имя (логин):  
пароль:  
регистрация
Главная Тесты ЕГЭ Книги Ресурсы Веб-каталог Форум О портале
сегодня: среда, 19 декабря 2018
Образовательные ресурсы

Создание лицейского медиацентра в рамках реализации программы развития лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете Вахитовского района г. Казани

Вернуться в рубрику Образование в области техники и технологий

Каждый ребенок имеет право на образование, достойное XXI века, и доступ к образовательным технологиям XXI века".

Парадигма современного образования понимается как развитие универсальных свойств, необходимых для успешной жизнедеятельности человека в окружающей его культурной среде и конкретной эпохе. Всеобщей формой освоения культурных ценностей является образование. Отсюда определены требования к содержанию образовательных программ: они должны быть "...направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации подрастающего человека к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (ст.9 Закона "Об образовании").

В связи с имеющимся огромным потенциалом для расширения возможностей в образовании путем эффективного использования новых аудио-визуальных, информационных и коммуникационных технологий творческая группа педагогов, учащихся нашего лицея совместно с учеными Казанского государственного университета, при поддержке представителей кампаний, продвигающих электронные технологии в системе образования, создали проект "Лицейский медиацентр", который занял центральное место в Программе инновационного развития лицея до 2010 г.

Назначение проекта - освоение инноваций в сфере образования и формирование рынка конкурентоспособной продукции (качественного современного образования одаренных детей Республики Татарстан) - соответствует миссии лицея [1]. Понятие "инновация" (лат. In -в, novus - новый) трактуется нами как нововведение [2], т.е. как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [3].

Реализация проекта является средством интеграции и мобилизации всех его ресурсов (кадровых, информационно-методических, материально-технических) для достижения цели лицейской образовательной программы - повышение качества и эффективности образования одаренных детей, и условием ее проектирования в реальный учебно-воспитательный процесс.

Приоритетная задача проекта "Лицейский медиацентр" - освоение субъектами лицейского образовательного пространства новых видов аудио-визуальных, информационных и коммуникационных технологий и их эффективное использование - решается в соответствии с целями Программы развития лицейского образования.

Проект в составе Программы развития лицея на в 2006 году стал победителем грантового Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, заслужив самую высокую оценку: 250 баллов из 250 возможных. Победа в конкурсе обеспечила его финансирование в размере одного миллиона рублей. Средства были потрачены в соответствии с замыслом проекта: на улучшение материально-технической базы 930 тысяч рублей; на повышение квалификации педагогических кадров (что является необходимым условием продвижения электронных технологий в образовательный процесс) - 50 тысяч рублей; на создание медиатеки - 20 тысяч    рублей.

Заостряя внимание на вопросе улучшения материально-технической базы, стоит обратить внимание на то, что мы ставили цель приобрести оборудование для лицейской типографии и современного мобильного конференц-зала. Данное оборудование стало ресурсным обеспечением многих коллективно-творческих дел в лицее. Особой популярностью и эффективностью отличаются проекты лицейская газета "ЛиГа" и "Дискуссионный клуб".

По замыслу разработчиков проекта "Лицейский медиацентр" овладение лицеистами новейших аудио-визуальных, информационных и коммуникационных технологий должно способствовать повышению их конкурентоспособности как на этапе школьного обучения, так и в дальнейшей жизнедеятельности. Наши прогнозы основываются на исследованиях рынка труда на ближайшие 5-10 лет [4]. Кроме того, приобретя высоокачественное оборудование для своих нужд, лицей приобрел надежных социальных партнеров в лице кампании ЗАО "Полимедиа", специализирующеися на комплексных решениях по оснащению конференционных залов, ситуационных и информационно-аналитических центров, учебных аудиторий; кампании "Полифорт", специализирующейся на поставках печатного и постпечатного оборудования продукции Riso.

Выше названные кампании оказались не просто добросовестными поставщиками, но и проявили заинтересованность в скорейшем внедрении поставленного оборудования в образовательный процесс. Так, представители кампании "Полифорт" предложили системное решение создания мобильного конференц-зала и сами претворили его в жизнь: при помощи потолочной штанги закрепили стационарно мультимедиа-проектор,   отцентрировали положение интерактивной доски, настроили ноутбук на прием сигналов от пультов интерактивного голосования. Но что еще важнее, представитель кампании в течение нескольких дней терпеливо и доходчиво обучал педагогов лицея использованию оборудования, раскрывая технологические возможности и пути решения проблемных ситуаций.

Уже сегодня 30% учителей лицея используют интерактивную систему голосования для быстрой и эффективной обработки результатов фронтального опроса, тестов, для выявления мнения аудитор ии, оценки события, результатов и др.

Представители педагогического сообщества в количестве 47 человек, прессы, МОиН РТ, присутствовавшие на творческом отчете лицея о реализации Гранта также составляли коллективное оценочное мнение об эффективности реализации программы развития лицея при помощи пультов интерактивного голосования.

Оборудование для школьной типографии, поставленное кампанией "Полифорт", представляет собой целый комплекс, состоящий из ризографов (устройства для тиражирования материалов) с уникальной производительностью и возможностями, которые обеспечены специальными программами для образовательных учреждений; листоподборочной машины для автоматического подбора отдельных отпечатанных листов в готовый комплект; брошюровщика для оперативного изготовления многостраничных брошюр, журналов.

Представители кампании установили оборудование, провели пуско-наладочные работы, обучили педагогов и школьников - представителей лицейского издательства - на нем. Но на этом сотрудничество лицея с кампанией "Поли-форт" не закончилось.

27 апреля состоялся открытый отчет лицея о реализации Гранта Президента РФ перед педагогическим сообществом. Руководство и сотрудники кампании, проявив заинтересованность в продвижении новых технологий в образовательное пространство лицея, приняли активное участие в мероприятии. И вот впервые лицейская газета "ЛиГа" напечатана "дома" - в лицейской типографии.

Новое оборудование позволит каждому учителю творчески и неформально подойти к организации образовательного процесса: отпечатать свои личные методические и учебные материалы, легко создавать различные учебные и наглядные пособия, заменить контрольные работы индивидуальными тестами. А ученики, освоив работу на новом оборудовании, смогут самостоятельно выпускать лицейскую газету, издавать коллективные и индивидуальные сборники творческих работ: сочинений, стихов и

В соответствии с образовательными возможностями, открывшимися благодаря реализации проекта "Лицейский медиацентр" была составлена рабочая программа "Подготовка лицеистов к жизни в XXI веке: обеспечение технологической грамотности".

В программе отражены пять основных задач:

- все педагоги лицея   должны получить образование и поддержку, необходимые им для обучения   учащихся   использованию аудио-визуальных,  информационных и  коммуникационных технологий;
- все учителя и учащиеся должны получить доступ к современным мультимедийным средствам
обучения;
- каждый лицейский кабинет должен иметь доступ к информационным каналам;
- рабочие учебные программы по всем предметам должны включать эффективное программное обеспечение и интерактивные средства обучения;
- освоение аудио-визуальных, информационных и  коммуникационных технологий должно происходить как в процессе учебных занятий, так и во внеурочной деятельности, организованной в форме коллективно-творческого    дела.    В 2007 году все пять задач решаются в соответствии с календарным планом работы лицея. Достигнутые результаты составили основу единой стратегии по реализации широкомасштабных усовершенствований в лицейском учебном процессе на следующий период.

Педагоги с энтузиазмом взялись за освоение новых форм обучения, связанных с применением ИКТ: сегодня в лицее уже идут уроки при помощи видео-трансляции. Камера, подаренная лицею кампанией "Полифорт", не пылится в шкафу, а работает: теперь один учитель может вести урок одновременно в двух классах сразу. Использование Интернет-технологий позволяет учителю расширить информационное поле, повысить квалификацию, пообщаться с учениками и родителями в Глобальной сети, развивать услуги дистанционного образования.

А лицеисты, почувствовав вкус к освоению новых технологий, строят планы на будущее: мечтают не только научиться работать на новом оборудовании, которое сделало лицейскую жизнь более "настоящей", яркой, но и со временем встать в ряды сотрудников выше упомянутых и других кампаний, успешно продвигающих новейшие технологии в жизнь.

Обзор достижений по всем направлениям подтверждает реалистичность проекта и эффективность государственных инвестиций (имеется в виду грант в 1 миллион рублей) в его реализацию.

Так, приоритетной задачей на момент начала реализации проекта являлось обучение новым компьютерным технологиям 30 учителей. В 2005 году лишь 50% учителей имели небольшой опыт применения технологий в учебном процессе. Согласно статистике треть учителей лицея считали, что они "хорошо" или "очень хорошо" подготовлены к использованию компьютеров и Интернета в учебном процессе. В 2006г. почти половина всех учителей лицея прошла восьмичасовую или более длительную профессиональную переподготовку в этой области на базе лицея под руководством тьюторов - коллег, которые имеют достаточный опыт в этом вопросе. И вот уже 100% учителей являются не только активными пользователями ИКТ, но и успешно применяют свои знания в учебном процессе. Семь учителей, прошедших переподготовку по использованию компьютерных технологий и Интернета в этот период, оказались способны повысить свою квалификацию в институте им. Герцена города Санкт Петербург в дистанционной форме.

На сегодняшний день 30% всех уроков в лицее построены на основе применения интерактивных средств обучения. Интересной находкой для решения проблемы подведения итогов экспресс-опросов, тестов, выявления коллективного мнения стала интерактивная система пультового голосования, которую мы приобрели у кампании ЗАО "Полимедиа".

Результативность участия лицеистов в интеллектуальных конкурсах, связанных с применением ИКТ и знаниями информатики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Результативность участия лицеистов в интеллектуальных конкурсах, связанных с применением ИКТ и знаниями информатики


 
Динамика освоения педагогами и лицеистами новых видов деятель¬ности, представленная в таблице 2, подтверждает эффективность ис¬пользования новейших аудио-визуальных, информационных и коммуни¬кационных технологий в лицейском образовательном пространстве.

Таблица 2

Динамика освоения педагогами и лицеистами новейших аудио-визуальных, информационных и коммуникационных технологий

Прогнозируемый результат реализации Программы развития нашего учебного учреждения - создание на базе лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете республиканского образовательного центра для одаренных детей с современным ресурсным обеспечением (технопарком, конференционным залом, планетарием и обсерваторией, библиотекой с многофункциональным читальным залом и т.д.) - обеспечит каждому ребенку городов и сел Республики Татарстан доступность образования мирового уровня.

______________________________________________

[1] Миссия лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете - выявление и дальнейшее развитие одаренных детей г. Казани обусловлена социальным заказом лицею со стороны государства и общества на создание условий для воспитания интеллектуальной элиты Республики Татарстан и России, а также потребность Казанского государственного университета в осуществлении    преемственности в    воспитании    будущих   ученых.
[2] Современный словарь иностранных слов. - М, 1993. - С.238.
[3] Хомерике О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с, с.5.
[4] Аналитики утверждают, по словам управляющего партнера компании HeadHunter, что современному рынку труда все еще катастрофически не хватает IT-специалистов. "На данный момент ВУЗы не могут выпустить столько программистов, сколько необ¬ходимо. Уже почти все крупные IT-компании открыли представительства и офисы разработок в регионах, чтобы "заманивать в свои сети" талантливых выпускников. Сейчас наибольшей популярностью у работодателей, по данным компании HeadHunter, пользуются разработчики программного обеспечения, аналитики, WEB инженеры, тестировщики, дизайнеры, системные администраторы. Рынок информационных технологий растет огромными темпами, поэтому образование в области IT можно назвать одним из самых перспективных для нынешних абитуриентов", - рассказывает Михаил Фролкин.



Автор: Е.Г. Скобельцына


Аудитория
1.2   Исследователь
1.4   Преподаватель

Вид носителя
5.2   Интернет-ресурс

Предметная область
2.2   Профессиональное образование
2.2.75   Образование в области техники и технологий
2.2.77   Педагогическое образование

Тип ресурса
3.53   Учебно-методические материалы

Уровень образования
4.2   Общее
4.3   Профессиональное
4.4   Дополнительное
Наши награды:
лауреат премии рунета 2006
диплом Фестиваля "Новая Реальность-2006"
лаурет 1 премии "Звёзды Татнета-2007"
Неделя образования взрослых-2010
Неделя образования взрослых-2010
План мероприятий
Лимерикская декларация

V республиканский Интернет-педсовет
Приказ о проведении
Темы для обсуждения
План проведения
Материалы учителей
От теории к практике (видео)

90-летие образования Татарской АССР
Персоналии: Председатели правительства
Персоналии: Наркомпросы
Персоналии: Выдающиеся деятели истории татарского народа ХХ в.
Персоналии: Председатели ТатЦИКа и Президиума Верховного Совета ТАССР
Персоналии: Первые секретари Татарского обкома, рескома партии
История: официальные документы
Вехи истории
Хроника истории ТАССР
Фотографии

Профильное обучение в средней школе
Содержание и сопровождение
Нормативное обеспечение
Формы итоговой аттестации
Мероприятия

Форумы 2010
Расписание форумов
Интернет-форум по математике
Интернет-форум по русскому языку
Интернет-форум по биологии и химии
Интернет-форум по физике (16 - 17 февраля 2010 г.)
Интернет-форум по иностранным языкам (25 - 26 февраля 2010 г.)
Интернет-форум по информатике (2 - 3 марта 2010 г.)
Интернет-форум по географии (4 - 5 марта 2010 г.)

Журнал "Информатизация образования. Проблемы и поиски"
Статьи журнала "Информатизация образования. Проблемы и поиски"

Публичные лекции
Общая информация
2007/2008
2008/2009
2009/2010

III открытый конкурс интернет сайтов
Сайты-участники
Приказ о проведении

Мероприятия
Республиканское августовское совещание работников образования и науки 2009
IV Республиканский Интернет-педсовет

IV Республиканской интернет-акция "Неделя образования взрослых"
Информация о неделе образования взрослых

Повышение квалификации по ИКТ
Ноутбук учителя. Основы работы
Программа Intel "Обучение для будущего"
Программа "Учимся с Intel"

Калейдоскоп

© Программирование, техническое обеспечение: Центр информационных технологий КГУ
© Поддержка сайта, продвижение и реклама в интернете - WebMar.ru
Как много сайтов знаю нас?
При использовании материалов с сайта гиперссылка обязательна.
наша почта