'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Формирование информационной культуры в школьных библиотеках (Выпуск 1 2011г.) ::
     
():  
:  
-
: , 4 2024
" . "

Формирование информационной культуры в школьных библиотеках (Выпуск 1 2011г.)

Мы  живем  в  очень  сложное,  но  очень  интересное  время,  время  больших  перемен,  больших скоростей, необратимых процессов… Современные исследователи нашу эпоху называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других — «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации».
Эпоха  глобализации  характеризуется  такими  явлениями,  которые  обуславливают  собой неоднозначные  отношения  к  ним.  Как  указывает Н. А. Сляднева: «Осознавая сильные стороны, то есть позитивные моменты влияния новых информационно-коммуникативных  технологий  на сферы  образования  и  состояния  культуры  повседневно, многие ученые испытывают тревогу по поводу негативных тенденций глобализации в целом. К их числу правомерно отнести и такие феномены,  как  информационную  неупорядоченность и  утрату  критериев  отбора  информации.  Намечается явный разрыв между техническим потенциалом  информации  социума  и  личностными  и качественными  характеристиками  глобализации применительно к состоянию культуры [1, с.260].
Ясно одно: мы живем в мире медиа — расширяющейся системы массовых коммуникаций. Медиакультура — особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио — и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD… Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует,  оказывает  воздействие  на  оценки, мнения  и  поведение  людей.  Современный  этап глобализации характеризуется процессом перехода  от  индустриального  общества  к  обществу информационному,  то  есть  к  обществу  знаний. Создание единого информационного пространства обеспечивает доступ к информации во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно, в образовательных. Необходимо формирование новой культуры — информационной, новой этики — этики новых знаний и умений [3, с.3].
Компьютер и Интернет предоставляют человеку возможность реализовать свои творческие идеи, удовлетворить информационные запросы, используя преимущества «виртуального» мира. Бурное  развитие  информационных  и  телекоммуникационных технологий в современном мире в корне меняет представления о задачах библиотек, их месте в обществе. Библиотека должна стать своего рода модулем медиаобразования, в  котором  люди  должны  быть  включены  в  информационное  пространство  и  обучение  сетевой грамотности для сближения людей разного возраста на основе получения и использования знаний в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Расширяются  межкультурные  контакты:  активно  участвуют  в  международных  форумах  и конференциях,  обмениваются  опытом  в  профессиональной сфере, общаются через Интернет, имеют возможность путешествовать по всему миру, повышать квалификацию за рубежом и т. д. Все это предъявляет требования к профессиональной  подготовке  специалистов  во  всех направлениях гуманитарной деятельности, особенно в образовательной.
В настоящее время интенсивно развивающийся  Интернет  становится  эффективным  средством реализации индивидуального творческого потенциала и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Развитие  на  основе  совместных  интересов  как локальных, так и интернациональных сообществ, благодаря легко доступной коммуникации, свободе доступа к информации, динамизирует развитие культуры и общественных связей. Но есть проблемы. Необходима выработка новых образовательных моделей, соответствующих современным требованиям и условиям.
К  перечню  мер  по  обеспечению  современной  школьной  инфраструктуры  следует  отнести  развитие  взаимодействия  образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы:  учреждениями  культуры,  здравоохранения,  спорта,  досуга  и  т. д.  Так,  взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание  учебных  предметов,  но  и  создает ориентиры  для  совершенствования  учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, диалоговых экскурсий и прочих [4, с.16].
Кроме того, нехватка в нашей стране профессионалов в этой области, как практиков, так и теоретиков, особенно в педагогической деятельности, исследующих возможности и специфику новых медиа, чревата отсутствием адекватного понимания  их  реальных  и  потенциальных  возможностей, а также их роли в образовательном пространстве.
Большая  ответственность  ложится  на  учителей, в том числе и на библиотекарей, так как библиотекарь сейчас в школе должен быть настоящим профессионалом в своей деятельности.
Во всех образовательных учреждениях, в том числе и библиотеках, внедряются новые образовательные модели: (обмен индивидуальным и институциональным опытом между российскими и западными преподавателями, библиотекарями):
—  дистанционное образование;
—  междисциплинарные  образовательные программы.
Повышение  уровня  профессионализма  библиотекарей в этой области, а также установление плодотворных контактов между представителями  региональных  российских  сообществ  с целью  объединения  и  реализации  совместных проектов — одна из приоритетных задач образования.
Включение  библиотек  как  равноправного участника  информационного  пространства  в процесс  глобализации  делает  необходимым изучение  на  теоретическом  уровне  проблем международного сотрудничества в области библиотечного дела.
Особая задача школьной библиотеки — формирование информационной культуры участников  общеобразовательного  процесса.  Научившись читать, каждый школьник должен грамотно овладеть  инструментом,  с  помощью  которого добываются знания, необходимая информация, т. е. документ (книга, периодика) как в традиционном его виде, так и в электронном варианте. И чем раньше он овладеет навыками работы с информацией, научится ее добывать, критически  оценивать  и  пользоваться,  приобретет  необходимость  в  постоянном  ее  использовании, тем больше уверенности, что он не потеряется в мире информации.
Поэтому  для  школьных  библиотек  работа  по формированию  информационной  культуры  всех участников  образовательного  процесса,  представляет сегодня задачу первостепенной важности, так как именно в школьной библиотеке можно получить системную информационную подготовку к работе с многообразными современными источниками информации — от книги до Интернета.
«Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека: совокупность  информационного  мировоззрения и  системы  знаний  и  умений,  обеспечивающих целенаправленную  самостоятельную  деятельность  по  оптимальному  удовлетворению  индивидуальных  информационных  потребностей  с использованием как традиционных, так и новых информационных  технологий.  ИКЛ  является важнейшим  фактором  успешной  профессиональной  и  непрофессиональной  деятельности, а  также  социальной  защищенности  личности  в информационном обществе» [2, с.32].
Информационная культура личности человека  является  частью  общечеловеческой  культуры, необходимым звеном образовательной деятельности всех участников учебного процесса, качественной  характеристикой  их  информационной подготовки.
Информационная  культура  личности  выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии  с  информационной  средой  и продолжается всю активную жизнь.
Важным фактором для приобщения библиотек к международному опыту стала деятельность международных фондов и программ (фонд Сороса,  программа  «Открытый  мир»  и  т. д.),  позволившая работающим библиотекам принимать участие  в  международных  мероприятиях,  даже за пределами России.
Большинство  международных  программ  и проектов предусматривает поступление информации об опыте зарубежных стран для российских  библиотек  и  крайне  редко  двусторонний обмен  информацией,  что  усложняет  распространение российского опыта за рубеж. Важной причиной,  тормозящей  этот  процесс,  является незнание иностранных языков, большей частью российских библиотекарей.
Неотъемлемой частью международных связей любого  государства  является  международное сотрудничество в области библиотечного дела. Библиотеки могут гарантировать равноправный доступ к любой информации всех граждан при соответствующем условии своего функционирования. Актуальной становится проблема отбора информации, способствующей индивидуальному  развитию  библиотеки  и  подготовки  кадров, способной этой информацией воспользоваться.
Использование  международного  библиотечного опыта в практической деятельности является основной формой участия библиотек в международных связях.
Школьная  библиотека  работает  не  только  с читателями,  но  и  со  всем  контингентом  обучающихся, причём имеет возможность делать это на протяжении всего срока обучения ребёнка в школе, систематически и целенаправленно. Ведущее направление в работе с детьми — формирование  информационной  культуры,  привитие практических навыков библиотечного пользователя, обучение пользованию информационными ресурсами  любого  типа  и  уровня,  воспитание информационной,  духовно-нравственной  культуры,  развитие  и  социализация  личности  учащихся. В работе с педагогами библиотека наряду  с  информационными  функциями  выполняет задачи  методического  центра  в  сфере  информационного образования учащихся.
Библиотекарь выступает не только организатором индивидуальной и коллективной деятельности  школьников  и  своих  взаимоотношений  с читателями,  но  и  непосредственно  педагогом: междисциплинарным  преподавателем  информационной  культуры,  медиаграмотности,  речевой  деятельности,  воспитателем  духовно-нравственной,  эстетической,  художественной культуры,  развивает  личность  ученика  в  плане самореализации и социальной адаптации. Таким образом,  педагогическая  деятельность  школьной библиотеки — это деятельность по созданию условий для развития учащихся средствами обучения, воспитания и образования, нацеленная на формирование информационной культуры, приобщение к культурным достижениям человечества и становление активной, ответственной, самосовершенствующейся, свободной личности.
Поэтому  работа  по  формированию  информационной культуры всех участников образовательного процесса, представляет сегодня задачу первостепенной важности, так как именно в библиотеке можно получить системную информационную подготовку к работе с многообразными современными источниками информации — от книги до Интернета.
В связи с этим, ведущей педагогической идеей является формирование информационно грамотной личности, которая добывает знания, анализирует и использует информационные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализуется в условиях быстроменяющейся информационной среды.
Литература:
1.  Сляднева  Н. А.  Информация  и  глобализация. Электронный ресурс. Москва, 2003.
2. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных  учреждениях.  Москва, 2003, 295с.
3. Гришина С. М. Международное сотрудничество российских библиотек: историко-теоретические  и  организационно-практические аспекты: Диссертация на соискание ученой степени к.п.н.; Казань, 2006. — 239 с.
4. Медведев Д. С. Наша новая школа. Вестник Образования России. Москва, 2009.- 80 с.

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.