'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов ::
     
():  
:  
-
: , 5 2024

Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов

Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов



От оздоровительного бега - к бегу спортивном



Белышева Р. И., учитель Савалеевской СОШ

Заинского района



Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах.

Введение данного курса в школе предусматривает широкий круг знаний, усвоение которых позволит учащимся осознать значение физической культуры в обществе, успешнее овладеть основами техники физических упражнений, эффективнее укреплять свой организм.

Общий объем курса - 12 часов.

Цели программы:

Создание мотивации к обучению в профильной школе.

Всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности и привычки заниматься физическими упражнениями и на этой основе укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности.

Формирование высоких нравственных, волевых и других личностных качеств, обучение основам техники упражнений.

Задачи программы:

Систематизировать специальные знания учащихся по физической культуре, полученные в основной школе.

Раскрыть содержательные аспекты профильного обучения по физическому воспитанию.

Обеспечить более высокий уровень физического развития учащихся.

Помочь учащимся создать свою индивидуальную систему физкультурно-оздоровительного режима.

При проведении данных курсов нужно систематически контролировать и оценивать знания и умения учащихся. Контроль и оценка знаний и умений целесообразно провести в форме тестирования и соревнований.





Тематический план

¹ п/п

Наименование темы

Количество часов

  Теория

Практика

 Цели и задачи курса. Путешествие в увлекательный мир легкой атлетики.

 1

 Тестирование.

1

 
 О пользе бега. С чего начать?

 1

 Общая физическая подготовка.

4

 
 Дневник физкультурника.

 1

 Техника бега.

2

 
 Гигиена, закаливание, режим питания.

 1

 Участие в соревнованиях.

1

 
 Всего часов:

8

4

 Итого

12

Содержание программы курса

Цели и задачи курса. Путешествие в увлекательный мир легкой атлетики.

Физкультура и спорт. Место и роль физической культуры в жизни человека. Профильная школа и предмет физической культуры. Оздоровительный режим. По страницам истории. Рекорды и рекордсмены. Имена, овеянные славой.

Оборудование: наглядные пособия, демонстрация кинопрограмм, кинокольцовок, книга "Твой Олимпийский учебник".

Тестирование.

Практическое занятие.

Разминка: ходьба, бег, ОРУ. Упражнения-тесты: бег 30 м, поднимание туловища за 30 с, бег 1500 м. Подвижные игры. Упражнения на расслабление.

Инвентарь и оборудование: маты, секундомер, свисток.

О пользе бега. С чего начать?

Выбираем нагрузку.

Благоприятные изменения сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Аэробный и анаэробный способ. Цель разминки. Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения: нагрузка в ускоренной ходьбе и беге, скорость прохождения и пробегания. ЧСС.

Общая физическая подготовка.

Разминка: ходьба, бег, ОРУ (пульс 120 уд/мин). СУ, бег, подвижные игры (пульс 150-160 уд/мин), упражнения на расслабление и дыхание (80-100 уд/мин).

Инвентарь: мяч, секундомер.

Дневник физкультурника.

Дневник самоконтроля. Настроение. Самочувствие. Желание заниматься. Переносимость занятий. Болевые ощущения. Утомление. Переутомление. Средние показатели физического развития. Средние показатели физической подготовленности.

Техника бега.

Вводная часть: правильное представление о технике бега.

Практическое занятие: разминка (ходьба, бег, ОРУ).

Основы техники бега.

Показ, бег по прямой, бег по виражу.

Оборудование: кинограммы, фотографии, рисунки, кинокольцовки.

Гигиена, закаливание, режим питания.

Гигиена физической культуры и спорта.

Закаливание в спортивной практике.

Организация режима дня и его значение для здоровья человека. Минеральные вещества и витамины. Пищевой рацион и режим питания. Питание во время соревнований и в восстановительный период.

Участие в соревнованиях.

Организация соревновании по легкой атлетике.

Список рекомендуемой литературы:

Горшков В.М. Развитие физических качеств / Физкультура в школе. - ¹7-8. - 2003

Лаптев А.П.. Гигиена. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

Лебедев Н.А. Важный для здоровья и общедоступный. / Физкультура в школе. -¹3. -2003

Малков Е.А.. Подружись с королевой спорта. - М.: Просвещение, 1991.

Макаров А.Н., Сирмс П.З., Теинов В.П.. Легкая атлетика. - М.: Просвещение, 1990.

Маршенко М. Здоровый ребенок - хороший ученик. / Спорт в школе. Приложение к газете 1-ое сентября.- ¹13. - 2004.

Самолов Г.Д., Самолов Д.Г. Искать нестандартные пути / Физкультура в школе. -¹6. - 2003

Травин Ю.Г.. Бегай на здоровье. - М.: Советский спорт, 1988.







Спортивная гимнастика

Капустина Ю. Н., учитель физической культуры, средняя школа ¹ 60 г. Набережные Челны



Пояснительная записка

Программа рассчитана для девочек девятого класса, для курсов по выбору предпрофильной подготовки. На обучение курса необходимо 24 часа.

Цель: подготовка к профильной школе.

Задачи:

Воспитание трудолюбия и интереса к спортивной гимнастике, достижение всесторонней физической подготовленности укрепление здоровья (как основы для последующей специализации),

Развитие физических качеств, овладение основами техники гимнастических упражнений, приобретение опыта участия в соревнованиях, усвоение классификационных упражнений.

Основные формы учебной работы:

групповые занятия (теоретические и практические),

участие в соревнованиях,

выполнение индивидуальных заданий,

просмотр соревнований с участием ведущих гимнастов.



Учебно-тематический план курса

¹ п/п

Наименование темы

Количество часов

I

Теоретические занятия:

1

1.

О гимнастике

1

II

Практические занятия:

23

1.

Общая физическая подготовка

4

2.

Специальная физическая подготовка

4

3.

Изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений, элементов акробатики

13

4.

Соревнования

2

 Всего часов:

24

Содержание учебно-тематического плана

I. Теоретические занятия.

О гимнастике.

Женская спортивная гимнастика включает в себя четыре вида многоборья: вольные упражнения(основой современных вольных упражнений являются акробатические элементы и соединения, объединенные связующими элементами в целостные комплексы); упражнения на бревне подразделяются на статические: сохранение равновесия в различных позах, динамические: поддержание равновесия при различных передвижениях и смешанные: сохранение равновесия после поворотов, прыжков, соскоков и др.; упражнения на брусьях разной высоты (выполняются преимущественно маховые упражнения, также характерны различные сочетания оборотов с поворотами и перемахами в висе и упоре); опорный прыжок.



II. Практические занятия.

1. Общая физическая подготовка и 2. Специальная физическая подготовка.

Занятия будут проводиться в виде круговой тренировки и занятия по шейпингу. Общая физическая подготовка - основа развития физических качеств, способностей спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Специальная физическая подготовка - качества и навыки, необходимые гимнастам: быстрота, сила, гибкость, прыгучесть, равновесие и др.

3. Изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений.

Гимнастические упражнения включают в себя: кувырки, колесо, перевороты, шпагаты на правую и левую ногу. Проверка контрольными упражнениями.

4. Соревнования.

Просмотр соревнований "Открытое первенство города".



Список рекомендуемой литературы

Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. - М., 1984.

Гусак Ш.З. Выступают юные гимнасты. / Физкультура в школе. - 2003. - ¹6

Индлер Г.В. Спортивная гимнастика. - М., 1977

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М., 1997

Лисицская Т., Сиднева Л. Аэробика с большой буквы. /Спорт в школе. Приложение к газете 1-ое сентября. -2004. - ¹1, 5, 9

Павлова И.Б., Баршая В.М. Гимнастика с методикой преподавания. - М.,1985.

Петров П.К. Гимнастика в школе. - Ижевск, 1996.



Во имя здоровья

Мязина Е. В., учитель физической культуры

средняя школа ¹ 8 г. Набережные Челны



Пояснительная записка

Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Один из путей раскрытие воздействия некоторых видов спорта на систему формирования здоровья тела и духа. С помощью привлекательных занятий можно создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору дальнейшего профиля обучения. Занятия ритмической гимнастикой предназначены для тех, кто хочет укрепить здоровье с помощью средств физической культуры, движений.

Этот курс предлагается для учащихся 9 классов для занятия на курсах по выбору.

Программа рассчитана на 17 часов и включает разделы:

§ развитие двигательных способностей.

§ развитие координации движений.

§ укрепление здоровья в целом.

Задачи курса:

§ Способствовать нормальному функционированию, как отдельных органов, так и всего организма в целом.

§ Разностороннее, гармоническое развитие школьников.

§ Развитие физических качеств, повышение работоспособности.

§ Пропаганда ритмической гимнастики среди школьников.

В выборе темы и содержания данного курса авторы руководствовались следующими фактами: большой процент детей имеют физические отклонения: нарушение опорно-двигательного аппарата, отклонения в работе дыхательной системы, мышечной системы. и по результатам тестирования, у учащихся регулярно, систематически занимающихся ритмической гимнастикой наблюдается положительная динамика физической работоспособности.

Формы, методы организации:

§ групповая форма,

§ индивидуальная форма,

§ метод круговой тренировки,

§ поточный метод.

Технология обучения:

§ личностно-ориентированный подход в обучении,

§ интегрированное обучение.

Методы и приемы обучения:

§ словесные и наглядные,

§ практические,

§ организация самостоятельной работы на занятиях.

Формы контроля:

§ мониторинг,

§ степ-счет.

Тематический план

¹ п/п

Наименование темы

Всего часов

Количество часов

   Лекции

практика

 Во имя здоровья

1

1

 
 Средства ритмической гимнастики

3

1

2

 Ритмика - дело серьезное

2

1

1

 Медицинское обеспечение

2

2

 
 Методика проведения и организации занятий

2

1

1

 Комплексы упражнений

6

 6

 Уровень физической работоспособности

1

 1

Итого:

17

6

11

Содержание программы

1.Во имя здоровья

- история возникновения ритмической гимнастики;

- актуальность, популярность ритмической гимнастики;

- особенности ритмической гимнастики;

- влияние ритмической гимнастики на организм.

2.Средства ритмической гимнастики

- общая физическая подготовка;

- общеразвивающие упражнения без предметов;

- общеразвивающие упражнения с предметами;

- бег;

- прыжки;

- танцевальные упражнения.

3.Ритмика - дело серьезное

- цель занятий ритмической гимнастикой;

- возрастные группы;

- подбор музыки;

- влияние физической нагрузки на организм (пульс);

- реподаватель ритмической гимнастики.

4.Медицинское обеспечение: медицинское обследование, "аэробные" упражнения, дневник самоконтроля.

5.Методика проведения и организация занятий: место проведения занятий, спортивная форма, комплексы ритмической гимнастики:

а) подготовительная часть комплекса,

б) основная часть комплекса,

в) заключительная часть комплекса.

6.Комплексы упражнений: упражнения для мышц брюшного пресса, упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, упражнения на расслабление, упражнения для укрепления мышц ног, упражнения на развитие силы, упражнения на развитие выносливости, упражнения на развитие ловкости, ритмичности, танцевальности.

7. Определение уровня своей физической работоспособности

эффективность занятий ритмической гимнастикой,

степ-тест.

Рекомендуемая литература для учителей:

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1998.

Дихтерев В.Я. Разминка в движении. / Физкультура в школе. - ¹4, 2003.

Коноров Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1992.

Кузнецова Т.Е. Музыкальные игры. / Физкультура в школе.- ¹8, 2003.

Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос-пресс. 2002.

Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1992.

Шукшина З. Ритмика. - М., 1996.

Рекомендуемая литература для учащихся:

Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Справочник. Ритмическая гимнастика. - М.:Издательство "Московская правда", 1997.

Шукшина З. Ритмика. - М., 1996.





Приложение ¹1

Для определения величины физической работоспособности на 1 кг веса по степ-тесту

 Пульс за 10 сек при подъеме на ступеньку высотой 30 см 20 раз в течение 3 мин (1-я нагрузка)

 15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Пульс за 10 сек при подъеме на ступеньку высотой 30 см 30 раз в течение 3 мин (2-я нагрузка)

18

22,7

             
 19

18,9

21,9

            
 20

16,6

18,2

20,7

           
 21

15,0

16,0

17,3

19,2

          
 22

13,8

14,5

15,3

16,2

18,0

         
 23

13,0

13,5

13,9

14,4

15,3

16,8

        
 24

12,4

12,1

12,9

13,2

13,7

14,4

15,6

       
 25

11,9

2,17

12,2

12,3

12,6

13,0

13,5

14,4

      
 26

11,4

11,6

11,7

11,7

11,8

11,9

12,2

12,6

13,2

     
 27

11,2

11,2

11,2

11,2

11,2

11,3

11,4

11,5

11,7

12,0

    
 28

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

10,8

   
 29

10,5

10,5

10,4

10,4

10,4

10,4

10,3

10,2

10,2

10,1

9,9

9,6

  
 30

10,3

10,3

10,2

10,2

10,1

10,1

9,9

9,9

9,7

9,6

9,4

9,0

8,4

 
 31

10,1

10,1

10,0

9,9

9,8

9,8

9,7

9,6

9,4

9,2

9,0

8,6

8,1

7,2

 32

10,0

9,9

9,8

9,7

9,6

9,6

9,4

9,4

9,1

9,0

8,7

8,4

7,9

7,2

 33

9,8

9,8

9,6

9,6

9,5

9,4

9,3

9,1

9,0

8,9

8,5

8,2

7,8

7,2



Приложение ¹ 2

Оценка показателей физической работоспособности занимающихся

Оценка

Муж

Жен

Выше среднего

свыше 17,0

свыше 12,0

Средние

15,0 - 17,0

10,0 - 12,0

Ниже среднего

ниже 15,0

ниже 10,0





Приложение ¹3

Дневник самоконтроля

Дата проведения занятия

Продолжительность занятия

Показатели веса

Оценка самочувствия

Показатели пульса

Примечание

 начало и окончание занятия

общая продолжительность занятия

вес до начала и после занятия

потеря веса в граммах

до занятия

после занятия

до занятия

в течение занятия и после занятия

 
               
 
суммарные показатели за неделю





Профессионально-прикладно плавание

Сидунова В Л., Белова Т.К. ,

средняя школа ¹ 9, г. Набережные Челны



Пояснительная записка

Профессионально-прикладное плавание является одним из основных направлений плавания и характеризуется приобретением жизненно необходимого навыка - умения плавать, направлено на формирование знаний, умений, навыков и определенного уровня подготовленности, необходимого для профессий, которые связаны с плаванием.

Полученные знания и умения являются основой для специализации в спортивной деятельности и профессионально-прикладной деятельности. Умение плавать необходимо как для поступления в ВУЗы (военно-спортивного профиля), так и для овладения профессиями, связанными с водной средой прямо (инструкторы, тренеры, преподаватели по плаванию, спасатели на воде) или косвенно (педагоги, специалисты реабилитационной и адаптивной физической культуры, военные и др.).

Обучение плаванию, как жизненно необходимый навык, имеет государственное значение, количество несчастных случаев на воде по данным Госкомстата России, достигает 30 тысяч человек, за сезон, уступает только потерям в автомобильных катастрофах.

Таким образом, обучение плаванию является жизненно-важным для каждого школьника. Включение данного программы в предпрофильной подготовке как курса по выбору дает возможность и развитию умения учащихся (т.е. овладению жизненно важным умением), и созданию мотивации к выбору профильного обучения.

Основные задачи курса

1. Овладение жизненно необходимым навыком плавания.

2. Обучение учащихся технике спортивного плавания.

3. Обучение профессионально-прикладному плаванию.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Она предполагает обучение на суше (общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения) и в воде, в виде практических занятий. Теоретические вопросы по упражнениям раскрываются в процессе освоения практических занятий.

По окончании курса, на последнем занятии, подводящем итоги обучения плавания, проводятся контрольные испытания. В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с учащимися о необходимости продолжения занятий плаванием.

Учебно-тематический план курса

¹ п/п

Наименование темы

Количество часов

  Теория

Практика

 Вводное занятие. Общая характеристика плавания.

1

 
 Освоение с водой.

 2

 Техника плавания способом кроль на груди.

 3

 Техника плавания способов кроль на спине.

 3

 Техника плавания способом брасс.

 3

 Техника выполнения стартов.

 1

 Основы прикладного плавания.

 3

 Соревнования по плаванию

 1

 Всего часов:

1

16



Содержание программы

Вводное занятие. Общая характеристика плавания.

Основы техники спортивного плавания. Биохимические основы техники плавания. Правила поведения на воде и требования безопасности.

2. Освоение с водой. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше. Подготовительные упражнения для освоения с водой. Игры на воде. Учебные прыжки в воду.

3. Техника плавания способом кроль на груди. Общая характеристика способа. Положение тела и движения ногами. Движение руками и дыхание. Общее согласование движений. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше. Специальные упражнения в воде.

4. Техника плавания способов кроль на спине. Общая характеристика способа. Положение тела и движения ногами. Движение руками и дыхание. Общее согласование движений. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше. Специальные упражнения в воде.

5. Техника плавания способом брасс. Общая характеристика способа. Положение тела и движения ногами. Движение руками и дыхание. Общее согласование движений. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше. Специальные упражнения в воде.

6. Техника выполнения стартов. Старт с тумбочки. Старт из воды. Техника выполнения поворотов (открытые повороты). Имитационные упражнения на суше и специальные упражнения в воде.

7. Основы прикладного плавания. Плавание в экстремальных условиях. Спасение тонущих. Последовательность действий при спасении тонущих вплавь.

8. Соревнования по плаванию (проплывание заданной дистанции на время). Спасание тонущих (контроль).



Список рекомендуемой литературы

Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999. - (Азбука спорта).

Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: ФиС, 2000.

Обухов А.В. Обучение плаванию: проблему надо решить. / Физическая культура в школе. - ¹6. - 2003

Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. - М.: Высшая школа, 1990.

4. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры /Под редакцией проф. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 1996.

5. Человек и вода. Справочник /Сост. И.Я. Модекин. - Мн.: Полымя, 1984.



История и теория физической культуры

Сидунова В Л., Белова Т.К. ,

средняя школа ¹ 9, г. Набережные Челны



Пояснительная записка

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой дети обладают достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений. Знания приобретаются в процессе занятий физической культурой. Данный курс предлагается для расширения кругозора знаний в области истории и теории физической культуры и заинтересовать учащихся профильным обучением по физической культуре.

Его реализация также призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов мира.



Основные задачи курса

1. Создать условия для подготовки к экзамену по выбору (физическая культура), т.е. по предмету будущего спортивного профиля.

2. Создать условия для подготовки к олимпиаде по физической культуре.

3. Расширение кругозора учащихся.

Программа курса занятий рассчитана на 8 часов. По окончании курса ученик сдает тестирование.

Тематический план

¹ п/п

Наименование темы

Количество часов

  Теория

Практика

1

Культурно исторические основы физической культуры и спорта.

1

 
2

Основы обучения двигательным действиям. Физические упражнения. Терминология.

1

1

3

Основы развития физических качеств.

1

1

4

Основы организации самостоятельных форм занятий. Индивидуальный контроль за! состоянием организма.

 1

5

Основы педагогического и медицинского контроля.

 1

6

Анализ знаний по истории и теории физической культуры.

 1

 Всего часов:

3

5



Содержание программы

1. Культурно- исторические основы физической культуры и спорта.

История физической культуры. Олимпийские игры. Выдающиеся спортсмены-олимпийцы. МОК.

2. Основы обучения двигательным действиям.

Физические упражнения. Терминология.

3.Основы развития физических качеств.

Сила.

Быстрота.

Гибкость.

Выносливость.

4.Основы организации самостоятельных форм занятий.

Индивидуальный контроль за! состоянием организма.

5.Основы педагогического и медицинского контроля.

Первая медицинская помощь при травмах.

Закаливание.

Питание.

6.Анализ знаний по истории и теории физической культуры.

Контрольное тестирование.

Список рекомендуемой литературы

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Academa, 2001.

Матвеев А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

Настольная книга учителя физической культуры. /Под ред.Кофмана Л.Б..- М.: Физкультура и спорт, 1998.

Приглашение в Олимпийский мир /Под общ. Ред. В.С. Родиченко. - М.,1996.

Твой Олимпийский учебник /Под общ. ред. В.С. Родиченко. - М., 1999.

Физическая культура. 8-9 кл. / Под ред. Л.Е. Любомирского. - М., 1998.







Программы элективных курсов для учащихся старшей школы

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА





Шеина М. Н., учитель физической культуры

средняя школа ¹7 г.Лениногорска

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения элективными курсами оборонно-спортивного профиля старшей школы.

Цель курса «Художественная гимнастика» - удовлетворить потребности, интересы школьников, а также гармоническое развитие личности, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья.

Основными задачами курса являются:

уточнить готовность и способность школьников осваивать выбранное направление на повышенном уровне;

расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры;

разностороннее, гармоническое развитие школьников;

совершенствование их физических, моральных, волевых

качеств.

Курс «Художественная гимнастика» построен на принципах развивающего обучения.

Содержание курса отличается от содержания учебной программы общеобразовательных школ. Во-первых, основное его содержание составляют упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера, в то время как на уроках в школе используются упражнения, прежде всего, общеобразовательной направленности. Во-вторых, материал для занятий курса более обширен. Это связано с тем, что одна из задач курса - расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры.

Курс «Художественная гимнастика» ведется только для девочек.

Формой проведения занятий курса является урок, состоящий из подготовительной (10-15 % общего времени урока), основной (75-85 % общего времени урока) и заключительной (5-10% общего времени урока) частей. Средства подготовительной части: строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, короткие танцевальные комбинации, основной - общеразвивающие упражнения на силу, растягивание и расслабление, специальные упражнения для формирования правильной осанки, хореографические упражнения, элементы упражнений с предметами, акробатические упражнения, учебные комбинации, заключительной - различные формы ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, плавные движения руками.

Заканчивается курс соревнованиями (форма отчетности). Это своеобразный экзамен для занимающихся и учителя. Они позволяют подвести итоги определенных этапов учебно-тренировочных занятий, выявить недостатки в подготовке занимающихся, проверить их индивидуальные качества.

Для регулярного контроля можно применять контрольные тесты по физической подготовке. Тест должен состоять из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физического развития, так и уровень специальной подготовки двигательного аппарата для выполнения элементов художественной гимнастики. Ниже даны примерные контрольные упражнения, которые можно использовать для оценки гибкости, развития функции равновесия, ловкости, силы, быстроты у занимающихся:



Наименование

Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость

Гимнастический мост

Измеряется расстояние от кистей до пяток ног (в см)

Равновесие

Из положения стоя на носке одной, другая согнута вперед (носок касается колена опорной), руки вверх

Фиксируется удержание равновесия (в секундах)

Ловкость

Прыжок на двух, вращая обруч назад, из положения обруч в вертикальной плоскости пород телом хватом снизу, руки согнуты

Фиксируется количество прыжков, выполненных за 15 секунд

Сила

Из положения виса на гимнастической стенке поднимание ног до прямого угла

Фиксируется количество выполненных движений

Быстрота

Прыжки толчком двумя через гимнастическую скамейку из положения стоя боком к скамейке

Фиксируется количество прыжков, выполненных за 10 секунд





Учебно-тематический план

¹ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

I

Теоретические знания

4

II

Общая физическая подготовка

3

1

Строевые упражнения

1

2

Общеразвивающие упражнения

1

3

Упражнения из других видов спорта

1

III

Специальная физическая подготовка

12

1

Упражнения для развития гибкости

2

2

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

2

3

Упражнения для развития выносливости

2

4

Упражнения для развития ловкости

2

5

Упражнения для развития равновесия

2

6

Хореографическая подготовка

1

7

Элементы народных и современных танцев

1

IV

Упражнения с предметами

15

1

Упражнения со скакалкой

3

2

Упражнения с обручем

3

3

Упражнения с мячом

3

4

Упражнения с булавами

3

5

Упражнения с лентой

3

Итого

34

Содержание учебного плана

Раздел I. Теоретические знания (4 часа)

Учитель дает теоретический материал по данной теме:

1. Значение физической культуры и спорта и особенности воздействия на организм упражнений художественной гимнастики (час)

2. Сведения по гигиене, самоконтролю (1час)

3. Судейство в художественной гимнастике (1час)

Раздел II. Общая физическая подготовка (3 часа)

Строевые упражнения (1 час).

строевые команды, повороты, построения, виды передвижений, размыкания.

Общеразвивающие упражнения (1 час)

упражнения без предметов (для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног);

упражнения с предметами (с набивными мячами, гимнастической палкой, гантелями);

упражнения на снарядах (на гимнастической скамейке, стенке)

Упражнения из других видов спорта (1час)

легкоатлетические упражнения;

спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч, бадминтон);

подвижные игры.

Раздел Ш. Специальная физическая подготовка (12 часов)

Упражнения для развития гибкости (2 часа)

наклоны вперед, в сторону, назад, мосты, удержание ноги (растягивание с помощью партнера).

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (2 часа)

пружинный шаг, пружинный бег, приседания на двух и одной ноге с отягощением, прыжки из глубокого приседа, прыжки со скакалкой за минимальное время, с двойным вращением, выполнение «присядки», «ползунка», прыжки сгибая ноги вперед и назад.

Упражнения для развития выносливости (2 часа)

прыжки на двух ногах со скакалкой, постепенно увеличивая время, чередование прыжков с одинарным вращением и двойным вращением скакалки. Количество повторений и интервалы отдыха устанавливаются с учетом индивидуальных возможностей каждой школьницы.

Упражнения для развития ловкости (2 часа)

простейшее жонглирование мячом, обручем, двумя мячами, жонглирование в парах, группах, пробегание поодиночке, парами через вращающуюся длинную скакалку.

Упражнения для развития равновесия (2 часа)

ходьба на носках, стойки на носках на определенное время, различные виды равновесий, выпады, повороты переступанием с последующей фиксацией стойки или равновесия, то же, но выполнение поворота с закрытыми глазами, кувырки вперед, назад, соединение кувырков с равновесием.

Хореографическая подготовка (1 час)

упражнения у опоры (позиция ног, приседания, выставление ноги, маховые движения, удержания ноги);

упражнения на середине (изучение позиций рук, переводы рук из одной позиции в другую).

Элементы народных и современных танцев (1час)

шаги галопа, переменный, приставной, польки, вальса.

Раздел IV. Упражнения с предметами (15 часов)

Упражнения со скакалкой (3 часа)

махи и круги скакалкой;

прыжки;

переводы скакалки;

броски скакалки.

Составить комбинацию из изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с обручем (3 часа)

хваты;

повороты;

вращения;

броски;

прыжки;

маховые движения;

перекаты.

Составить комбинацию из изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с мячом (3 часа)

способы удерживания мяча;

броски и ловля;

отбивы мяча;

перекаты мяча;

выкруты мяча.

Составить комбинацию из изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с булавами (3 часа)

способы удержания булав;

вращения;

броски;

перекаты;

мах и круги;

мельницы;

жонглирование.

Составить комбинацию из изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с лентой (3 часа)

махи;

круги;

змейки;

спирали;

восьмерки.

Составить комбинацию из изученных упражнений и совершенствовать ее.











Программа элективного курса для учащихся старшей школы

Дорога в молодость и здоровье

( курс занятий по системе М. Норбекова)



Нилова Г. Ф., учитель физической культуры

гимназия ¹77 г. Набережные Челны





Пояснительная записка

В школьном учебном предмете «физическая культура» до настоящего времени преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше времени уделялось культуре этой деятельности. В процессе модернизации системы образования возникает необходимость интенсификации совершенствования второй составляющей учебного предмета - культуры (движений, внешнего вида, взаимоотношений «учитель-школьник», здоровья). И одним из путей решения данной проблемы может быть включение в школьную физическую культуру различных программ, посвященных развитию культуры в физическом смысле слова. Предложенная программа курса «Дорога в молодость и здоровье», обучающая основам системы сохранения здоровья по методике М.Норбекова, может помочь в этом направлений.

Занятия по уникальной методике М. Норбекова являются общедоступной системой оздоровления, в чем нуждаются учащиеся перегруженные школьной программой. В данном случае этот практический курс можно предложить как элективный курс по профильному обучению в старшей школе для оборонно-спортивного профиля, так как каждый будущий специалист по данному направлению должен, в первую очередь, быть сам здоровым и знать научный подход к системе оздоровления.

Курс рассчитан на 34 часа, в основном состоит из практических занятий (32 часа). Последние 2 занятия посвящаются вопросам решения проблем сохранения здоровья, которые могут проводиться в виде Круглого стола с приглашением специалистов по физической культуре и здоровью, либо в виде спортивно-оздоровительного праздника.

ЦЕЛИ КУРСА:

Совершенствование знаний учащихся по оздоровительным системам.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Воспитание научного подхода с точки зрения здоровья к физической культуре.

Воспитание культуры здоровья.

ЗАДАЧИ КУРСА:

Углубить знания учащихся о взаимосвязи физического здоровья с душевным и психическим состоянием человека, о культуре здоровья.

Раскрыть зависимость состояния здоровья прежде всего от нормального положения позвоночника.

Способствовать формированию научного подхода к физической культуре, ответственного отношения к своему здоровью.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИТЙ:

1.Групповая.

2 .Индивидуальная.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:

1 .Личностно-ориентированный подход к учащимся.

2. Интегрированное обучение (связь с др. предметами: основами безопасности жизнедеятельности и культурой здоровья, химией, биологией, физиологией).

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, используемые на занятиях:

1.Словесные и наглядные методы (объяснение методики выполнения и показ учителем основных упражнений, показ кино-видеофильмов по тематике и т.д.)

2. Практические методы (репродуктивные, творческие, диагностические упражнения)

3.Организация самостоятельной работы на занятиях.

4. Соответствующее музыкальное сопровождение.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, ЗАПОВЕДИ, ЗАПРЕТЫ:

1. К занятиям приступать лишь после полного осмысления и принятия всей душой данных условий.

2.Все упражнения выполняются с любовью к себе.

3.Недопустимо механическое выполнение упражнений.

4.Не перенапрягаться (дозировать нагрузку).

5.Не заниматься усталым, голодным (контролировать свое самочувствие).

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ:

1.Укрепление мышечного корсета позвоночника с помощью специального

А) аутомануального комплекса (массаж биологически активных точек лица и головы)

Б) комплекса упражнений для позвоночника:

шейного отдела

верхне-грудного

нижне-грудного

пояснично-крестцового.

2.Укрепление мышц глаз.

3.Укрепление суставов верхних и нижних конечностей.

4.Тренировка чувств и эмоций

5.Формирование у учащихся потребности к самостоятельным занятиям.

Тематическое планирование программы курса

¹ п/п

Тема

Количество часов

  практика

теория

1.

Позвоночник - ключ к здоровью. Приемы самоконтроля.

 1 час

2.

Медицинский скрининг - контроль на гибкость позвоночника, на зрение.

 1 час

3.

4. Комплексы упражнений: а) аутомануальный комплекс, б) гимнастика для глаз, в) укрепление мышечного корсета и двигательной активности позвоночника: шейного отдела, нижне-грудного, пояснично-крестцового. 5. Укрепление двигательной активности суставов верхних и нижних конечностей: лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных.

29 часов

 
4.

Промежуточный скрининг-контроль на гибкость позвоночника, зрения.

1 час

 
5.

Итоговый скрининг-контроль на гибкость позвоночника, зрения.

1 час

 
6.

Анализ физического и эмоционального состояния по индивидуальным дневникам наблюдения.

1 час

 
7.

Круглый стол или оздоровительно-спортивный праздник «Решение проблем продления молодости, сохранения здоровья в наших руках»

2 часа

 
 Всего

32 часа

2 часа

 Итого

34 часа

Содержание программы курса

 Содержание учебного материала

Описание упражнений

Дозировка

Методические указания

1.

Аутомануальный комплекс (массаж)

1-точку на лбу м/у бровями, 2-по краям крыльев носа, 3-срединная линия м/у нижней губой и верхним краем подбородка, 4-в височной ямке (парные), 5-чуть выше роста волос под основанием черепа, 6-в области козелка (парные)

6-8 раз в каждую сторону

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелки.

2.

Массаж ушных раковин.

1-потягивание ушных раковин сверху вниз, 2-назад, 3-вперед, 4-круговые движения по часовой стрелке, 5-против часовой стрелки.

6-8 раз

Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с умеренной силой.

3.

Гимнастика для глаз.

1-поднять глаза: а) вверх, б) вниз, в) вправо, г) влево. 2- вращение глаз по кругу: а) по часовой, б) против часовой стрелки. 3- «Пальминг»

10-15 раз. 3-5 раз.

Упражнения выполнять без напряжения, не щурясь, играючи. Ладонями закрыть глаза, всматриваться в темноту.

4.

Упражнения для шейного отдела позвоночника:

1-Скольжение подбородком по грудине вниз. 2- «Черепаха»: - наклон головы вперед, - наклон головы назад. 3- Наклоны головы вправо-влево. 4-«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок. 5- «Сова»: поворот головы вправо- влево. 6- «Тыква»: круговые движения головой в одну и в другую стороны.

6-8 раз 6-8 раз. 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз. 4 раза.

Как бы «чистить перышки». Действие с каждым разом усиливаем до упора. Голову втягивать как в «панцирь», не поднимая плеч, затылком касаться спины. Позвоночник прямой, плечи не поднимать. Упражнение выполнять в трех вариантах: а) голова прямо, б) голова наклонена вперед, в) голова наклонена назад. Спина прямая, до упора. Пытаться увидеть все за спиной, спина прямая.

5.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

1-«Нахмурившийся ежик»: плечи вперед, подбородок к груди, - плечи назад, голову назад. 2-«Весы» -левое плечо вверх, -правое вниз. Поменять положение рук. 3-Поднимание и опускание плеч вверх и вниз. 4-Круговые движения плечами вперед и назад 5-Наклоны туловища вправо-влево 6-"Пружина" вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника 7-Скрутка позвоносника - поворот плеч вправо-влево

6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз на 6-8 счетов на 6-8 счетов

Поясница фиксируется. Верхняя часть позвоночника прогибается, как лук Кисти рук на плечах. Голова наклоняется вправо, влево Максимально вытягиваем позвоночник на последнем счете. Руки по швам Движения выполнять энергично, с полной амплитудой Кистями рук попытаемся коснуться подо
:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.