. Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов в своём послании сделал акцент на укреплении здоровья учащихся. Наша задача пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватных интересам и склонностям. В этом смысле школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Среди жителей микрорайона школа известна своим заботливым и бережным отношением к здоровью детей, комфортной средой обучения, высоким профессионализмом учителей. В 2005 году наша школа вошла в сеть европейских школ содействия здоровью. Свой опыт в области укрепления здоровья учащихся мы имели возможность представить на Европейских конференциях в Германии и Финляндии. Таким образом, в нашей школе создано единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам и другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, которая создаёт условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий. Образовательная ситуация коренным образом изменилась в сторону осмысленности прохождения учениками учебно-воспитательного процесса, большей определенности и целенаправленности действий каждого педагога и педагогического коллектива, достижения большей управляемости учебно-педагогической деятельности школы в целом. Наша школа — школа успешного освоения современных образовательных технологий: коммуникативных, компьютерных, интерактивных. Можно с уверенностью утверждать, что внедрение информационных технологий в учебный процесс способствовало повышению качества образования, совершенствованию системы управления образованием, создало предпосылки более эффективного управления школой, так как мы считаем, что путь к новому качеству образования лежит через информатизацию всего учебно-воспитательного процесса. Сегодня единое информационное пространство школы — это фундамент учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования. Поэтому наша школа будет и дальше расширять границы этого пространства. В новом учебном году основные направления деятельности системы образования школы будут соответствовать задачам Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», инициированной Президентом страны. Будущее нашей школы, наши успехи зависят от качества образования и здоровья учащихся, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Это насущная необходимость развития школы.
И. И. Ахтариева, директор МОУ СОШ № 113 г.Казань О. Г. Родионова, зам. директора по УР МОУ СОШ № 113 г.Казань
|