'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Педагогическая поэма Рахматуллина ::
     
():  
:  
-
: , 2 2024

Педагогическая поэма Рахматуллина

Мы не имеем права забывать свое прошлое, в том числе и недавнее - советское. На поверку оказывается, что в огромной стране было немало хорошего, того, что не грех бы позаимствовать и "рыночникам". Система народного образования, например. Может быть, это особенно актуально сегодня, когда педагогика получает приоритет одного из главных национальных проектов.

Предлагаем вашему вниманию очерк о человеке, который в 60 - 90-е годы прошлого столетия создавал эту самую систему народного образования в Набережных Челнах.

На днях он отметил свое 75-летие. Но столь солидного возраста при общении с этим человеком совершенно не ощущаешь. Все в нем - от легкой походки до манеры одеваться - выдает человека активного, не утратившего интереса к жизни, не заслонившегося прожитыми годами от дня текущего. О годах говорят разве что лучики морщинок в уголках глаз, абсолютно белая голова да проницательный взгляд много пережившего человека. Он свежо и интересно мыслит, в оценке происходящего нет горьких причитаний или упреков в адрес нынешней власти, противопоставления своей молодости - молодости нынешней. Не без гордости и в то же время достаточно самокритично говорит о своей профессиональной деятельности, подчеркивая при этом, что любая система общественных отношений ставит действующих в ней людей в определенные рамки, и подходить к нынешнему дню с мерками 70-х годов прошлого столетия - ошибочно, как ошибочно напрочь отвергать опыт тех созидательных лет.

Знакомьтесь: Хамит Абдрахманович Рахматуллин, возглавлял систему народного образования полумиллионного многонационального города в течение более 25 лет, поистине самых бурных в истории Набережных Челнов.

Согласитесь, для этого надо быть человеком недюжинным во всех отношениях, но, прежде всего, самому быть широко образованным. Рахматуллин, без сомнения, таковым и является. А ведь поднялся он на эту вершину исключительно благодаря своему упорству, полной самоотдаче выбранной в юности профессии, стремлению к постоянному самосовершенствованию.

Родина нашего героя - большая татарская деревня Исенбаево - в год его рождения, 1931-й, была отдалена от культурных и промышленных центров многими верстами разбитых дорог да разливами Камы. Тогда деревня только начала оправляться после лихолетья Гражданской войны и периода повального раскулачивания. Борьба между белыми и красными за хлеб Нижнего Прикамья сделала здешние места центром ожесточенных сражений. Да и самих крестьян силой заставляли становиться под ружье то на стороне Колчака, то - флотилии Раскольникова. Так было и с отцом Хамита Рахматуллина. Только счастливая случайность помогла Габдрахман-абыю бежать из колчаковского плена и продолжить род Рахматуллиных, мирных татарских хлебопашцев. Для своего времени он был человеком достаточно образованным, учился в медресе и готовился к служению муллой, а в жены взял девушку практически неграмотную, зато работящую и благовоспитанную. В выборе своем Габдрахман-абый не ошибся. Магинур стала верной, преданной подругой, родившей ему девять детей и выдержавшей все выпавшие на долю семьи испытания. Их шестым ребенком был Хамит.

Ему не исполнилось десяти лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отца по возрасту от призыва освободили, зато назначили председателем колхоза. В тяжелейшем 1943-м из-за раннего наступления зимы и нехватки рабочих рук часть колхозного урожая ушла под снег. За это председатель, агроном и бригадир были репрессированы. Освободился Габдрахман-абый только в конце сороковых годов, будучи совершенно больным. В родную избу уже возмужавший Хамит внес отца на руках. Главу семьи выходили, буквально вернув с того света, но прежней физической формы, так необходимой тогдашнему сельскому жителю, он уже не вернул. Надо ли говорить, сколько слез пролила Магинур-апа, какую ношу вынесла она на своих хрупких плечах, чтобы прокормить, а тем более постараться выучить своих ребятишек. Светлый образ горячо любимой матери, никогда не повышавшей голоса на своих детей, бережно хранит Хамит Абдрахманович в своей душе.

Понятно, что он, его сестры и братья с малых лет трудились, как могли. Поэтому счет трудового стажа Хамита Абдрахмановича фактически начался еще в военные годы. После шестого класса трудовые каникулы затянулись до глубокой осени, так что Хамит совсем было решил подвести черту под образованием. Но учительница математики Закия-апа, встретив своего одаренного и многообещающего ученика, настоятельно попросила этого не делать. Не прислушаться к ее словам Хамит не мог. В ту пору педагог на селе был одной из самых авторитетных и уважаемых фигур. И вопреки всем житейским трудностям, в 1946 году он получил свидетельство о семиклассном образовании. Для тех лет это было серьезным достижением. Последний школьный год многое изменил в представлениях Хамита о жизни, юноша уже не хотел останавливаться на карьере, скажем, колхозного бригадира, а мечтал учиться дальше. Хотя любовь к земле, к селу и его жителям стала неотъемлемой чертой характера этого человека.

В шестнадцать лет Хамит получил паспорт. Правда, паспортистка при заполнении документа допустила ошибку, и он вместо Габдрахмановича стал Абдрахмановичем (внимательный читатель, наверное, уже заметил это разночтение). В 1951 году Рахматуллин окончил Мензелинское педагогическое училище, в 1960-м - Елабужский педагогический институт. Работу педагога начинал в Тойгузинской семилетней школе Мензелинского района. После службы в Советской Армии работал воспитателем Бимского, Янгуловского и Шаршадинского детских домов Агрызского района. В 1958 году его назначили директором Шаршадинской восьмилетней школы, в 1963-м перевели в Набережные Челны на должность инспектора городского отдела народного образования.

О Рахматуллине среди педагогов республики шла добрая слава. За четыре года руководства русско-татарской восьмилеткой Хамит Абдрахманович сумел не только решить массу чисто хозяйственных проблем, но и укрепил преподавательский состав выпускниками Казанского пединститута, открыл при школе учебно-трудовые мастерские, заложил фруктовый сад площадью 1,5 гектара и даже умудрился привлечь к шефству над школой казанский завод "Радиоприбор". Ученики ездили к своим шефам в Казань, и каждая такая поездка для сельских ребятишек была открытием нового. Словом, приглашение на должность инспектора гороно Набережных Челнов было вполне обоснованным. Так он стал челнинцем.

- На новом месте скучать мне не пришлось, - рассказывает Хамит Абдрахманович.- Поселки Зай и Нижнекамск быстро прирастали населением, а значит, и детьми школьного возраста. Я проникся жизнью города, познакомился со здешними педагогами, многие из которых были известны по всей республике. Время летело просто стремительно. В 1965 году Заинск и Нижнекамск отделились от челнинского гороно, а меня утвердили заведующим отдела народного образования Набережных Челнов. Тут уж стало совсем не до сна...

1969 год открыл створы людскому потоку, хлынувшему в 30-тысячный городок со всех концов огромной страны. Уже в следующем году население Набережных Челнов увеличилось вдвое. Руководство городом принял Раис Киямович Беляев и начал оперативно формировать деятельную, боевую команду, своего рода штаб первых руководителей, отвечающих за все сферы городской инфраструктуры. Тем временем Х.А.Рахматуллин, будучи слушателем Московских курсов повышения квалификации заведующих гороно, получил предложение возглавить окружной отдел народного образования Корякии. Это показалось ему, не чуждому романтических настроений, делом интересным. Однако Беляев рассудил по-своему. "Романтика сегодня начинается здесь, в Набережных Челнах, - заявил он категорично заведующему гороно. - Мне нужны хорошие, опытные работники, вас именно так и рекомендовали. Если предпочтете Корякию, будете исключены из партии. Если останетесь здесь, то при достойной работе включу вас в список награжденных за сдачу первой очереди КамАЗа. Это я говорю вам от имени ЦК КПСС!"

Такая постановка вопроса для коммуниста Рахматуллина возможности выбора не оставляла. И уж совсем не о наградах думал он в той ситуации. Но тот факт, что в апреле 1977 года в числе первых строителей КамАЗа Хамит Абдрахманович получил орден "Знак Почета", свидетельствует о высоких человеческих качествах обоих участников пересказанного выше диалога.

Но вернемся в год 1970-й. Тогдашние Набережные Челны не были готовы к приему огромной массы людей. Вдобавок сами молодые строители, порой не имевшие среднего образования, тоже хотели учиться. Чтобы выйти из положения, Рахматуллин начал внедрять систему обучения по месту временного жительства. Классы открывали в палатках, вагончиках. А ведь была еще масса других организационных вопросов.

В условиях нарастания демографического бума Челны вступали в пору активного строительства школ и детсадов. А для Хамита Абдрахмановича начался отсчет "строительного" стажа. Не случайно спустя много лет камгэсэнергостроевцы при встрече спрашивают его, в каком строительном управлении трудился он в семидесятые-восьмидесятые годы.

К первому сентября 1974-го

в городе было введено в строй семь общеобразовательных школ и 13 дошкольных учреждений. По этим показателям Набережные Челны опередили Казань, Уфу, Ижевск и другие города России. В целом о проделанном на этом фланге Рахматуллиным и его соратниками можно судить хотя бы по тому, что в августе 1989 года, когда он завершал свою трудовую вахту на посту руководителя гороно, в Набережных Челнах готовилась к приему учеников 55-я по счету с начала строительства КамАЗа школа, действовали 151 детсад и две школы-интерната.

Конечно, такое не может быть результатом усилий одного человека. Становление и развитие образовательной системы стремительно растущего автограда было плодом совместных усилий партийных и хозяйственных органов, строителей и руководителей заводов КамАЗа. С особой признательностью Хамит Абдрахманович вспоминает министра просвещения ТАССР М.И.Махмутова. Мирза Исмагилович отличался высочайшей эрудицией, исключительной компетентностью в вопросах образования. Он всегда был в курсе событий, происходящих в Набережных Челнах, неоднократно бывал здесь сам. Более 15 лет работы М.И.Махмутова на посту министра стали для образовательной сферы автограда наиболее успешными.

Не менее важным, чем строительство, был вопрос кадрового обеспечения преподавания. Ведь нужно было не просто заполнить штаты, а создать творческие педагогические коллективы, свести на нет факторы, разъединяющие людей, найти факторы объединяющие. Это было непросто.

- Я лично беседовал с каждым вновь принимаемым на работу, - вспоминает Хамит Абдрахманович. - И, кажется, прозорливостью Аллах меня не обидел. Оглядываясь назад, я порой удивляюсь тому, что удалось. Ведь в школы пришли представители самых разных педагогических школ, приверженцы разных подходов к организации учебного процесса, наконец, просто люди разных национальностей. Помню, когда был проведен анализ учительского состава школы

№ 13, первой в Новом городе, то выяснилось, что здесь трудятся педагоги 25 национальностей, питомцы более чем 30 педагогических вузов. И для Набережных Челнов это было не исключением, а правилом.

Сжатые рамки очерка заставляют умолчать о многом из сделанного Х.А.Рахматуллиным для развития образовательной сферы Набережных Челнов. В силу своих обязанностей он причастен к созданию филиала Елабужского государственного педагогического института (ныне Набережночелнинский пединститут) и Института физкультуры. По его инициативе был создан челнинский филиал Татарского института усовершенствования учителей, который в дальнейшем реорганизовался в Институт непрерывного педагогического образования.

Не может не вызывать восхищения и тот факт, что, будучи уже по возрасту пенсионером, Хамит Абдрахманович внес весомую лепту в развитие предпринимательства Набережных Челнов, организовав соответствующие курсы при Фонде содействия развитию малого и среднего бизнеса ОАО "КамАЗ".

Нет, он не отказался от многих своих взглядов коммуниста с 50-летним стажем. В то же время он не был бесхребетным служакой в советские времена, и сегодня его не засосало болото всеобъемлющего критиканства. Он всегда умел видеть главное и работать над его воплощением.

"А как же семья?" - спросит дотошный читатель. При такой занятости "сапожник может оказаться без сапог", а педагогическая работа свестись к командным мерам и на домашнем поприще. В данном случае подобного не произошло. Во-первых, благодаря мудрости героя нашего очерка, глубине его натуры. Во-вторых, благодаря тому, что рядом с ним все эти годы была Ремира Газизовна - любящая, терпеливая супруга, хранительница семейного очага.

С выбором своей суженой он определился в 20 лет. Его признание в любви не было изысканным, но покорило симпатичную, застенчивую девушку убежденной лаконичностью: "Я хотел бы прожить с тобою вместе всю жизнь". Вместе они, одногодки, прожили уже 52 года. Педагог по образованию, Ремира Газизовна понимала мужа с полуслова, была его советчицей в разрешении непростых ситуаций, волновалась вместе с ним перед открытием очередной школы, но никогда не пользовалась преимуществами жены крупного городского начальника. Рядом с ним она прошла все ступени профессионального роста и возглавила первую в городе вспомогательную школу. Ее смело можно назвать одним из основателей коррекционной педагогики Набережных Челнов.

Вместе они вырастили сына. Получив высшее техническое образование, Азат Хамитович более 20 лет проработал на КамАЗе, начав мастером и дойдя до должности заместителя главного инженера одного из заводов автомобильного комплекса. А в начале перестройки он решился на "свободное плавание" в мире рыночной экономики, и у него все получилось. Ныне Азат Рахматуллин является директором по развитию производственного объединения "Начало", одного из наиболее интенсивно растущих предприятий Набережных Челнов. По стопам отца пошел и внук Хамита Абдрахмановича - Рустем. А традиции семьи педагогов успешно продолжает невестка Рахматуллиных - Лейля Вагизовна, она преподает в Набережночелнинском педагогическом институте. Кто знает, может быть, и Рустем найдет свою вторую половину среди молодых учительниц. Пример деда в этом отношении выглядит очень завидно.

http://www.rt-online.ru/numbers/education/?ID=29723

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.