ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Модель №2
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция для учащихся
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.
Часть 1 - ПОДРОБНОЕ изложение прочитанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 80 минут.
Часть 2 - чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми заданиями. Вам предлагается сравнить содержание из прослушанного и прочитанного текстов.
Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты.
Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 40 минут.
Часть 3 состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу на основе прослушанного и прочитанного текстов (сочинение-рассуждение).Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том в том порядке, в котором они даны.
Не забудьте, что за час до окончания экзамена вы будете иметь возможность пользоваться словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Не забудьте, что за час до окончания экзамена вы будете иметь возможность пользоваться словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!
Модель 2
Часть 1
Прослушайте текст, озаглавьте его и напишите подробное изложение.
|
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4.
|
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... (3) Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10)Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(по В. Солоухин)
Задания 1-4
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1)
| Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.
| 2)
| Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
| 3)
| Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
| 4)
| Нужно беречь и охранять природу.
|
2. В каком предложении текста В.Солоухина употреблен фразеологизм?
3.Какое значение имеет слово « экзотический» в прочитанном тексте
( предложение ¹ 17)?
1)
| Искусственный
| 2)
| Расположенный на экваторе
| 3)
| Необычный, диковинный
| 4)
| никем не изученный
|
4.Какие средства выразительности НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ в предложении ¹ 9?
1)
| Олицетворение
| 2)
| Гипербола
| 3)
| Синонимы
| 4)
| эпитеты, анафора
|
Часть 3
Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.
Модель 2
Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы в целом и отдельных заданий
Часть 1
1.1.Текст изложения
Часть 1
1.1.Текст изложения
Текст изложения
...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - совсем не знаю почему - вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.
(К. Г. Паустовский)
1.2. Выполнение первой части работы - написание подробного изложения позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.
Выполнение первой части работы - написание подробного изложения позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов. Таблица 1
¹
| Критерии оценки
| Баллы
| I
| Содержание изложения
| | К 1
| Понимание содержания исходного текста
| | | А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли исходного текста, отражает ее в изложении без искажений.
| 1
| | В) Основная мысль исходного текста не нашла отражения в изложении.
| 0
| | | | К 2
| Отражение в изложении содержания исходного текста
| | | А) Содержание текста передано без искажений. Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют.
| 2
| | Б) Имеются отдельные нарушения в передаче информации и/или допущены фактические ошибки.
| 1
| | В) Содержание исходного текста передано с искажением или не передано вовсе.
| 0
| | | | | Максимальное количество баллов за содержание( К1-К2)
| 3
| II
| Речевое оформление изложения
| | К 3
| Соответствие работы учащегося типу речи исходного текста
| | | А) Работа учащегося соответствует типу речи исходного текста.
| 1
| | Б) Создан текст иного типа речи.
| 0
| | | | К 4
| Композиционная стройность работы учащегося
| | | А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи.
| 2
| | Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований.
| 1
| | В) В работе учащегося отсутствует логика в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи.
| 0
| | | | К 5
| Отражение в работе речевых особенностей исходного текста
| | | А) Работа учащегося передает речевые особенности исходного текста.
| 2
| | Б) Имеются отдельные нарушения стилистических особенностей текста.
| 1
| | В) Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы.
| 0
| | Максимальное количество баллов за речевое оформление изложения
речевое оформление изложения | 5
| | Максимальное количество баллов
| 8
| Часть 2
2.1.Текст для чтения
Текст для чтения(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... (3) Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10)Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(по В. Солоухину)
2.2. За верное выполнение заданий 1-4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, - 4 балла.
За верное выполнение заданий 1-4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, - 4 балла.2.3. Тестовые задания с ответами
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1)
| Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.
| 2)
| Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
| 3)
| Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
| 4)
| Нужно беречь и охранять природу.
| //Ответ: 3
2. В каком предложении текста В.Солоухина употреблен фразеологизм?
//Ответ: 4
3.Какое значение имеет слово « экзотический» в прочитанном тексте
( предложение ¹ 17)?
1)
| Искусственный
| 2)
| расположенный на экваторе
| 3)
| необычный, диковинный
| 4)
| никем не изученный
|
//Ответ: 3
4.Какие средства выразительности НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ в предложении ¹ 9?
1)
| Олицетворение
| 2)
| Гипербола
| 3)
| Синонимы
| 4)
| эпитеты, анафора
| //Ответ: 2
Часть 3
Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого по объему сочинения (не менее 70 слов) на основе информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, - оценивается по следующим критериям:
экзаменационной работы - написание небольшого по объему сочинения (не менее 70 слов) на основе информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, - оценивается по следующим критериям:
Таблица 2
¹
| Критерии оценки
| Баллы
| I
| Содержание сочинения-рассуждения
| | Р 1
| Понимание содержания исходного текста
| | | А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передает ее в сочинении.
| 2
| | Б) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, но поверхностно отражает ее в сочинении.
| 1
| | В) Основная мысль, объединяющая прослушанный и прочитанный тексты, не нашла отражения в сочинении или понимание учащимся основной мысли выражается в пересказе исходных текстов.
| 0
| | | | Р 2
| Правильность фактического материала
| | | А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют.
| 1
| | Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки.
| 0
| | | | Р 3
| Выражение собственного мнения по проблеме
| | | А) Ученик выбирает версию авторов или доказывает свою оригинальную версию, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.
| 2
| | Б) Ученик выбирает версию авторов или выдвигает свою оригинальную версию, но не приводит аргументов.
| 1
| | В)Ученик или только заявляет о своей позиции(«я согласен / не согласен с авторами»), или вообще никак не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного.
| 0
| | | | | Максимальное количество баллов за содержание( Р1-Р3)
| 5
| II
| Речевое оформление сочинения-рассуждения
| | Р 4
| Соответствие работы учащегося заданному типу речи (сочинение - рассуждение)
- рассуждение) | | | А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи.
| 2
| | Б)Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения ( аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т.п.).
| 1
| | В) Создан текст иного типа речи.
| 0
| | | | Р 5
| Композиционная стройность работы учащегося
| | | А) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи.
| 2
| | Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований.
| 1
| | В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи.
| 0
| | | | Р 6
| Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения.
| | | А) Учащийся реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные.
| 2
| | Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей.
| 1
| | В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован.
| 0
| | Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения
| 6
| | Максимальное количество баллов
| 11
| Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки грамотности учащегося:
Таблица 3
¹
| Критерии оценки грамотности учащегося
| Баллы
| Г1
| Соблюдение орфографических норм
| | | А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая)
| 2
| | Б) не более 4
| 1
| | В) более 4
| 0
| | | | Г2
| Соблюдение пунктуационных норм
| | | А) пунктуационных ошибок нет или 1
| 2
| | Б) не более 4
| 1
| | В) более 4
| 0
| | | | Г3
| Соблюдение грамматических норм
| | | А) грамматических ошибок нет или 1
| 2
| | Б) не более 2
| 1
| | В) более 2
| 0
| | | | Г4
| Речевые ошибки
| | | А) нет или 1
| 3
| | Б) не более 3
| 2
| | В) 4-5
| 1
| | Г) более 5
| 0
| | Максимальное количество баллов
| 9
|
При оценке грамотности (Г1-Г4) следует учитывать объём сочинения.
Если объем сочинения составляет 70 - 150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице ¹3.
Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1-Г4.
При оценке сочинения объёмом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1,Г2,Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г3 - не более 1.
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, -32 балла.
|
|
|