'$cleft' AND cleft<'$cright'"; $result = mysql_query($query); $row = mysql_fetch_array($result); $cleft = $row["cleft"]; echo $name; } function encode($in_str, $charset) { $out_str = $in_str; if ($out_str && $charset) { // define start delimimter, end delimiter and spacer $end = "?="; $start = "=?" . $charset . "?B?"; $spacer = $end . "\r\n " . $start; // determine length of encoded text within chunks // and ensure length is even $length = 90- strlen($start) - strlen($end); $length = floor($length/2) * 2; // encode the string and split it into chunks // with spacers after each chunk $out_str = base64_encode($out_str); $out_str = chunk_split($out_str, $length, $spacer); // remove trailing spacer and // add start and end delimiters $spacer = preg_quote($spacer); $out_str = preg_replace("/" . $spacer . "$/", "", $out_str); $out_str = $start . $out_str . $end; } return $out_str; } function strings_isemail($string) { return preg_match('%[-\\.\\w]+@[-\\w]+(?:\\.[-\\w]+)+%', $string); } function strings_clear($string) { $string = trim($string); $string = stripslashes($string); return htmlspecialchars($string, ENT_QUOTES); } function strings_stripstring($text, $wrap, $length) { $text = preg_replace('%(\\S{'.$wrap.'})%', '\\\\1 ', $text); return substr($text, 0, $length); } function sovp($num) { switch($num%10) { case "1": echo""; break; case "2": echo""; break; case "3": echo""; break; case "4": echo""; break; default: echo""; break; } } ?> Методические рекомендации к учебнику «Общая биология» для 10-11 классов под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица ::
     
():  
:  
-
: , 5 2024

Методические рекомендации к учебнику «Общая биология» для 10-11 классов под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица





Методические рекомендации к учебнику

«Общая биология» для 10-11 классов

под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица





Москва

«Просвещение»

2004





ВВЕДЕНИЕ

Для изучения общей биологии в старшей школе на базовом уровне рекомендуется учебник под редакцией акад. Д.К.Беляева и проф. Г.М.Дымшица “Общая биология” (М.: Просвещение, 2003).

Названный учебник с 1991 года существует в школе и успешно используется учителями и учениками.

В учебно-методический комплект, кроме учебника, входят пособия:

С.С.Красновидова, С.А.Павлов, А.Б.Хватов. Дидактические материалы по общей биологии, 10 - 11 классы. (М.: Просвещение, 2000);

О.В.Саблина, Г.М.Дымшиц, Рабочая тетрадь по общей биологии, 10 - 11 классы. (М.: Просвещение, 1999).

Краткая характеристика содержания учебника

Курс начинается с введения, в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и в заключение- практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества.

Далее следует раздел - КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО. В этом разделе есть четыре главы, где представлены химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации.

Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов.

Следующий раздел - РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. В нем рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения , а также - краткий очерк индивидуального развития. Завершается этот небольшой раздел параграфом «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз. Итак, материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями.

Раздел, посвященный этой теме - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. В начале этого раздела подробно рассматриваются законы Менделя, затем вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. После этого обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, закон Вавилова и отдельным параграфом - наследственная изменчивость человека. Этот параграф иллюстрирован рисунками и фотографиями, доказывающими определяющую роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Следующий параграф демонстрирует важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.

Последние четыре параграфа данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также - клеточная и генная инженерия.

После изучения материала первых трех разделов возникает вопрос , каким же образом возникли все рассмотренные структуры и механизмы. Это не просто важная, но мировоззренческая проблема, поэтому её изучению посвящен большой раздел:

ЭВОЛЮЦИЯ (раздел 4). Вначале дается обзор теорий эволюции Ламарка и Дарвина, но основное внимание уделяется современным взглядам на механизмы эволюционного процесса. Им посвящена целая глава, завершающаяся теорией А.Н.Северцова. После этой теоретической части идет практическое её приложение в виде геохронологической истории развития жизни на Земле, а также - современные взгляды на возникновение жизни.

Завершает раздел глава о происхождении человека, где обсуждается также вопрос о расах и несостоятельности расизма.

Последний раздел учебника - ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. Он посвящен высшему этажу пирамиды жизни - экосистемам. Так и называется первая глава раздела, где достаточно подробно разбираются и анализируются структура сообществ, потоки энергии в них и причины смены экосистем. Завершает главу параграф о практической пользе экологических знаний.

Узнав о функционировании сообществ, учащиеся подходят к изучению высшей экосистемы - биосферы- и знакомятся с учением В.И.Вернадского, которое распределено на три параграфа. В результате у учащихся должен сформироваться образ биосферы как относительно устойчивой, саморегулирующейся экосистемы.

Однако, в последней главе этого раздела и всего учебника, «Влияние деятельности человека на биосферу», авторы показывают на конкретных примерах, насколько уязвима биосфера на самом деле и какие глобальные экологические проблемы должно решить человечество, чтобы не допустить её разрушения.

Завершается учебник тремя приложениями:

Решение задач (по генетике и экологии).

Лабораторный практикум (девять лабораторных работ и одна - полевая).

Краткий словарь терминов.



Таким образом, данный учебник содержит практически все учебные единицы для 10 и 11 классов, указанные в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (ОМС ООП), за редким исключением, что будет отмечено ниже.



Рассмотрим разделы проекта Стандарта, представленного в последнем варианте, доработанном в 2004 г.

Биология как наука, методы научного познания. Все учебные единицы есть в учебнике.

Клетка. Все учебные единицы есть в учебнике.

Организм. Имеются все учебные единицы, за исключением трех: искусственное оплодотворение у растений и животных, индивидуальное развитие человека и этические аспекты клонирования человека. Развитие человека изучается в 9 классе, другие две темы рекомендуется найти в периодической печати или в Интернете, поскольку они просто не успели попасть в учебник в силу своего недавнего появления.

Вид. Все учебные единицы есть в учебнике.

Экосистемы. Все учебные единицы есть в учебнике.



Тематическое планирование

в соответствии с обязательным минимумом содержания

основных образовательных программ



Учебные единицы ОМС ООП

Содержание учебника Общая биология 10-11

Изучаемый материал

Чис-ло ча-сов

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологи-ческих теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Введение.

Стр. 4-7

1

КЛЕТКА.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Раздел 1. Клетка-единица живого. Гл. 2. Структура и функции клетки. § 6.

Стр. 30-34

15 1

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Гл. 1 Химический состав клетки. §§ 1-5. Лаб. работы 2, 3.

Стр. 8-29 Стр. 290-292

5

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

Гл. 2 Структура и функции клетки. §§ 7-9 Лаб. работа 1

Стр. 34-46 Стр. 290.

2

Вирусы - неклеточные формы.

Раздел 4. Эволюция. Гл.13. Развитие жизни на Земле. § 58.

Стр. 215-217

1

Строение и функции хромосом.

Раздел 1. Клетка- единица живого Гл. 2. Структура и функции клетки. § 9. Гл. 5. Размножение организмов. § 17.

Стр.43-44 Стр. 76

2

ДНК - носитель наслед-ственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Гл. 4. Наследственная информация и реализация её в клетке §§ 13-15.

Стр. 58-67

4

Биологические исследования: анализ состава тел живой и неживой природы.

Гл.1 Химический состав клетки. §1. Таблица элементов.

Стр. 11-12

 
ОРГАНИЗМ. Организм - единое целое.

Раздел 2. Размножение и развитие организмов. Гл. 6. Индивидуальное развитие организмов. §22

Стр.91-95

24 1

Многообразие организмов.

Раздел 4. Эволюция. Гл.13. Развитие жизни на Земле. § 57.

Стр. 212-215

1

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Раздел 1. Клетка - единица живого. Гл. 3. Обеспечение клеток энергией. §§ 10-12 Гл. 5. Размножение организмов. §§ 17,19.

Стр. 46-57 Стр. 74-77, 79-83.

2 2

Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных

§ 18 § 20 Гл. 9. Генетика и селекция. § 36.

Стр. 77-79. Стр. 83-86 Стр. 136.

1 1

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Гл. 6. Индивидуальное развитие организма. § 21 § 22.

Стр. 86-91. Стр. 93.

2

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Раздел 3. Основы генетики и селекции. Гл. 7. Основные закономерности явлений наследственности. §§ 23-28.

Стр. 96-114

6

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Гл. 8. Закономерности изменчивости. §§ 30-33. Лаб. работы 5, 8, 9.

Стр. 118-129. Стр. 292-294.

3

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Гл. 9. Генетика и селекция. §§ 34-36.

Стр. 129-139.

3

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Гл.9. Генетика и селекция. § 37.

Стр.141-143

1

Биологические исследования: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Раздел 4. Эволюция. Гл.10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. § 40.

Стр.151-152.



Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Cм. Примечание1.

  
Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач.

Приложение. Решение задач.

Стр.287-289.



Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Интернет. Сайты: www.combiotech.ru www.bioinform.ru www.informnauka.ru





ВИД. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Раздел 4. ЭВОЛЮЦИЯ Гл. 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции §§ 38-39.

Стр.144-151.

17 1

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

§41. Гл. 11. Механизмы эволюционного процесса. §§ 42-46. §§ 47-48

Стр. 159-163. Стр. 163-175. Стр. 175-180

2 3 1

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гл. 17. Влияние деятельности человека на биосферу. § 75.

Стр. 280.

1

Гипотезы происхождения жизни.

Гл. 12. Возникновение жизни на Земле. § 50-51.

Стр.184-189.

1

Отличительные признаки живого.

Введение.

Стр.4-5

1

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Гл. 13. Развитие жизни на Земле. §§ 52-56.

Стр. 189-212.

2

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Гл.14. Происхождение человека. §§ 59-63.

Стр. 222-240.

2

Биологические исследования: Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Гл. 11. § 49. Рис. 61. Гл. 11. § 47. Рис. 58, 59. Гл. 12. §§ 50-51

Гл. 11. § 49. Рис. 61. Гл. 11. § 47. Рис. 58, 59. Гл. 12. §§ 50-51
Стр. 182. Стр. 176 Cтр. 184-188



ЭКОСИСТЕМЫ. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Раздел 5. Основы экологии Гл. 15. Экосистемы. §§ 64-69.

Стр. 241-260. Стр. 257-260

13 3

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Гл. 16. Биосфера. Охрана биосферы. §§ 72-74. Гл. 17. Влияние деятельности человека на биосферу. §§ 75-76.

Стр. 266-273. Стр. 273-286.

3 3

Биологические исследования Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Лабораторный практикум. Полевая работа Можно провести в процессе полевой работы и § 67 рис. 97.

Стр. 295 Стр. 251

4

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Гл. 15. § 70. Можно изучать по учебнику Ю.И. Полянского (Общая биология, 10-11 кл., М. «Просвещение», 1977 г.) Гл. 15, § 67, задача № 6. Гл. 17, § 76, задача № 1. Можно провести в процессе полевой работы, а также гл. 15. § 69. Гл.17, § 75.

Стр. 261-263 стр. 255 и 286, 289 Стр.258-259. Стр.274-281.

 




Практически весь минимально необходимый базовый учебный материал

имеется в рекомендуемом учебнике, но, если учитель захочет дать некоторые разделы на более глубоком уровне (например, генетику, биотехнологию, современные методы селекции, экосистемы и учение о биосфере), он может воспользоваться дополнительной литературой.

Рекомендуемая дополнительная литература:



Общая биология. Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии в школе под редакцией акад. В.К.Шумного, проф. Г.М.Дымшица и проф. А.О.Рувинского.

Москва, «Просвещение», 1995.

Экология. Учебное пособие для 9 -11 кл. общеобразовательной школы. Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. М. «Школа-Пресс». 1996.





В учебнике также имеется материал, не подлежащий изучению в рамках обязательного минимума. Учитель, однако, может использовать его в качестве дополнительной информации на спецкурсах. Это следующие страницы.

§12. Биологическое окисление при участии кислорода. Стр.54.

§14. Образование информационной РНК по матрице ДНК.

Стр.61- 62.

§16. Регуляция транскрипции и трансляции. Стр.67-70.

§35. Методы современной селекции. Стр.135.

§36. Искусственный мутагенез в селекции. Стр.138-139.

§37. Успехи селекции. Стр.139-140.

§40. Доказательства эволюции. Стр.151-158.

§49. Основные направления эволюционного процесса. Стр.180-183.



Примечание 1: Там, где в тематическом планировании не указаны часы на проведение биологических исследований, подразумевается, что данные работы можно провести в рамках соответствующих уроков. Задание для исследования после раздела «Организм» по выявлению источников мутагенов в окружающей среде не отражено в учебнике по той простой причине, что его невозможно выполнить на школьном уровне.

Там, где в тематическом планировании не указаны часы на проведение биологических исследований, подразумевается, что данные работы можно провести в рамках соответствующих уроков. Задание для исследования после раздела «Организм» по выявлению источников мутагенов в окружающей среде не отражено в учебнике по той простой причине, что его невозможно выполнить на школьном уровне. Примечание 2. Отдельно хочется сказать следующее. В стандартах курс рассчитан на 70 часов. Но в действительности при этом не учтены каникулы и праздники. Кроме того, многие школы практикуют сейчас в старших классах зачетные недели в конце декабря и мая. Соответственно, уроки в это время не проводятся. Учитывая всё это, реально надо планировать не более 60 учебных часов в год (исходя из двух уроков в неделю), оставляя хотя бы 3-5 часов резервных. Очевидно, что за это мизерное время совершенно невозможно достичь тех целей, которые декларируются в преамбуле стандартов. В те годы, когда писались все учебники по Общей биологии, на неё отводилось 140 (СТО СОРОК) часов. Теперь предлагается, чтобы ТОТ ЖЕ ОБЪЕМ МАТЕРИАЛА был изучен за срок, ВДВОЕ МЕНЬШИЙ. Безусловно, даже самые талантливые учителя не в состоянии этого сделать КАЧЕСТВЕННО. Следует признать поэтому, что наблюдающаяся тенденция уменьшать время на изучение естественных наук требует разработки НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ их преподавания.

Отдельно хочется сказать следующее. В стандартах курс рассчитан на 70 часов. Но в действительности при этом не учтены каникулы и праздники. Кроме того, многие школы практикуют сейчас в старших классах зачетные недели в конце декабря и мая. Соответственно, уроки в это время не проводятся. Учитывая всё это, реально надо планировать не более 60 учебных часов в год (исходя из двух уроков в неделю), оставляя хотя бы 3-5 часов резервных. Очевидно, что за это мизерное время совершенно невозможно достичь тех целей, которые декларируются в преамбуле стандартов. В те годы, когда писались все учебники по Общей биологии, на неё отводилось 140 (СТО СОРОК) часов. Теперь предлагается, чтобы ТОТ ЖЕ ОБЪЕМ МАТЕРИАЛА был изучен за срок, ВДВОЕ МЕНЬШИЙ. Безусловно, даже самые талантливые учителя не в состоянии этого сделать КАЧЕСТВЕННО. Следует признать поэтому, что наблюдающаяся тенденция уменьшать время на изучение естественных наук требует разработки НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ их преподавания.

Учитель высшей категории

с 25-летним педагогическим стажем

Карповская Елена Викторовна

:
2006
" -2006"
1 " -2007"


© , :
© , - WebMar.ru
.